Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
Полный анализ урока. В практике управления чаще применяется такой вид анализа урока, в котором объединяется несколько аспектов. Полный анализ урока - это система аспектных анализов урока. Проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на уроке.
Поэтапный анализ урока Анализу подвергаются основные этапы урока в зависимости от их последовательности. Проводится с целью оценки результатов и анализа отдельных этапов (цели урока, изучение нового материала, закрепление, повторение, задание на дом).
Структурный анализ направлен на выявление доминирующего элемента урока, выявление структур отдельных элементов в зависимости от его задач, определение целесообразности составленных элементов урока, их последлвательности.
Период развития (пути и средства повышения продуктивности, эффективности), который делится на 2 части: 1) рост внутреннего потенциала (Педагогическое мастерство - это системная совокупность качеств и свойств личности педагога, которые приобретаются в процессе профессионального становления в виде педагогических умений. Это комплксное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Педагогическое мастерство включает: гуманистическую направленноть личности, профессиональные знания предмета и его преподавания; Интеллектуальный уровень; Широкий кругозор; Педагогическая техника (умение управлять собой, взаимодействовать) - знания педагогики и психологии. Умение строить отношения и т.д. 2) Средства роста, повышения квалификации: -участие в семинарах, -открытые занятия, -участие в конференциях, -самообразование, -саморазвитие, -курсы повыш квалификации, -публикации.
Внеурочные формы работы –это различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организованные и проводимые школой во внеурочное время.
Задачи 1) формирование интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по предмету 2) организация свободного времени учащихся с целью общего развития, нравственно-этическое воспитание.
Требование: 1) органичная связь урочной и неурочной работы 2) добровольный характер участия 3) обязательное выполнение взятых поручений 4) цленаправленность и регулярность 5) массовый охват различными видами деятельности, но отсутствие строгово учета знания, отсутствие регламентации большая самостоятельность и инициатва учещихся.
Выделяются следующие формы внеурочной работы: по способу подачи языкового материала - устные и письменные (стенная газета, стенды); по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые. Каждая из указанных форм внеурочной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого материала, характером участия школьников в работе. Следует подчеркнуть, что разделение этих видов внеклассной работы из-за тесной связи между собой в значительной мере условно.
Формы организации: 1) Массовые формы внеурочной работы- КВНы, недели знаний по какому-либо предмету, тематические вечера, научно-практические конференции, выставки творческих работ, встречи с интересными людьми, связанными с этим предметом. К массовой работе привлекаются большое количество учащихся - несколько классов, вся школа. Цель -формирование и совершенствование познаватнльной деятельности. Требования: яркость, занимательность.
2) Групповая работа осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, клубах (практические занятия, познавательные игры). Цель -формирование и совершенствование умений и навыков. Требования - периодичность, постоянный состав групп, отчет перед другими классами в занимательной форме.
3) Индивидуальная работа и зависимости от интересов учащихся обычно связана с углубленным изучением теоретических вопросов, решением задач повышенной сложности, выполнением экспериментов (чтение книг и журналов, подготовка рефератов).Цель - углубление знаний, формированиие творческих способностей. Требования - высокий уровень исследования, творческая деятельность.
При проведении любого занятия с группой учащихся или организации массовых форм работы одним из важнейших этапов является индивидуальная работа с отдельными школьниками. С другой стороны, индивидуальная внеурочная работа с отдельными школьниками обычно является продолжением или составной частью его занятий в кружке или факультативе, участие в массовом внеурочном мероприятии по предмету.
Формы внекласной учебной работы: 1) экскурсия- форма, при которой учещиеся усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними (производственная, естественно-научная, историческая- литературная, краиведческие). Условия эффективности: наглядность, связь с жизнью, профориентация. 2) факультативы- проводятся параллельно с изучением обязательных предметов в форме урока, экскурсии, семинара, дискуссии и т. д. Факультативные занятия представляют собой сверхпрограииныые занятия, право выбора которых остается за учащимися, Задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальности учащегося. Кроме этого есть предметные кружки, научное общества, практикумы, консультации, конференции. Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеурочной работы по предмету тесно связаны между собой. При планировании внеурочной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий
Виды опережающего обучения:
1. Проектный (проективный) – операционализация усваемого содержания знаний. Регламентация деятельности ученика учителем.
2. Рефлексивный – предполагает выделение и осознание самого субъекта познания и обобщение способов его собственной познавательной деятельности.
Таксономия учебных задач.
Учебная задача – проект будущего учебного действия, реализуемого в определенных условиях.
Таксономия – классификация учебных задач по критерию требования задачи к когнитивному составу проектируемой учебной деятельности.
Дидактические стратегии
– набор управляющих
Реализация каждого вида опережающего управления осуществляется с помощью набора учебных задач.
Вид опережающего управления |
Учебные задачи |
Дидактические стратегии |
Тип проблемной ситуации |
Пректный |
1. предполагающие |
Стратегия репродуктивного обучения |
Перцептивно-мнемический 1+2+5 (задачи) |
2. предполагающие простые
мыслит. операции – описание, систематизация
фактов (перечислить,описать, | |||
3. предполагающие сложн. мыслит. операции – формир. собств. позиции обучающихся по отношению к исслед. проблемам, задачи на ориентацию и объяснение (объяснить, доказать, аргументировать, проинтерпретировать) |
Стратегия продуктивного обучения |
Продуктивно-эвристический 3+4+5+2 | |
4. предполаг. обобщение знаний и сочинение- порождение опред. Речевых высказываний для выражения продуктивного мыслит-го акта (написать, разобрать, сочинить) | |||
5. предполаг. продуктивное
мышление- направлены на решение
проблем практич. Характера ( | |||
Рефлексивный |
6. обеспечивающие переход
к осознанному использованию
собственных приемов |
Продуктивно-рефлексивный 6+4+5 |
Стратегии обучения (В.Я Ляудис):
1. Стратегия репродуктивного обучения – использует задачи 1, 2 групп. Применяется на начальных этапах обучения. Ориентируется на обязательный минимум усвоения учебного материала.
2. Стратегия продуктивного
обучения. Задачи 3-6 групп. Применяется
на промежуточных и
3. Оптимальная дидактическая
стратегия. Ориентирована на
Типы проблемной ситуации:
1. Перцептивно-мнемический
тип – ознакомление, наблюдение
и освоение непосредственно
2. Продуктивно-эвристический тип – освоение простых и сложных эвристических программ с целью нахождения нового неизвестного ранее решения (н-р, Осуществить сопоставление теорий памяти, используя для интерпретации различные основания)
3. Продуктивно-рефлексивный
– обобщение и систематизация
ранее построенных способов
Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы - главные движущие силы дидактического процесса, конкретные побуждения, причины.
А.К. Маркова выделяет 2 группы психологических характеристик учебных мотивов: 1.содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности и к ним относятся: осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, степень расспространения на несколько учебных предметов, формы учебных заданий 2. динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске.
Принято выделять 3 вида источников активности (внутренние; внешние; личные) и следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую.
Классификаця мотивов по разным критериям.
I. А.К. Марковой. Она основывается на классификации Л.И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов (познават, социал), дифференцируя каждую из них.
К уровням познавательной мотивации относятся: 1)широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями), 2)учебно -познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). К уровням Социальные мотивы: 1) широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), 2)узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), 3)мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).
II. Мотивы могут быть внешние (исходят от педагогов, родителей, общества и приобретают форму требований) и внутренние мотивы могут быть осознанные (школьник может рассказать причину обучения), и неосознанные (не причина, а лишь смутные ощущения).
III. Мотивы могут быть реальные (осознаваемые), мнимые (надуманные).
Мотивом можно определить отношение шкоьника к учению, степень его активности, самостоятельности.
Мотив зависит от разных факторов: возраста, воспитания, времени, окружающей среды и т.д.
Существует
взаимосвязь следующих
Изменение мотивов учебной деятельности: 1. Младший школьник –стремление почувствовать себя взрослым, новизна, стремление к атрибутам, возникновению трудностей, самоутверждение, труд, который оценится. 2. Подросток –на первом месте- среда общения, меняется область увлечений, взаимоотношения с педагогом, субъективное непонимание смысла учения. 3.Старшеклассник –дифференциация предметов на нужные и ненужные, теоретические и практические.
Группы мотивов: 1.Социальные мотивы –быть образованным, полезным для общества. 2.Мотивы общения. 3.Моральные –должествование, ответственность, стыд. 4.Мотивы самовоспитания –кругозор, воля, усидчивость. 5.Мотив престижа –занять высокое положение. сделать карьеру. 6. Познавательные –интерес к новому.