Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:20, дипломная работа
Цель работы: обоснование возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
Объект исследования – процесс формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...............................................................................................................................7
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов..................................................................................................................9
1.3. Использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине..............................................14
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры..............................................................................................27
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.........................................29
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………
Министерство образования и науки РФ
Департамент Вологодской области
Бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Вологодской области
"Сокольский педагогический колледж"
Выпускная квалификационная работа
Формирование представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
по педагогике
Специальность 050704
Дошкольное образование
(повышенный уровень)
Студентки 4 «В» группы
заочного отделения
Груздевой Татьяны
Александровны
Руководитель работы:
преподаватель
Павлова Галина Владимировна
Сокол
2012
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические основы
формирования представлений о величине
предметов у детей младшего дошкольного
возраста через дидактические игры..........................
1.1. Понятие о величине и её свойства……………………………………………..7
1.2. Методика ознакомления детей
младшего дошкольного возраста с величиной
предметов.....................
1.3. Использование дидактических
игр в формировании у детей младшего дошкольного
возраста представлений о величине......................
Глава 2. Опытно-практическая
работа по формированию представлений
о величине предметов у детей младшего
дошкольного возраста через дидактические
игры..........................
2.1. Описание базы проведения опытно-практической работы………………..27
2.2. Начальное исследование сформированности
представлений о величине предметов у
детей младшего дошкольного возраста......................
2.3. Развивающая работа по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры32
2.4. Повторное исследование сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста, сравнение результатов исследования..38
Заключение …………………………………………………………………………43
Список использованной литературы………………………………………………45
Приложения……………………………………………………
Введение
Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.д. Каждый конкретный род величин связан с определенным способом сравнения соответствующих свойств объектов.
Потребность в сравнении всякого рода величин, так же как потребность в счете предметов, возникла в практической деятельности человека на заре человеческой цивилизации.
Актуальность темы работы заключается в том, что математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики (24).
Этой проблемой занимались З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина. Рукописные материалы Леушиной А.М. были использованы при написании учебных пособий в дальнейшем такими специалистами как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр и др.
Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Усвоение детьми новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Познание» отмечено важное значение развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Познавательная деятельность всегда
была важным направлением работы дошкольных
учреждений. Однако нередко педагоги основное
внимание уделяли запоминанию, усвоению
и воспроизведению детьми определенных
знаний, а не развитию мышления. Поэтому
важно, что этот раздел, согласно Федеральным
государственным требованиям, «направлен
на достижение целей развития у детей
познавательных интересов, интеллектуального
развития детей через решение следующих
задач: развитие сенсорной культуры; развитие
познавательно-
Игра позволяет педагогам и родителям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Значение игры в развитии ребенка явственно выступает в трудах отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных ( Ж.Пиаже, И. Ивич, Х. Реттер, Д.Ковач, Дж. Брунер, и др.) ученые.
Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности (8).
Поэтому нам представляется важным и актуальным рассмотреть возможности использования дидактических игр в формировании представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Цель работы: обоснование возможности использования
дидактических игр в формировании у детей
младшего дошкольного возраста представлений
о величине.
Объект исследования – процесс
формирования у детей младшего дошкольного
возраста представлений о величине предметов.
Предмет исследования – использование дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине предметов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие о величине и её свойства.
2. Проанализировать методику ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов.
3. Раскрыть возможности использования дидактических игр в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине.
4. Провести начальное исследование сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
5. Организовать развивающую работу по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.
6. Провести
повторное исследование
В работе мы использовали теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы и эмпирические методы исследования: диагностика изучения сформированности представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке (1). Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.
К признакам величины относят: длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.
Свойства величины, изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительность; изменчивость.
Изучением формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрасте занимались многие педагоги: Щербакова Е.И.; Белошистая А.В.; Столяр А.А; З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина.
Цель дошкольной подготовки – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин (4).
Результатом определения измерения величины является определенное численное значение, показывающее, сколько раз выбранная мера «уложилась» в измеряемую величину. В соответствии с программами дошкольного образования и методическими рекомендациями Белошистой А.В. В младшем дошкольном возрасте рассматриваются только такие величины, как длинна, ширина, высота, в старшем дошкольном возрасте рассматривают массу, емкость, площадь, время, скорость.
Приведем краткие характеристики величины, данные Белошистой А.В.
Величина – одно из основных математических понятий возникшее в древности, и в процессе длительного развития подвергшееся ряду обобщений. Длина, площадь, объем, масса, скорость и многое другое – все это величины. Величина – это особое свойство реальных объектов или явлений (22).
Длина – это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике формирование элементарных математических представлений принято рассматривать «длину» и «ширину» как два разных качества предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением и наложением (совмещением). При этом всегда можно определить, насколько больше или меньше данный предмет.
Масса – это физическое свойство предмета, поддающееся измерению. Процесс измерения массы – взвешивание. Кроме взвешивания, массу можно определить прикидкой на руке масса – сложная с методической точки зрения категория для организации занятий с дошкольниками: ее нельзя сравнить на глаз, приложением или измерить промежуточной меркой. Однако «барическое чувство» есть у любого человека, и на его использовании можно построить некоторое количество полезных для ребенка заданий, подводящих его к пониманию смысла понятия масса.
Емкость – это объем мер жидкости, знакомство с емкостью идет в начальной школе в большинстве случаев.
Площадь – это свойство фигуры занимать определенное место на плоскости. Площадь принято определять в плоских замкнутых фигур. Для измерения площади и качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру. В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя это термином «палетка», визуально, путем наложения предметов, путем сопоставления предметов по занимаемому месту на столе, земле.
Таким образом, цель изучения формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрасте – познакомить детей со свойствами предметов, научить дифференцировать их, выделяя те свойства, которые принято называть величинами, познакомить с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин.
1.2. Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов
Развитием формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста занимались такие ученые: Щербакова Е.И.; Белошистая А.В.; Столяр А.А; З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.М. Леушина и Л.С. Метлина.
Существует множество программ, которые рассматривают формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.