Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:41, диссертация
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся проблемы в сфере национальной безопасности государств Центральной Азии и выявить механизмы, с помощью которых возможно их решение. Поэтапное достижение обозначенной цели предполагает решение следующего ряда задач:
определить теоретико-методологическую базу исследования проблем национальной безопасности;
выявить основные угрозы для национальной безопасности государств центрально-азиатского региона;
проанализировать геополитическую обстановку современности, влияющую на национальную безопасность центрально-азиатских государств;
исследовать взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в сфере решения проблем национальной безопасности;
Введение……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ……………..8
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности………………………………………………………..…………8
1.2. Основные проблемы национальной безопасности государств Центральной Азии на современном этапе……………………………….…20
1.3. Современная геополитическая ситуация и ее влияние на национальную безопасность центрально-азиатских государств……...…..32
ГЛАВА II ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОАНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТАРЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..…42
2.1 Взаимодействие государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности с целью решения проблем национальной безопасности………………………………………………...42
2.2. Шанхайская Организация Сотрудничества в процессе обеспечения безопасности в Центральной Азии………………………………………….51
2.3. Коллективные мероприятия в сфере обеспечения национальной безопасности в центрально-азиатском регионе…………………………….63
Заключение………………………………………………………………..…….75
Список использованной литературы……………
Во-вторых, слабая экономика в совокупности с другими факторами является основой неспособности отечественного товарного производства удовлетворять внутренний спрос, что ведет к большей зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов. В связи с этим государство становится зависимым от внешних игроков.
В-третьих, слабость экономического потенциала государства мешают поддерживать и модернизировать армию, в связи, с чем последняя не способна исполнять свои прямые обязательства.
Проблемы ЦА в сфере
экономики теснейшим образом
связаны с упадком
После распада СССР произошел разрыв ранее сложившихся отношений, а также разрушение системы кооперации и специализации. Именно в этих условиях начала усиливаться автаркия хозяйств отдельных республик. По имеющимся экспертным оценкам, данное обстоятельство обусловило более 2/3 сокращения в 1992-95 гг. объема промышленного производства в ЦА. По расчетам специалистов, при полной экономической изоляции, например, Казахстан способен самостоятельно создать примерно лишь 1/4 часть своего конечного продукта.28
В качестве экономических
рисков и опасностей, которые могут
становиться более
Экономические проблемы, являясь корнем многих проблем национальной безопасности, в будущем (при своей неразрешенности) могут афганизировать ЦА, снизить научно-интеллектуальный и образовательный потенциал, деградировать и люмпенизировать общество, уничтожить научные институты и т.д. и т.п. Поэтому решение экономических задач и минимизация их рисков имеет определенную приоритетность в политике обеспечения национальной безопасности.
Отдельно стоит выделить риски социальной сферы. Они базируются большей части на экономических неурядицах, но могут привести к более негативным последствиям в других сферах.
К проблемам региональной безопасности, имеющим социальный характер, относятся: 1) спад уровня жизни и массовое обнищание населения стран ЦА, люмпенизация и поляризация общества; 2) проблема роста наркомании среди молодого поколения; 3) усиление организованной преступности; 4) моральная и духовная деградация общества и личности; 5) внутренняя и внешняя миграция, а также рурализация городов; 6) спад уровня образования, культуры и грамотности населения; 7) увеличение роста населения и низкий прожиточный минимум; 8) недостаточное правовое образование населения, правовой нигилизм; 9) коррупция в органах государственной власти; 10) серьезное отставание в сфере доступа к новейшим технологиям.30
Также учитывая военный фактор, стоит отметить, что Центральная Азия, по признанию многих политологов, находится в зоне возможных политико-военных конфликтов. Уже десятилетия бушующий ураган войны в Афганистане вынуждает соседние республики укреплять свой военный потенциал.
При этом Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан ежегодно тратят на оборону чуть больше 1% от ВВП. Своеобразным лидером среди стран, которые меньше всего тратят на оборону, выступает Туркмения. Ее военные расходы составляют чуть больше 0,5% от расходной части бюджета. И лишь Узбекистан ежегодно демонстрирует относительно высокий уровень военных расходов – 5,2% от ВВП.31
Вместе с тем имеется явное снижение качественного состояния вооруженных сил государств региона; недостаточное финансирование военно-оборонительных структур, увеличение коррупции в высших военных эшелонах; недостаточное обновление программ по переподготовке и переквалификации военных кадров. Все это приводят к тому, что силовики просто не в состоянии противостоять вызовам стабильности и безопасности: наркотрафику, контрабанде, экстремизму, нелегальной миграции и так далее.
Явным примером, свидетельствующим о недоработках в данной отрасли, могут предстать события в Баткенской области Кыргызстана, а также в Сариасийской и Узунской областях Узбекистана события в 1999-2000 гг., когда во время наступления исламистских экстремистов вооруженные силы республик продемонстрировали неспособность действовать против террористов в горных условиях. В итоге, по причине того, что отрасли уделяется недостаточное внимание, в тактических и стратегических операциях были понесены значительные человеческие потери.
При этом происходит дальнейшее создание и функционирование незаконных вооруженных группировок на территории государств региона и соседних государств; террористические акты в крупных городах республик ЦАР; возможное обострение ситуации в Афганистане и в СУАР КНР и т.д. И на этом фоне военный фактор является чрезвычайно важной угрозой национальной безопасности.32
Также стоит отметить опасность угроз криминала. То есть, если государства ЦА после распада СССР обрели реальные государственные границы, то криминалистическое пространство не замкнулось само в себе. ЦА стала ощущать на себе близость к теневым зонам – регионам, где производятся наркотики – «золотой полумесяц» (Средний Восток) и «золотой треугольник» (Юго-Восточная Азия). В этих условиях республики Средней Азии стали территориями наркотранзита. Например, эксперты указывают из восьми каналов переброски наркотических веществ несколько основных: Афганистан – Таджикистан – Узбекистан; Таджикистан – Кыргызстан – Узбекистан; Таджикистан – Узбекистан – Казахстан; Афганистан – Туркменистан. Из чего видно, под угрозой наркотрафика находятся совершенно все республики ЦА.33
Также важным является то,
что крах советской культурно-
Очень важной угрозой национальной безопасности государств ЦА являются проблемы в экологической сфере. Связано это с тем, что экологические проблемы – это не только издержки модернизации, но и побочный результат сильного упадка экономики. В регионе существуют экологические проблемы различного характера. С ними тесно взаимосвязаны демографические проблемы, которые сильно влияют на другие звенья экологической безопасности региона (например, рост населения).
В ЦА имеется Аральская трагедия, последствия которой способны негативно влиять на всех. Высыхание внутреннего моря в результате непродуманного использования водного бассейна вызвало серьезные экологические проблемы, среди которых выбывание огромных площадей из сельскохозяйственного оборота, падение урожайности, опустынивание, трудности с водообеспечением, с продуктами питания, высокая смертность и уровень заболевания среди населения. Особенно эта проблема напрямую затрагивает Казахстан и Узбекистан, которые Арал соединяет территориально. К этой проблеме подключились также Туркменистан и Кыргызстан.
Следующим аспектом экологическиого фактора сближения стран ЦА является наличие на их территориях ядерных отходов и последствий ядерных испытаний прошлых лет. К примеру, в Семипалатинский регион Казахстана являлся местом проведения 500 испытаний ядерного оружия, из которых 116 проводились на поверхности земли. Последствия этих испытаний оказались катастрофическими: загрязнения сельскохозяйственных земель и пастбищ, питьевой воды, опустыниванию, серьезные заболевания у населения и связанная с ними смертность. 35
Кроме того на территории ЦА имеется большое количество хвостохранилищ: на территории Узбекистана имеются отходы, захороненные недалеко от городов Янгиабад и Красногорск, и в левобережье реки Зарафшан; в Таджикистане имеются захоронения в Чкаловск и Табошаре; и в Сузакском районе Казахстана. Не остался в стороне и Кыргызстан. На его территории еще 80-90-е годы были захоронены урановые отходы в местечке Майлы-Суу нынешней Джалал-Абадской области. Проблема с данным захоронением стоит наиболее остро и по масштабу имеет региональный характер. Связано это с тем, что весной происходят систематические наводнения, сели и лавины в этой гористой части региона. Следовательно, имеется вероятность попадания ядов в реки Майлуу-Суу, Карадарьи и Сырдарьи, направляемых к низовьям Ферганской долины. Сегодня в этом районе располагается 23 свалки и 13 мест захоронения, в которых скопилось уже около 3 млн. тонн кубометров радиоактивных материалов и которые могут угрожать большой экологической катастрофой 10 миллионному населению Ферганской долины.36
Также огромной опасностью центральноазиатскому региону грозит Сарезское озеро, находившееся на высоте 3252 м над уровнем моря в Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана. Озеро может представлять угрозу в случае прорыва его вод через естественную горную плотину. Эксперты считают, что в случае прорыва вод возникнет катастрофический паводок в долинах рек Бартанга, Пянджа и Амударьи. Согласно расчетам катастрофа может охватить территорию около 69 тыс. кв. км, с населением около 6 млн. человек в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении и Афганистане. В случае прорыва такой объем воды, доходя до низовьев (разница высот около 3000 м), создаст мощный поток с огромной скоростью, который разрушит все на своем пути. Прорыв Сарезского озера, повлечет за собой разрушение множества сооружений, не считая уже огромных человеческих жертв.37
Говоря об экологических проблемах, отдельно следует подчеркнуть общую водную проблему в Центральной Азии. Гидрогеография ЦА такова, что водные ресурсы в регионе более чем достаточны, но они крайне неравномерно распределены. Основные гидроресурсы в Центрально-азиатском регионе расположены в его юго-восточной части - в Таджикистане и Кыргызстане. Основными же потребителями воды являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан. При этом маловодные и безводные пространства занимают в регионе территориально большую часть. Это говорит о том, что для государств региона водная проблема имеет не только хозяйственное, но и военно-стратегическое значение. Именно по этой причине всякий раз при усилении межгосударственных противоречий, поднимаются вопросы функционирования водно-речных и водо-сберегающих систем в Кыргызстане и Таджикистане, которые систематически выражают недовольство в связи с большими расходами, связанными с собственными водохранилищами и аккумуляцией воды в них, которая регулируется в аграрных целях Узбекистана, Казахстана и Туркменистана и требуют содействовать им в этом отношении. И эти вопросы невозможно решать в одностороннем порядке.38
Не смотря на свою молодость, угрозы из информационной сферы имеет большое влияние на национальную безопасность. В современном мире информация приобретает главенствующую роль в жизни личности, общества и государства. Доступ к Интернету во многом расширил информированность людей. Но информация может быть задействована, как инструмент манипуляции, что несет большую угрозу безопасности.
Любая информация, распространившаяся через СМИ и интернет может повлиять на государство.
В информационной сфере государства региона рискуют: 1) отсутствием необходимой информационной инфраструктуры; 2) информационной «экспансии» со стороны других внешних информационных источников; 3) отсутствием единого информационного поля в ЦА.39
Угрозы для национальной безопасности из политической сферы заключаются в недоверие к политической власти. Также обозначается, что возникшие в различных сферах проблемы в разной степени аккумулируются в политической сфере. Анализ внешнеполитических и внутриполитических действий может показать, что большинство неполитических проблем чрезмерно политизированы властными структурами государств ЦА. Стоить отметить, что деструктивные явления в политической сфере зачастую бывают следствием сконцентрированного пучка проблем других сфер безопасности.
Сложными в политической сфере являются негативные явления в приграничных районах и взаимные территориальные претензия государств региона. Данная проблема также унаследована от Советского Союза и в этом отношении государства региона являются априорно заложниками этой проблемы. Обращая внимание на этот фактор, Президент Узбекистана И. Каримов отмечает: «…даже страшно представить, к чему может привести любая попытка передела существующих границ на этнической основе. Передел границ в нашем регионе может дать для всего мирового сообщества такой ужасающий эффект, что, на фоне которого тот же конфликт в Боснии и Герцеговине покажется лишь прелюдией к кошмару».40 Неразрешенность приграничных вопросов порождает проблемы административно-хозяйственного типа. Некоторые аграрные и промышленные объекты, оказавшиеся на границе государств вызывают споры по поводу их принадлежности. Это, например, некоторые водохозяйственные объекты и нефтегазоконденсатное месторождение Кокдумалак, находящиеся на границе между Узбекистаном и Туркменистаном.
Отсутствие четкой демаркации границ между Центрально-азиатскими государствами в настоящее время искусственно усиливает напряженность во взаимоотношениях государств региона. Эта проблема затрагивает все государства региона, хотя из всех государств ЦА только Туркменистан в настоящее время завершил процесс определения государственных сухопутных границ с соседями по СНГ.