Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 06:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нравственного развития дошкольников
§1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
§2. Сущность дисциплинированности и культуры поведения
Глава 2. Методические основы изучения культуры общения у дошкольников
§1. Культура общения как составной компонент культуры поведения
§2. Причины не совершенствования речевого этикета
§3. Методы и приёмы развития речевого этикета
§4. Общие положения о методе проектов
§5. Использование проектной деятельности в ДОУ
Глава 3. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
§3. Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по културе.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

 

Карточки с вежливыми словами. 

1. Игровая  ситуация «Сегодня праздник 8 марта. Чем порадовать маму?».

 

2. Накладывание  карточек с ласковыми словами  на соответствующие клеточки  игрового поля. 

13. Беседа по проблемной ситуации  «Слушай, понимай, быстро исправляй». 

1. Учить  анализировать недостатки в общении.

 

2. Предлагать  свои варианты знакомства.   Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации, дети исправляют ошибки. 

14. Игра «Испорченный телефон» Закрепит называние вежливых слов по телефону 

- я Вас слушаю;

 

- приятно  Вас слышать;

 

- что я  могу передать;

 

- позвоните, пожалуйста, попозже;

 

- извините, я Вас не отвлекаю? и др. Два телефона. Разговор двоих: воспитателя и ребёнка. Воспитатель умышленно допускает ошибки при разговоре, а ребёнок должен их исправить. 

15.Домашнее задание: за выходные  дни внимательно наблюдать за  происходящим вокруг и рассказать, что дети увидели плохого и  что хорошего в обращении людей  друг с другом.     

3. Культура и мы. 1. Что такое культура общения. 

1. Дать детям понятие «культурный человек», чем он отличается от других людей.

 

2. Закрепить  умение употреблять при общении  вежливые слова.

 

3. На конкретных  примерах показать правила поведения  в общественных местах. 

-Здравствуйте!

 

- Пожалуйста;

 

- Дай мне  пройти пожалуйста;

 

Или

 

- Позволь  мне, пожалуйста, пройти;

 

- Проходи, пожалуйста;

 

- Будьте  любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому! Кукла Маша, фланелеграф, плоскостные фигурки зверей. 

1. Рассказ  воспитателя о том, кто такой  культурный человек.

 

2. Объяснение  поговорки «Ничто не обходится  нам так дёшево и не ценится  так дорого, как вежливость в  общении».

 

3. Драматизация  сказки «Маша заблудилась».(на  фланелеграфе). Вы приехали в другой город. Как вы доберётесь до нужной вам улицы?

2. Что такое хорошо и что такое плохо. 

1. Проверить  усвоенные детьми нормы этикета.

 

2. Продолжать  воспитывать навыки культурного  сдержанного разговора, умение выслушивать  партнёра. Этике, этикетная норма, такт, комплимент. Одобрить, ухаживать, быть внимательным. 

«Сказка об Этикете» А.И. Шемшурина (Этическая грамматика).

 

Столовые принадлежности для сервировки стола. 

1. Прочитать  и проанализировать стих. В. Маяковского  «Что такое хорошо и что  такое плохо».

 

2. Обыграть  этюд « Мы принимаем гостей». 

Оля и мама зашли в магазин. Очередь была большая, им пришлось долго стоять. Оля устала и стала капризничать.

 

Как бы ты поступил на её месте?

 

На остановке Таня увидела человека с обезображенным лицом. Она подошла к нему близко и стала рассматривать. Правильно ли поступила Таня7

3. Ежели вы вежливы. 

1. Проверить  в предлагаемых ситуациях освоения  норм общения.

 

2. Расширять  словарь ребёнка, формируя его  представление о вежливости, воспитанности. Вежливость, воспитанность, умеренность, тактичность, чуткость. 

Сюжетные картинки с различными ситуациями.

 

Стих. С. Маршака «Если вы вежливы».

 

Игра «Вежливо - невежливо». 

1. Повторить  с детьми правила вежливости  и вежливые слова.

 

2. Прочитать  стихотворение С. Маршака «Если  вы вежливы».

 

3. Поиграть  в игру «Вежливо - невежливо». 

Два незнакомых ребёнка встречаются у качелей. Оба хотят покачаться.

 

Что надо сделать этим детям, чтобы каждый смог покататься и они не поссорились?

 

Несколько детей играют во дворе. Присоединись к ним.

4. Я - пассажир. 

1. Учить  детей оценивать поступки людей, видеть неправильное, безкультурное поведение.

 

2. Закрепить  правила вежливого обращения  пассажиров транспорта. 

- Извините, не следующей остановке выходите?

 

- Садитесь, пожалуйста;

 

- Вас не  затруднит…

 

- Позвольте  пройти;

 

- Место  свободное?

 

Вежливый, внимательный. 

Стих. Е. Карганова «В автобусе»;

 

Рассказ «Коля очень спешил…»

 

Игра «Пассажиры в трамвае». 

1. Чтение  стих. Е. Карганова «В автобусе».

 

2. Чтение  и анализ рассказа воспитателя  «Коля очень спешил…»

 

3. Игра «Пассажиры  в трамвае». Вы очень устали. В трамвае нашли свободное место и сели. На следующей остановке вошла старушка. Как вы поступите?

5. Мы идём с тобой в театр. 

1. Учить  соблюдать нормы поведения в  общественных местах.

 

2. Познакомить  с нормами общения в гардеробе, зрительном зале, во время спектакля, в антракте. 

- Поговорим  в антракте;

 

-Позвольте  пройти;

 

- Разрешите  купить программу;

 

- Ваше место  в партере;

 

- Я Вас  не побеспокою?

 

Театр, апплодисменты, гардероб, поведение, представление, спектакль, апплодировать. 

Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций.

 

Стих. А. Кушнер «Не шумите!». 

1. Повторить  с детьми правила поведения  в театре.

 

2. Обыгрывание  для кукол правила поведения  и общения в театре (куклы – зрители).

 

3. Чтение  стих. А. Кушнер «Не шумите!». Дима и Петя пришли в кукольный театр. Во время представления они громко смеялись и обсуждали спектакль. Правильно ли вели себя мальчики.

6. С/р игра «Путешествие» 

1. Закрепить  нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации.

 

2. Применять  правила речевого этикета. 

- Простите, пожалуйста;

 

- Проходите  дальше;

 

- Садитесь, пожалуйста;

 

- Позвольте  пройти;

 

- Уступите, пожалуйста и др. Постройка из стульчиков «Трамвай», сделанные детьми «билеты», нагрудный передник для водителя трамвая, сумка для кондуктора, куклы, детские сумочки и др. 

1. Постройка  из стульчиков трамвая.

 

2. Распределение  ролей.

 

3. Закрепление  правил поведения и общения  в общественном транспорте.

 

4. Обыгрывание  сюжета. 

7.С/р игра «Парикмахерская». 

1. Совершенствовать  навыки культурного общения .

 

2. Расширять  словарный запас вежливого и  культурного обращения с незнакомыми  людьми. 

- Доброе  утро, день, вечер;

 

- Какую  желаете сделать причёску, стрижку;

 

- будьте  добры, наклоните голову;

 

- Подушиться  желаете? и др. Зеркало, предметы гигиены: расчёска, ножницы, различные флаконы с шампунями, лаками, гелями и т.д. 

1. Анализ  ситуации в парикмахерской: мужчина  пришёл в парикмахерскую не  в настроении: не поздоровался, что- то невнятно пробурчал по поводу модели стрижки. В итоге ему стрижка не понравилась и он нагрубил парикмахеру.

 

2. Закрепление  речевых оборотов.

 

3. Распределение  ролей.

 

4. Обыгрывание  сюжета. 

8. Экскурсия «Поездка в театр  на трамвае. 

1. Закрепить  умение применять свои знания и умения о культуре поведения и общения в реальных ситуациях.

 

2. Совершенствовать  речевой этикет при поездке  на трамвае и в театре.

 

3. Воспитывать  умение вести себя скромно, не  стесняться, с незнакомыми людьми  быть

 

вежливыми и приветливыми. См. выше.  

1. Беседа  о театре.

 

2. Закрепление  правил поведения и общения  в театре и в общественном  транспорте.

 

3. Экскурсия. 

9. Домашнее задание: рассказать  родителям о поездке в театр.     

4. Общение в дружбе. 1. Честное слово. 

1. Учить  детей выполнять обещания, сдерживать своё слово.

 

2. Разъяснить  детям, что не нужно обещать, не  обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь. Не обещай того, что не собираешься выполнить. 

Пословица: не давши слова – крепись, а давши – держись. Помогу, помогу, а пришло – не могу!

 

Обещание. Держать слово, уважать себя, гордиться собой. В. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрации к рассказу. 

1. Провести  игру «Сочиним историю».

 

2. Повторить  правила честности, выучить правило  честности: «Пообещал – выполни».

 

3. Рассматривание иллюстраций к рассказу В. Пантелеева «Честное слово». Вспомнить ту ситуацию, когда вы не выполнили своего обещания. Как вы себя чувствовали при этом?

2. Летающая собака. 

1. Продолжать  формировать у детей представление  о честности, о честном человеке.

 

2. Тренировать  детей в назывании признаков  нравственного понятия «честность».

 

3. Научить  детей формулировать просьбу  о прощении. Простить, прощать, раскаяться, чистосердечно признаться, нанести обиду. В. Медведев «Летающая собака». Иллюстрации к рассказу. 

1. Прочитать  рассказ «Летающая собака» В. Медведева, сопровождая рассматриванием  иллюстраций.

 

2. Беседа  по содержанию рассказа.

 

3. Формулирование  различных просьб о прощении. Воспитатель заходит в группу, держа в руках игрушку (дети видят её в первый раз). «Ребята, чья это игрушка лежала в приёмной?» Реакция детей.

3. Дежурная чашка. 

1. Учить  детей признаваться в своей  неправоте, не оговаривать своих  друзей, сверстников, стараясь свалить  вину на них.

 

2. Учить  детей исправлять несправедливость, если она допущена. 

- Извините, я был неправ;

 

- Вы правы;

 

- Я исправлюсь;

 

Поступок, оговор, неправота, неправое дело. 

Педагогическая ситуация «Разбитая чашка».

 

Игра «Эхо».

 

Русская народная сказка «Хаврошечка». 

1. Рассказывание  сказки «Хаврошечка».

 

2. Анализ  педагогической ситуации «Разбитая  чашка».

 

3. Игра «Эхо». Ребята играли в прятки и Серёжа уже 30 минут как «водит». Мальчики стали дразнить Серёжу: «Ты смотри отводись, а то будешь «неотвожа». Совсем стало обидно Серёже. Но вдруг к нему подошла Марина и предложила подменить его. «Это не справедливо, - закричали ребята, - ты нарушаешь правила игры». Как ты считаешь?

4.Мама - слово святое. 

1. Формировать  у детей потребность быть опорой  и помощником для мамы.

 

2. Учить  детей делать маме комплименты.

 

3. Предлагать  помощь добровольно, проявлять инициативу  и самостоятельность. 

Пословица: при солнышке тепло, при матери – добро.

 

Помощь, помощник, лентяй, безразличный, каменное сердце, холодное, чёрствое сердце. 

Ненецкая сказка «Кукушка». Иллюстрации к сказке.

 

Татарская народная сказка «Три дочери». 

1. Прочитать  детям татарскую народную сказку  «Три дочери».

 

2. Сравнить  поступки героев сказок «Кукушка»  и «Три дочери». Предложить детям задание: дать телеграмму матери и сыновьям с советами, с оценкой поступков из сказки «Кукушка».

5. Д/и «Нечаянно и нарочно». 

1. Учить  детей различать умышленные и  неумышленные поступки.

 

2. Вырабатывать  привычку извиняться за причинённое  неудобство

 

3. Показать  детям, что значит быть хорошим  на словах и на деле. 

- Извините;

 

- Простите, я нечаянно;

 

Признать свою ошибку, извиниться, вредный, обиженный, драчливый, задиристый, нарочно, умышленно, нечаянно, злонамеренно. Серия сюжетных картинок с различными проблемными ситуациями. 

1. Рассматривание  сюжетных картинок с проблемными ситуациями.

 

2. Анализ  поведенческих реакций детей  в группе. Предложить детям рассказать, как они выходят из самых различных конфликтных ситуаций.

6. Н/п игра «Не забывай о  товарищах». 1.Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.  Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций. 

1. Рассматривание  картинок.

 

2. Исправление  ошибок. 

7. Прослушивание пластинок, аудиозаписей  с песнями о дружбе. Вызвать у детей положительное эмоциональное состояние от песен.  

Песни: «Если с другом вышел в путь…»;

 

«Улыбка»; «Дружба крепкая не сломается…» и др.

 

Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное». 

1. Чтение  рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

 

2. Прослушивание  песен о дружбе. 

8. Составление «Правил поведения в дружбе». 1. Закрепить с детьми правила и нормы поведения и общения со своими сверстниками. 

-поделись  игрушками с товарищем;

 

- разговаривай  вежливо и приветливо с товарищем;

 

- не ссориться!

 

- уступай  друг другу! и т.д. Проблемные ситуации, лист бумаги, фломастеры, рамочка. 

1. Воспитатель  рассказывает ситуацию, а дети  определяют правило.

 

2. Оформление  этих правил в рамку. 

9 Домашнее задание: найти пословицы  о дружбе.     

5. Итоговое мероприятие. Вечер развлечения «Урок вежливости». 

1.Дать возможность  детям переживать хорошее как  радость, испытывать неприязнь к  плохому.

 

3. Обратить  внимание детей на то, что добрые  чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь.

 

3. Вызвать  желание чаще совершать хорошие  поступки, относиться к людям с уважением.  Большая карта вежливых слов; флажки разного цвета (каждый цвет обозначает вежливые слова разных категорий); Атрибуты к сценкам; песни о дружбе; стихи; этюды, декорации леса и города, костюм феи, петушка, птички и др.  

 

 

 

Для проведения формирующего этапа были созданы все условия для эффективного обучения старших дошкольников культуре общения. В групповой комнате была оформлена карта «Азбука вежливых слов», где дети флажками разного цвета обозначали вежливые слова в соответствии с ситуациями. пополнили групповую библиотеку новыми книгами, рассказами, аудиозаписями, иллюстрациями и др. наглядным материалом, который был использован в проекте. Педагогический процесс был выстроен таким образом, чтобы во всех видах деятельности обогащался словарь детей различными вежливыми словами, речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики. Например, каждое занятие включало в себя программу по развитию речи и речевой культуры, при этом осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку. Владу Р., Эмилю Б., Максиму Д., Луизе И. Необходимо было пополнить словарный запас, учить их грамматически правильно строить предложения в простой и распространённой форме, обдумывать фразу, прежде чем произнести её, избавлять от привычки употреблять слова-сорняки, отвечать внятно и достаточно громко. А в работе с Катей А., Сашей А., Лерой, Б., Антоном Д., Кариной З. Задачи ставились несколько иные, т.к. уровень их речевого развития выше, следовательно, и требования к ним предъявлялись более высокие: развивать выразительность речи, умение применять образные сравнения, обогащать словарь. Воспитатели в своей работе исходили из того, что если у ребёнка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником при общении друг с другом, чувствовать себя непринуждённым во время разговора.

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности