Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

Типы восприятия.

А - довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации ("Он, наверное, мультики смотрит" и т.п.).

Б - диффузно-аморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально ("веселый… так нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.

В - диффузно-локальный  тип. Дети, воспринимая выражение  эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).

Г - аналитический тип  восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.

Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное  восприятие ("Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло"). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.

Е - аналитико-синтетический  тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот", "у малыша удивленное выражение лица, он глаз широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял").

 

 

 

 

Диагностика эмоционально-ценностного  отношения к себе

(А.М.Прихожан)

 

Цель: изучение особенностей эмоционально-ценностного отношения к

себе у детей 5-9 лет.

Материал: для выполнения методики ребенку дают 6 цветных карандашей - синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. При этом желательно использовать карандаши "Полицвет" для того, чтобы в возможной степени смягчить фактор индивидуального предпочтения и влияния цвета. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы психолог записывает необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах книжечки, располагаемой перед ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, соответственно:

"Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка", "Я".

Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, по- этому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.

Примерная инструкция и ход эксперимента.

"Сейчас вы будете  рисовать. Сначала нарисуйте плохого  мальчика или плохую девочку. Будете рисовать 3 карандашами. Выберите эти карандаши и покажите их мне, а оставшиеся 3 уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу, вверху которой написано "Плохой мальчик/девочка". Все нашли? (Проверяет). Начинаем рисовать".

После того, как все  дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: "А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите 3 оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все дети поняли и выполнили инструкцию). Этими карандашами вы нарисуйте хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой сверху написано "Хороший мальчик/девочка" все нашли? (Проверяет). Начинаем рисовать".

Инструкция, даваемая перед  третьим рисунком: "На оставшемся листке (на нем сверху написано "Я") каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете рисовать всеми 6 карандашами. Возьмите все карандаши в руки и покажите мне. (Проверяет). А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захочется нарисовать себя похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого психолог кратко повторяет инструкцию и отвечает на вопросы). Найдите страницу, вверху которой написано "Я" (проверяет) и начинайте работать".

Необходимо специально следить за тем, как дети выполняют  каждую инструкцию, ответить на все вопросы до того, как они начнут рисовать.

Работают дети самостоятельно. Психолог вмешивается только в том случае, если нарушается инструкция. Ценную информацию дают наблюдения за поведением детей во время выполнения ими заданий, фиксирования психологом слишком быстрого или слишком медленного их выполнения.

Обычно на выполнение всей методики при фронтальном проведении уходит около 40 минут.

Индивидуальное проведение требует меньше времени (в среднем  около 30 минут) и в целом предпочтительней, поскольку позволяет фиксировать порядок рисования, в том числе последовательность использования цветов, спонтанные высказывания ребенка, его мимику, жесты, время, затрачиваемое им на каждый из рисунков, а также побеседовать с ним сразу после того, как он закончит выполнение задания.

Беседа содержит вопросы  о том:

    • какой из рисунков больше всего понравилось рисовать, а какой - меньше всего и почему,
    • какой рисунок, по мнению ребенка, получился лучше всего, а какой хуже;
    • почему на одном рисунке мальчик (девочка) плохой, а на другом - хороший; что можно рассказать о каждом из них? Кто - хороший или плохой мальчик (девочка) - ему больше нравится;
    • 4 - кого бы он выбрал себе в друзья? Почему? Особое внимание следует обратить на случаи, когда ребенок предпочитает плохого ребенка;
    • каким ребенок хотел нарисовать себя? Что он может рассказать о себе? Что ему больше всего в себе нравится? А что он хотел бы в себе изменить; 6 - что он лучше всего умеет, а что он не умеет;
    • чему бы хотел научиться? Как он думает, сможет ли этому научиться?;
    • что для этого потребуется и др.

Естественно, здесь приводится лишь примерный перечень вопросов, который психолог может дополнять и изменять в зависимости от конкретного случая.

Обработка и  интерпретация результатов.

Прежде чем представить  схему обработки и интерпретации, напомним, что диагностическое использование рисуночных проб, особенно когда они включают, как в данном случае, человеческую фигуру, предполагает три основных уровня анализа.

Первый уровень - проявление в рисунке показателей органического поражения ЦНС: наклон фигуры больше 95 или 85 градусов, двойные или прерывистые линии, "трясущиеся" линии, дрожание, неприсоединенные линии. Если подобные признаки обнаруживаются, то к интерпретации на последующих этапах анализа рисунков следует подходить с особой осторожностью.

Второй уровень предполагает анализ рисунка с точки зрения соответствия возрастным нормам. В случае резкого отличия рисунка от общевозрастной нормы следует выяснить, связан ли пропуск, например, отдельных деталей с отставанием в развитии, что позволяет получить ценные диагностические данные об общем развитии ребенка; или это связано с определенными проблемами, страхами, конфликтами, например, отсутствие кистей рук может свидетельствовать как о недостаточном развитии, так и о низком уровне контактности, нарушениях общения.

Если речь идет об отставании в развитии, то переход на третий уровень интерпретации - собственно проективный - следует проводить с особой осторожностью. Ряд авторов полагают, что при получении на первом и втором уровне показателей, свидетельствующих об органических нарушениях ЦНС или о значительном отставании в развитии, вообще не следует переходить на третий уровень. Однако практика работы показывает, что и такие дети осуществляют в рисунках проекцию собственных чувств, установок, мотивов. Поэтому, с нашей точки зрения, и в этих случаях может быть применен анализ третьего уровня, однако делать это следует предельно осторожно, учитывая только наиболее ярко выраженные признаки и обращая внимание на то, не связано ли появление того или иного показателя, например, с общим недоразвитием.

1. Анализ "автопортрета" (рисунок "Я"): наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, степень украшенности "автопортрета", статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение себя в какой-либо сюжет - игру, танец, прогулку и т.п. Известно, что наличие дополнительных деталей - подробная прорисовка, "разукрашивание" - свидетельствуют о позитивном отношении к рисуемому персонажу. Напротив, неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение, о чем говорилось выше. Изображение в движении, включение в сюжет свидетельствует об активном, творческом отношении к действительности.

2. Анализ других проективных  показателей по "автопортрету", в том числе по размеру рисунка, его расположению на листе (так называемая проективная семантика пространства), по соотношению отдельных частей рисунка и т.п. Известно, например, что размещение рисунка внизу страницы, может свидетельствовать о депрессивности ребенка, наличии у него комплекса неполноценности. Наиболее неблагоприятным является "автопортрет", нарисованный в профиль и расположенный в нижнем углу страницы, особенно в левом.

3. Сопоставление "автопортрета" ребенка с рисунками "хорошего" "плохого" сверстников по следующим параметрам:

а - цвета, использованные в "автопортрете", их соответствие цветам "хорошего" и "плохого" ребенка, каких цветов больше;

б - размер "автопортрета" по сравнению с размерами двух других рисунков; в - повторение в "автопортрете" деталей из рисунков "хорошего" и "плохого" ребенка (одежда, головной убор, игрушка, рогатка, пистолет и т.п.);

г - наличие в "автопортрете" новых деталей и их характер;

д - общее впечатление  о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" и "плохого" сверстника.

4. Анализ поправок, перечеркиваний, перерисовывания (без существенного улучшения качества рисунка): их выраженность свидетельствует о конфликтности, тревожности ребенка.

5. Анализ процесса  рисования, технических особенностей  рисунка, а при индивидуальном проведении - характера спонтанных высказываний, порядка изображения отдельных деталей и времени, затрачиваемого на тот или иной рисунок. Особо рассматриваются случаи и мотивировки отказа от выполнения того или иного рисунка или задания в целом.

Окончательный вывод  об особенностях эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе целесообразно делать только на основании сопоставления качественных характеристик рисунка и беседы. При этом важно

иметь в виду, что речь идет не о верификации критериев оценки рисунка по данным беседы, а именно об учете обеих групп данных в окончательном заключении психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проективная методика "Рисунок человека"

 

Цель: Выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.

Материал: Альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных карандашей.

Инструкция: Нарисуй человека на листе.

Интерпретация.

На тревожность указывают  частые обращения к экспериментатору за поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным эмоциональным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой – крайняя степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы руки - социальные контакты вызывают эмоциональное напряжение, источник тревоги. О тревожности свидетельствует подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер - о страхах, особенно если глаза зачернены. Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные растопыренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках средств нападения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм агрессии указывают прорисовка рта, изображение его приоткрытым. О скрытых формах агрессии говорят военизированность одежды (погоны, фуражка) без прорисовки средств нападения, спонтанные высказывания по ходу рисования.

Признаки защитной агрессии - размер фигуры человека, сюжетный рисунок - использование технических военных средств. Защитная агрессия в сочетании со страхом - кулаки или средства нападения заштрихованы, или руки за спиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросный лист

(Н.Артюхина, А.М.Щетинина)

 

Предлагаемый опросный лист предназначен для выявления особенностей эмоционального состояния ребенка. Он также позволит определить, благополучен или неблагополучен ребенок в эмоциональном плане.

Прочитайте внимательно вопросы и из предложенных ниже вариантов ответа выберите нужный (подчеркните его).

1. Каково общее эмоциональное  состояние ребенка чаще всего:

а) жизнерадостен;

б) спокоен;

в) угрюм, подавлен.

2. Как ребенок адаптируется  к новым условиям:

а) легко;

б) с затруднениями;

в) трудно.

3. Как часто проявляет  ребенок агрессивные формы поведения (кусается, дерется, жестоко обращается с игрушками и др.):

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте