Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:34, дипломная работа
Создание художественного образа - это процесс, непрерывный ряд решений, которые художник должен принимать, чтобы материализовать свой эстетический замысел. Они всегда основываются на сложном сочетании того, что художник осознает, и того, что на уровне сознания как мотив решения осознается плохо или даже не осознается вовсе. Этот неосознаваемый мотив решений присутствует в подлинно художественном творчестве всегда.
Развитие романса в XX в. – уже в первые его десятилетия – представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции XIX в. композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, например, проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произведении индивидуальное её решение, вне типовых жанров и форм. Так возникает новый род камерно-вокального произведения – «стихотворение с музыкой». Подобного рода сочинения есть у С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева («Пять стихотворений Ахматовой»), у французских композиторов (К. Дебюсси, и другие). На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в романсе проблема музыкально-речевой интонации. Чтобы максимально приблизиться к интонациям естественной речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (Дебюсси «Песни Билитис», Рахманинов «Мы отдохнем», Прокофьев «Гадкий утёнок»), используют свободно интонируемый «музыкальный говор» (Sprechstimme, Sprechgesang). С другой стороны, в романсе XX в. интенсивно развивается инструментальное начало. Фортепианная партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре «романса-прелюдии» («Сирень» Рахманинова, многие романсы Дебюсси).
Большое внимание исследованию романса как жанра и специфики романсовых интонации уделял Б.Асафьев. В его трудах представлен подробный историко-культурный анализ жанра в русской вокальной музыке.
К середине XIX века образуются
прочные стилистические традиции в
области непосредственно
Для составления индивидуальных планов подготовки к исполнению романсов были проведены опросы студентов МПГУ. По результатам опроса студентов было выявлено:
1.По окончании курса
«Сольное пение» 40% опрошенных
студентов испытывают не
2.На вопрос «Как часто
вы используете на уроках или
при индивидуальной подготовке
интонационный и
А)Редко – 50% .Из них: непривычно – 10%, не уверен за свою интонацию – 15%, опасаюсь, что проявятся недостатки голоса – 10%, технически сложно – 15%
Б)Использую по мере надобности (не испытываю затруднений, это не является чем-то особенным) – 35%
В)Довольно часто, использую при любой возможности – 15%
Все указанные факты были выявлены при подготовке студентов к зачетам и экзаменам в классе сольного пения на материале камерной вокальной лирики Н.А. Римского-Корсакова.
В связи с этим было предложено оценить причины затруднений при подготовке к исполнению произведений, таких, как
По степени трудности в исполнении жанры вокальной музыки распределились следующим образом:
Причины заявлялись следующие (показываем по убыванию важности):
Проведенные опросы показали, что именно русский романс рубежа XIX-ХХ веков является наиболее трудным материалом для сценического воплощения. И проблема кроется не в вокальной технике: опрашиваемые указывали на трудности передачи эмоциональной динамики, на сложность ролевого интерпретирования музыкально-поэтических текстов. Одновременно указывалось на плодотворное влияние интонационного, анализа конкретных произведений как знаковых в творчестве композитора.
Таким образом, мы утверждаем что, «музыкальная интонация» – это текст, наделенный глубоким смыслом, это символ социокультурных условий, в котором содержится комплекс духовных ценностей определенного социума. Она всегда обладает культурной отмеченностью, «знаком» той или иной конкретной культуры». (Бочарова: http://www.analiculturolog.ru)
2.2 Методика формирования перевоплощения на примере романса Римского-Корсакова «На холмах Грузии».
Подготовительная работа по подготовке к исполнению романса «На холмах Грузии», над тремя студентами музыкального факультета МПГУ, первого и пятого курсов. Работа велась в следующем порядке:
1 этап - работа над певческими навыками, дыханием, звукообразованием и звуковедением, дикциой, велась в процессе вокальных упражнений, ознакомление с музыкальным текстом, определение технологических затруднений.
«Всякий навык представляет собой систему условно-рефлекторных связей» [43, с.202]. Развитие навыков певческой деятельности является сложным процессом, который подчинен определенным закономерностям. Навыки исполнения, как и вокальная техника, закрепляются путем длительных и постоянных упражнений. Автоматизм технических навыков позволяет освободить эмоционально-образную сферу психики для решения художественно-исполнительских задач.
Мы выделили следующие этапы формирования певческих навыков:
2 этап - аналитическое чтение стихотворения А.С Пушкина и изучение литературоведческих и языковедческих комментариев к нему.
Стихотворение «На холмах Грузии » было написано А.С. Пушкиным в 1829 году во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье.
В то время Пушкин был страстно влюблен в Наталью Гончарову. Лирическое произведение написано поэтом после неудачного сватовства к ней. Пушкин получил неопределенный ответ от ее матери и не надеялся на брак с Гончаровой. Переживания поэта послужили причиной написания стихотворения, но в произведении нет никаких намеков на конкретные биографические факты, вся миниатюра – это размышления, переживания лирического героя о безответной, возможно безнадежной любви. Само стихотворение сочетает в себе чистую лирику (прямой разговор о чувствах) и лирику мысли (лирическое размышление, прямое высказывание). Герой вспоминает о том удивительном состоянии напряжения душевных сил, апогея любви и творческого вдохновения, на берегу реки Арагвы, при котором«…сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может.»
Стихотворение написано
традиционным для элегий размером:
чередованием шести- и четырехстопного
ямба.
Нечётные стихи – шестистопный ямб. Чётные
стихи – четырёхстопный ямб
Рифма: абабвгвг – перекрёстная.
Разностопность применяется для передачи
многоплановых чувств. С одной стороны
– какой-то мрачной тревожности, с
другой, тревожности лёгкой, светлой и
притягивающей. Чередование шести и четырех
стопного ямба задает определенную интонацию:
длинные нечетные строки дают как
бы экспозицию мысли, а краткие четные
- развивают или поясняют ее. Такое разделение
поддерживается в первом четверостишии
четкостью синтаксической границы между
стихами: каждый стих законченная синтагма
и границы ритмических и синтаксических
интонаций совпадают. Во втором четверостишии
, на фоне уже заданной интонационной инерции
картина меняется: первая синтагма неполная,
взволнованно оборванная, кончается в
середине стиха, а вторая мучительно протяженная
– занимает полторы строки. В последних
двух стихах граница между синтагмами
и падает не на конец последнего стиха,
а на вторую его половину. Союзное слово
«оттого» падает не в свойственную по
смыслу место – рифму. Это требует подчеркнутой
выделенности голосом, заставляющего
ждать особо важного сообщения. Однако
в последней фразе объяснение причины
любви – фактически отсутствует: в нем
говорится «любит оттого, что любит».
1,2 строка – создаёт эффект
размеренного описания природы
3 строка – эффект светлой грусти и лёгкости
(подтверждение слов)
4 строка – для того, чтобы выделить каждое
слово в строке и выделить среди других
стихов саму строк.
5 строфа – акцент на фразе, усиление её
чёткости и точности с помощью длительной
паузы завершения предложения и мягкости
слова «уныние».
6 строфа – усиление эффекта перечисления
и смягчение самой фразы
7 строфа– создаёт акцент на слове «оттого»
в месте с паузой тире
8 строфа– смягчение начала строки и за
счёт этого усиление акцента на остальной
фразе; из всех стихов – самый яркий.
Конец стихотворения создает исключительно значимое противоречие между интонацией и содержанием. Интонация, в ходе второго четверостишия все время повышалась и на слове «оттого» достигла высшего напряжения, вдруг как-то беспомощно падает: поэт сам не может объяснить, отчего он любит, и просто смиряется, с неизбежностью этого безнадежного чувства.
Звуковой состав отличается обилием звонких согласных, особенно плавного «л» и носовых «м» и «н», создающих плавность и мелодичность стихотворения. Вокализация текста облегчена системой аллитераций и ассонансов: неоднократного повторения мягкого «л» в сочетании с гласными ( ле, ля, лю), перекличкой гласных (а, о, у). Все это придает звучанию романса напевность. Заметное уже в первой половине элегии столкновение (о) и (а) (о) становится во второй половине основой звуковой мелодии. В первой половине строфы, где всего 4 ударных (о), они все без исключения стоят на важнейших местах: «кольцо» на стихах (1) и (2) – «холмах- мною», наконец, рифма «мною – тобою». Все это ключевые структурные позиции строфы. (а) сначала преобладает и как бы оттесняет (о) в глубь структуры. Отмечу еще последнюю строку (8) элегии, выявляющую полное торжество (о). Из восьми рифм шесть - на (о), причем вся вторая половина строфы.
Фонетика стихотворения
построена с большой тонкостью.
Совпадение звуков для Пушкина, поддерживалось
смысловой ассоциацией. Ассоциация
эта имела для Пушкина
Вторая половина стихотворения выделяется частой повторяемостью и высокой значимостью ударного «О». В первой половине оно встречается только в паре «мною - тобою». Во второй оно наполняется светом, идущим от образа возлюбленной, и торжествующе звучит в сочетании: «Тобой, одной тобой», особую значимость намеку, содержащемуся в слове «Оттого», связывая также сердце поэта («оно») с «тобою».
Особое внимание уделяется
артикуляционным задачам.
Информация о работе Формирование способности к перевоплощению