Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Слово «брак» происходит от русского слова «брать». Семейный союз может быть зареги-стрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освященные религией – церковными.

Брак – явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития – от полигамии к единобрачию.

Цель брака – создание семьи и рождение детей. Поэтому  брак устанавливает супружеские  и родительские права и обязанности.

Следует иметь в виду, что:

–     брак и семья  возникли в разные исторические периоды;

–     семья представляет собой более сложную систему  отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников  или просто близких супругам и  необходимых им людей.

10 вопрос Основные типы семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым  может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная семья.

Это большая по численности  семья, где в одном «гнезде» проживают  разные поколения родствен-ников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарная семья – преобладающий тип семьи, который состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество  супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к  другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в  отличие от патриархальных семей, в  которых по обычаю принято вуалировать  подобные отношения. Но распространение  нуклеарных семей чревато ослаблением  эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия  растет число малых семей, состоящих  из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых  «вылетели из гнезда»). Печальная  примета нынешнего времени –  рост неполных семей, возникших в  результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает  ребенка (детей).

Материнская (внебрачная) семья  – семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует  отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок  появляется у незамужней мамы. Часто  ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя» без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

В настоящее время существует также так называемый гражданский  брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная  семья, подчеркивая, что в любой  момент она может принять какую-то окончательную форму: развалится или  будет закреплена документально. В  такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как  супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и  жизни вообще.

Фактические браки приобретают  всевозрастающую популярность в  западном мире – Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 

7% супругов живут в незарегистрированном  браке. Что же лежит в основе  такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения  типа «мы еще молоды для  брака, надо материально встать  на ноги, а тогда уж...» По  данным социологическая исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной «подножкой», с которой можно при случае соскочить.

ТИПЫ СЕМЕЙ

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым  может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом  является патриархальная (тради¬ционная) семья. Это большая по численности  семья, где в одном «гнезде» проживают  разные поколения родственников  и свойст-венников. В семье много детей, которые зависят от родителей, по¬читают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, ко¬торые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриар¬хальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства на¬родов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоко¬ленные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) послед¬них. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая се¬мья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. моло¬дых семьях, обычно наблюдается тесное содружество  супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к  другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в  от¬личие от патриархальных семей, в  которых по обычаю принято вуалировать  подобные отношения. Но распространение  нуклеар¬ных семей чревато ослаблением  эмоциональных связей между мо¬лодыми  супругами и их родителями, в результате снижается воз¬можность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том  числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия  растет число малых семей, состоящих  из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых  «вылетели из гнезда»). Печальная  примета нынешнего вре¬мени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной предста¬вительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы мате¬ринские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Еже¬годно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

11 вопрос ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Семья - специфический социальный институт, в котором пере¬плетаются интересы общества, членов семьи в  целом и каждого из них в  отдельности. Будучи первичной ячейкой  общества, семья вы-полняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности се¬мейного коллектива или отдельных его  членов, выражающие социаль¬ную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования обще¬ства, семейное право и нормы морали, реальная помощь государ¬ства семье. Поэтому  на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, от¬мирают  или наполняются иным содержание ранее возникшие.

В настоящее время нет  общепринятой классификации функций  семьи. Исследователи единодушны в  определении таких функций, как  продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстано-вительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологиче¬ское воспроизводство и сохранение потомства, продолжение чело¬веческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность  иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной  социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины  и женщины в супружестве, отцовстве  и материнстве. Этот социальный процесс  обеспечивает воспроизводство новых  поколе¬ний людей, продолжение человеческого  рода.

Слова «семья» и «родительство» стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни - важнейший смысл  супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: пе¬дагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономи¬стов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступатель¬ного развития человечества важно и количественное, и качествен¬ное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающе¬му миру.

Проблема, которая волнует  современное человечество, - это  резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень бы¬стрый прирост населения в развивающихся  странах. Рекорд по ко-личеству новорожденных  упорно сохраняет Индия, ежегодно по¬полняя  население Земли на 27,5 млн малышей (сравните: в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн детей). Затем идет Китай - 18,4 млн новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом «Одной семье - один ребенок». Далее следует Индоне¬зия с 5,7 млн новорожденных.

На уровень рождаемости  оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосо¬стояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование  и здо¬ровье супругов, отношения  между ними, помощь со стороны род¬ственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономер¬ностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при  более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя») и усилия семьи  переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, уче¬бу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и  воспитание детей не остается времени.

Вопрос о количестве детей  в современной семье имеет  не только педагогическое, но и социально-экономическое  значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной  семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизвод¬ства населения. А значит, когда подрастут сегодняшние  новорож¬денные и вступят в самостоятельную  жизнь, на долю каждого при-дется не два-три пенсионера, а значительно больше. Страна «постареет», доля трудоспособных граждан снизится. Перспектива ясна - жизнь станет еще сложнее. Негативными последствиями чре-ват и противоположный вариант: если в каждой семье будет много детей, с лихвой обеспечится воспроизводство населения, страна «помолодеет». Однако многодетность большинства семей окажется тяжелым экономическим и социальным бременем для общества: сколько всего потребуется для того, чтобы накормить, одеть, дать образование, т.е. «поставить на ноги» молодое поколение. А сколько придется работать родителям, чтобы содержать многочис¬ленных чад! Тут уж не до воспитания и контроля, в которых нуж¬даются подрастающие дети. Мировая статистика показывает, к со¬жалению, что современная многодетная семья дает много воспита¬тельного «брака»: детей, не желающих учиться, работать, с различ¬ными отклонениями в поведении, вплоть до противоправного.

В последние годы растет число  супружеских пар, которые созна¬тельно отказываются от рождения детей. Среди  них есть люди с эгоистической  направленностью личности, озабоченные  своей карьерой, не желающие усложнять  свою жизнь «детскими» про¬блемами  и т.д. Некоторые супруги откладывают  рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными  и иными трудностями. На фоне таких  «неродителей» особо отчетли¬во высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По стати¬стическим  данным, в России значительная часть  женщин детород¬ного возраста не могут  иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в по¬следние годы рост мужского бесплодия, на долю которого прихо¬дится 40% бездетных  браков. Частично проблема бесплодия  реша¬ется путем зачатия «в пробирке» (по-научному - методом экстракорпорального  оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный  английскими учеными в 1978 г., ус¬пешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что  делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"