Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе.
Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста
1.1 Особенности развития речи младших школьников
1.2 Письменная речь и задачи ее развития
1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника
2. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей
2.1 Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников
2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника
2.3 Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

связная речь.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

(по Г. Скребицкому)

3. Вопросы по тексту:

-Как еще можно озаглавить  этот рассказ?

-Какое время года описывается  в рассказе?

-Что происходит с деревьями  в лесу?

4. Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь  каждый абзац. Составь план.

5. Орфографическая подготовка:

1) Подбери проверочные  слова. Вставь буквы.

в…сна - …, в з…мле - …, зел…нь - …, глуб…ко - …

2) Объясни написание приставок.

…живает, пр…ходит, пр…сыпается, п…днимаются, н…дуваются, ра…бухают, ра. вернуть

3) Объясни написание удвоенных  согласных

длинного, весенние,

4) Прочитай трудные слова  по слогам. Обрати внимание на  них, когда будешь писать изложение.

вбирают, где-то, поток, сучья,

6. Лексическая подготовка:

1) Подбери синонимы

могучий

2) Подбери антонимы.

глубоко, просыпается

3) Перифраз. Скажи по-другому.

Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.

7. Перескажи текст по  плану. В этом тексте пропущен  абзац, который содержит описание  лесной опушки. Когда будешь писать  изложение, постарайся дать это  описание.

8. Напиши изложение "В  лесу".

К 3 - 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания. Некоторые образцы изложений представлены в Приложении А.

В результате проверки письменной речи учащихся можно выявить типичные ошибки в содержании и построении изложения:

1. Пропуск главных частей  и важных фактов.

2. Неточная передача фактов  и событий.

3. Нарушение логической  последовательности.

4. Возвращение без надобности  к одному и тому же факту.

5. Отсутствие связи между  фактами и событиями.

6. Речевые ошибки.

7. Неправильное определение  границ предложения в тексте.

8. Нарушение порядка слов  в предложении.

9. Повторение одного и  того же слова, не вызванное  необходимостью.

10. Пропуск главных и  второстепенных членов предложения.

11. Неправильное согласование  и управление слов.

12. Неправильное или неточное  употребление слова, а также неоправданное  повторение слов и необоснованное  употребление в одном предложении  двух синонимов.

Поэтому написанию изложения должна предшествовать большая подготовительная работа.

Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению.

Система работы над сочинением в каждом классе на начальной ступени обучения представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями. Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с литературным чтением, что и определяет их методику. Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов - привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания [42; 43; 44].

Первые сочинения детей небольшие по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени. В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся. Для проведения сочинений во 2-ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя и этот вид деятельности носит обучающий характер.

Обучению письменным сочинениям предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных общей темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно.

В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

1) писать небольшие рассказы  с элементами описания и рассуждения  об экскурсиях, работе, наблюдениях;

2) писать рассказы о  случаях из своей жизни;

3) писать рассказы по  одной картине и по отдельным  эпизодам кинофильма;

4) самостоятельно составлять  план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных  предложений;

5) правильно строить простые  предложения различных типов;

6) умению отбирать слова  и употреблять их в речи [45].

Письменные сочинения проводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений, по возможности в сюжеты включаются элементы описания.

Сочинениям с элементами рассуждения дети обучаются позднее. Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.

При подготовке последующих сочинений работа над рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.

В основу классификации продуктивно-творческих упражнений (сочинений) нами положены межпредметные связи русского языка с такими учебными предметами как: "Литература", "Изобразительное искусство", "Познание мира", "Музыка"

1. Сочинение по картинам. Этот вид сочинений позволяет реализовать межпредметную связь русского языка с учебным предметом "Изобразительное искусство". Для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции), иллюстрации, представленные в учебниках разных учебных предметов, т.к. картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;

описание картины.

2. Сочинения по наблюдениям. Данные сочинения позволяют устанавливать межпредметную связь русского языка с "Познанием мира".

Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения - описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний. В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

1) Описание отдельного  предмета по непосредственному  наблюдению ("Яблоко", "Наш класс") или по прошлым наблюдениям ("Яблоня  весной и осенью", здесь есть  дополнительная, осложняющая задача - элемент сравнения).

2) Описание трудового  процесса, выполнявшегося учащимися: "Как сделать скворечник" (на  уроках труда), "Как посадить  дерево".

3) Описание картин природы  и других сложных предметов, явлений: "Наша улица утром", "В  лесу". Последовательность, полнота  описания обеспечиваются подготовительной  беседой.

Во 2-4 классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не совпадает с повествованием.

3. Сочинения на основе прочитанного реализуют межпредметную связь русского языка с "Литературным чтением". Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей, формирования читательской компетенции. В отзыве школьник дает оценку прочитанному. Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее усвоить идейное содержание и художественные детали.

На начальных этапах овладения письменной речью работа над сочинениями очень важна, так как учит умению самостоятельно излагать собственные мысли, подбирать языковые средства, которые позволяют быть адекватно поняты читателем.

В результате анализа учебников по предметам "Русский язык", "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" мы определили виды сочинений, их темы и возможности реализации межпредметных связей через использование межпредметного материала, имеющегося в данных учебниках, которые представлены в таблице 2:

 

Таблица 2.

Вариативное использование межпредметного материала учебных предметов начальной ступени обучения при написании сочинений

Вид сочинения

Тема сочинения

Межпредметный материал, используемый в сочинениях

По картинам

"Озеро"

"Русский язык" - с.239, упр.899;

"Познание мира" - Наш  Казахстан,

с.138;

"Изобразительное искусство" -

И. Левитан "Озеро. Русь"

По наблюдениям

"Яблоневый сад"

"Русский язык" - с.155, упр.596;

"Изобразительное искусство" -

И. Левитан "Яблони в цвету",

М. Нурлыбаев "Цветущий яблоневый сад"

На основе прочитанного

"Щедрый человек"

И. Алтынсарин

"Щедрый человек"


 

Вывод: Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения.

Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Вопрос обучения данным видам письменной работы затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, языковой личности.

2.3 Организация  и результаты эксперимента по  развитию письменной речи на  уроках русского языка в 3 классе  в условиях межпредметных связей

В экспериментальном исследовании, целью которого было изучение роли межпредметных связей русского языка с учебными предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на начальном этапе обучения в школе в развитии письменной речи младшего школьника принимали участие учащиеся 3-х классов средних школ с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области в количестве 30 человек.

Изучение роли межпредметных связей уроков русского языка с другими учебными предметами в начальной школе в развитии письменной речи младшего школьника потребовало экспериментального обоснования и проверки эффективности данного предположения.

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:

1 этап (констатирующий) носил подготовительный характер: изучалась психологическая и психолого-педагогическая литература, осмысливалась идея и гипотеза исследования, наблюдался учебно-воспитательный процесс в средних школах с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области.

Для достижения цели дипломной работы осуществлялся анализ и обобщение литературы по данной проблеме, подбор межпредметного материала для написания сочинений и изложений.

2 этап (формирующий) - подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке влияния межпредметных связей русского языка с предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на развитие письменной речи младшего школьника.

3 этап (контрольный) - проведение контрольных срезов по проверке эффективности использовании межпредметных связей для развития письменной речи младших школьников.

На констатирующем этапе эксперимента нами проводилась проверка сформированности письменной речи у младших школьников через написание сочинений на заданную тему.

Информация о работе Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей