Экспериментальное изучение общения дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования являются социально-психологические механизмы, влияющие на развитие и коррекцию сферы общения дошкольного возраста.
Цель заключается в изучении основных социально-психологических механизмов, которые позволяют осуществить коррекцию сферы общения.
Задачи исследования:
1) Анализ различных подходов к проблеме общения дошкольников со сверстниками.
2) Проведения исследования, направленного на изучение общительности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава 1: Теоретические основы развития общения детей дошкольного
возраста со сверстниками.
1.1 Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной
психологии.
1.2 Анализ проблемы общения дошкольников со сверстниками в
отечественной психологической науке.
1.3 Развитие форм общения дошкольника со сверстниками в онтогенезе.
1.4 Отличительные особенности общения дошкольников со сверстниками.
Глава 2: Экспериментальное изучение общения дошкольников со
сверстниками.
2.1 Организация и методика исследования.
2.2 Диагностика общения дошкольников со сверстниками.
2.3 Развитие общения дошкольников со сверстниками.
2.4 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на
развитие общения дошкольников со сверстниками.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Общение детей дошкольного возраста со сверстниками.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

Диагностика общительности  в большинстве методик основана на самооценке, что вряд ли является адекватным возрастным особенностям ребенка. Здесь более подходит метод наблюдения, который может охватить большой диапазон характеристик, оценивание которых не под силу дошкольникам.

Процедура наблюдения

Изучение общительности  предполагается вести по следующим признакам:

I. Потребность в общении.

II. Контактность.

III. Способность понимать другого человека.

IV. Способность к сочувствию, сопереживанию.

V. Умение пользоваться средствами общения.

Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) надо фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается баллом 7, низшая — баллом 1.

№ п/п

Показатели

Баллы

Показатели

7

6

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Имеет много друзей

             

Непопулярен

2

Отсутствуют недоброжелатели, недруги

             

Многие его недолюбливают

3

Любит быть на людях, ищет новых друзей

             

Замкнут, общается с узким  кругом друзей

4

Не боится выступать  перед людьми в новой обстановке

             

Робкий, застенчивый

5

Открытый

             

Скрытный

6

Отзывчивый

             

Черствый

7

Ориентируется преимущественно на собственное мнение

             

Озабочен мнением окружающих о себе

8

Дает свои вещи сверстникам, дарит

             

Никогда ничего не дает сверстникам

9

Радуется похвале сверстника

             

Равнодушен к оценке сверстника

10

Выполняет работу за других

             

Никогда не делает работу за других

11

Часто говорит «спасибо»

             

Никогда не благодарит за услугу

12

Делится с другими  своими переживаниями

             

Никогда не делится своими переживаниями

13

Умеет по лицу узнать плохое настроение

             

Не умеет распознавать плохое настроение

14

Всегда внимательно  слушает товарищей, не перебивает

             

Всегда перебивает рассказы товарищей, не слушает собеседника

15

Хорошо определяет по лицу состояние безразличия

             

Не может определить по лицу состояние безразличия

16

Хорошо различает позы враждебности

             

Не способен определить позу враждебности

17

Понимает позу превосходства

             

Не способен понимать позу превосходства

18

Свободно общается со взрослыми

             

Стесняется общаться со взрослыми

19

Уходя, всегда прощается

             

Никогда не прощается

 

Хорошо владеет собой, может сдерживать проявления чувств

             

Несдержан, не способен владеть своими чувствами


 

Обработка результатов

Вычислить общую сумму  баллов по всем двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая 20.

Сумма баллов по показателям 1, 2, 4, 18 покажет степень контактности ребенка.

Сумма баллов по показателям 3, 5, 7, 12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6, 8, 9, 10 — эмпатии, по показателям 13, 15,16, 17 — понимание другого человека, а показатели 11, 14,19, 20 — степень владения элементарными средствами общения.

 

2.2 Диагностика общения дошкольников со сверстниками

Рассмотрим результаты по методике изучения общительности  как характеристики личности. Показатели общительности у детей 6-7 лет.

Таблица № 1.

Возраст детей

Уровень развития общительности

очень низкий

(20-50 баллов)

низкий

(50-80 баллов)

средний

(80-110 баллов)

высокий

(110-140 баллов)

6 – 7 лет

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

-

-

2

10

6

30

12

60




 

Из таблиц видно, что 60% детей имеют высокий уровень развития общительности. Эти дошкольники имеют много друзей, они любят бывать на людях, не боятся выступать перед людьми в новой обстановке, открыты, отзывчивы, делятся игрушками со сверстниками, не забывают благодарить за услугу и т.д.

30% детей имеют средний уровень развития общительности. Они также довольно популярны и доброжелательны, но менее инициативны, редко проявляют активность, плохо распознают настроение товарищей, могут не сказать «спасибо».

10% дошкольников попали в группу необщительных детей (низкий уровень развития общительности). Это робкие, застенчивые дети. Их не очень любят в группе, общаются они с узким кругом друзей, стесняются общаться со взрослыми. Из-за стеснительности редко здороваются (незаметно пробираются в свой уголок) и прощаются.

2.3 Развитие общения дошкольников со сверстниками.

Формирующий этап проводился в течение 3 месяцев.

В процессе его реализации применялась  система игр для детей 6-летнего возраста. Главной задачей являлось привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогали детям пережить чувство общности друг с другом, учили замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Игровая программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся

проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности. Перейдем к конкретному описанию игр каждого этапа.

1-й этап. Общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т.д.

Остановимся на конкретном описании игр, использованных на первом этапе.

Жизнь в лесу

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т.д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т.д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

Добрые эльфы

Воспитатель садится  на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую — эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы — подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т.д. Потом дети меняются ролями.

Волны

Воспитатель собирает детей  вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

 

2-й этап. Внимание к другому. Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его от ношение к ним. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

На этом этапе, наряду с широко известными и традиционными играми, такими, как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», можно использовать новые игры.

Общий круг

Воспитатель собирает детей  вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Переходы

Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их внимательно  посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т.д.

Таким же образом можно  меняться местами по цвету глаз —  от самых светлых до самых черных.

Найди своего брата или сестру

Собрав детей вокруг себя, воспитатель говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются  слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке

вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, говорят на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей.

Кто сказал?

Выбирается ведущий, который  садится спиной к группе. Затем  один из детей, на которого показал  воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал — не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.

Информация о работе Экспериментальное изучение общения дошкольников со сверстниками