В целом общины традиционных религий
составляют в современной конфессиональной
структуре республики около 68 %, в
том числе БПЦ - около 48 %, РКЦ - около
15 %.
Одним из следствий либеральной
конфессиональной политики государства
и активной религиозной экспансии
извне в конце 1980-х - начале 1990-х
гг. стало появление и распространение
в Республике Беларусь более 100 нетрадиционных
религиозных и оккультно-мистических
направлений. Они действуют как
в качестве собственно религиозных,
так и культурно-просветительских,
спортивно-оздоровительных, молодежных
и иных общественных организаций.
Официально признан религиозный
статус 16 нетрадиционных направлений,
которые относятся к восточным
культам, монофиситству, классическому
и позднему протестантизму. Восточные
культы представлены общинами Международного
общества Сознания Кришны и Бахай, монофиситство
- Армянской апостольской церкви, классический
протестантизм - кальвинизмом (пресвитерианами
и реформатами). Существует мнение, что
кальвинизм (по примеру лютеранства) можно
отнести к традиционным для Беларуси религиям.
Более широко в конфессиональной структуре
Беларуси заявлен поздний протестантизм
(неопротестантизм). Неопротестаитскими
являются общины пятидесятников (Христиане
веры евангельской (ХВЕ), Христиане веры
апостольской (ХВА)) и неопятидесятников
(Христиане полного евангелия (ХПЕ)), баптистов
(Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ),
адвентистов седьмого дня (АСД), иоганской
церкви, Новоапостольской церкви, церкви
Христова, мессианских общин, Свидетелей
Иеговы и мормонов). В результате интеграции
общин родственного исповедания созданы
протестантские объединения - Союз ХВЕ,
Союз ЕХБ, Конференция АСД, Религиозное
объединение общин Полного евангелия,
Религиозное объединение Новоапостольской
церкви и др. Возникла и тенденция консолидации
протестантских организаций, что выявилось
в создании на основе ЕХБ, ХВЕ и АСД «Белорусской
христианской Ассоциации религиозной
свободы».
Поздний протестантизм отличается
чрезвычайно активной миссионерской
деятельностью. Особое внимание уделяется
пропагандистской работе в среде
молодежи. Наряду с воскресными школами
организуются различные семинары и
музыкальные фестивали, конференции,
летние лагеря отдыха и т. п. Миссионерская
и другая деятельность опирается
на существенную финансовую и иную
благотворительную помощь со стороны
зарубежных единоверцев. По линии протестантских
общин поступают значительные гуманитарные
грузы, включая религиозную литературу.
Ведется активное культовое строительство.
Действует 432 культовых здания, 20 строится.
Наращивается издательская деятельность,
выходит около десяти газет и журналов.
Пятидесятники и баптисты имеют высшие
и средние духовные учебные заведения
(Библейский институт и Библейская школа
ЕХБ, Теологический институт и Библейский
колледж ХВЕ, Библейский колледж ХПЕ),
которые готовят пресвитеров, регентов
хоров, преподавателей воскресных школ
и миссионеров.
По росту численности религиозных
организаций неопротестантизм является
наиболее динамичной конфессией в Республике
Беларусь. Количество его направлений
увеличилось с трех (ЕХБ, ХВЕ, АСД) в 1988
г. до 11 в 2007 г. Число общин за тот же период
выросло в 4,3 раза, их доля в общем объеме
религиозных организаций составила около
32 %. Наибольшее число общин имеет Союз
ХВЕ (494) и Союз ЕХБ (268). По этому показателю
ХВЕ вышли на первое место среди нетрадиционных
организаций и на второе - среди религиозных
объединений в Беларуси в целом, уступая
только БПЦ. АСД насчитывают 73 общины,
ХПЕ - 54, Свидетели Иеговы - 26, новоапостольцы
- 21. Остальные направления неопротестантизма
имеют от 1 до 9 общин (приложение 3).
При анализе конфессиональной ситуации
следует учитывать не только количество
общин, но и численность верующих
в организациях традиционных и нетрадиционных
религий. По оценкам исследователей
современного протестантизма, численность
адептов неопротестантизма составляет
около 70 тыс. верующих, или менее 1 % населения
республики. Обращают на себя внимание
и выявляемые в ходе социологических исследований
конфессиональные ориентации населения.
По обобщенным данным опросов, около 80
% верующих относят себя к православию,
около 10-15 % - к римо-католицизму, от «менее
1 %» до 2 % - к протестантизму, около 0,2 % -
к иудаизму и к исламу, около 3 % - к другим
религиям.
На рубеже 1980-1990-х гг. распространение
в Беларуси получили и религиозные
организации деструктивного характера.
Они не имеют официальной регистрации,
поскольку их вероучения и культовые
практики признаны противоречащими
законодательству. Эти организации
действуют нелегально либо под видом
различных общественных объединений.
Многие из них предпринимают активные
попытки распространять свои идеи в
вузах и других учреждениях системы
образования.
17.Средства массовой информации
и коммуникации в политическом
процессе
Рост и усложнение политических
связей и отношений в современном
мире вызывают необходимость увеличения
потребляемой информации. Информация,
которая используется для подготовки,
принятия и реализации политических
решений, называется политической информацией.
Политическая информация выступает, с
одной стороны, как предпосылка
действий субъектов политики, а с
другой стороны, как важный политический
ресурс, необходимый этому субъекту
для эффективного взаимодействия с
иными субъектами политической сферы
для достижения поставленных им целей.
Политическая коммуникация (от
лат. Communico — делаю общим, связываю,
общаюсь) — процесс передачи, обмена политической
информацией, который структурирует политическую
деятельность и придает ей новое значение,
формирует общественное мнение, обеспечивает
политическую социализацию граждан с
учетом их потребностей и интересов. Это
процесс субъективного восприятия, истолкования
и усвоения информации субъектами политики,
процесс установления осмысленных контактов
между отправителями информации (коммуникаторами)
и ее получателями (реципиентами). В этом
процессе институты и механизмы власти
выступают своеобразными средствами выработки,
получения и переработки информационных
потоков, при этом оставаясь относительно
самостоятельными структурами на информационном
рынке. Эффективность их деятельности
зависит от их способности упорядочивать
информацию и налаживать контакты с другими
субъектами политики.
Значительный импульс исследованию
политической коммуникации положили
труды американского полито лога
Г. Лассуэлла, который открыл формулу,
раскрывающую суть коммуникационного
процесса:
Не менее интересной представляется
модель политической коммуникации,
предложенная К. Шенном и У. Уивером.
В их модели источник информации создает
сообщение, которое поступает в передатчик,
становясь сигналом, приспособленным
для передачи по каналу связи, веду ведущему
к приемнику, который восстанавливает
сообщение из полученного сигнала и доставляет
его адресату. В процессе передачи информации
могут возникать различные помехи, в результате
чего сообщение, переданное источником,
может не совпадать с тем, которое получил
адресат:
Обозначенная выше модель
политической коммуникации была
дополнена американским политологом
М. Дефлером. Он обратил внимание на
то, что между первоначальным сообщением,
отправленным источником коммуникации
и восстановленным сообщением, принятым
адресатом, существует петля обратной
связи, которая позволяет решать проблему
возможного несоответствия между исходными
и восстановленными данными:
Многообразие целей, задач,
методов, участников политических
процессов, сложность принятия
решений в сфере государственной
власти обусловливает достаточно
разветвленную и многоуровневую
структуру информационно-коммуникативного
обмена между людьми. Эта структура
предполагает наличие 3-х уровней,
которые позволяют выделить наиболее
существенные компоненты информационно-коммуникативных
процессов:
На семантическом уровне
раскрывается зависимость процессов
передачи информации и возникновения
коммуникации между субъектами
от употребляемых знаково-языковых
форм. Речь идет о способности
языковых средств (символов, изображений,
знаков), которые используются людьми,
обеспечивать адекватную интерпретацию
получаемой информации для чего
необходимо полное соответствие
семантических структур типу
общения и возможностям субъектов.
Государство и его институты
должны использовать языковые формы,
которые понятны населению и могут сглаживать
противоречия между потребителями правительственной
информации. В противном случае может
образоваться так называемый коммуникационный
вакуум в отношениях власти с народом,
что может привести к развитию конфликтной
или даже кризисной ситуации.
Технический уровень информационно-коммуникативных
процессов предлагает наличие
целого ряда технических средств
получения, переработки и передачи
информации. С этой точки зрения
информационная деятельность субъектов
политики представляет собой
функционирование специальных организационных
структур, специалистов, банков данных,
сетей и технологий хранения
и передачи информации, значение
которых состоит в их способнее
без изменений, промедления, в
нужном направлении передать
определенное сообщение. Наличие
информационных каналов (речевых,
бумажных, визуальных, электронных)
для распространения официальной
информации особенно важно для
государства. Использование этих
каналов позволяет государственным
институтам осуществлять бесперебойную
коммуникацию со своими гражданам).
Инфлуентальный уровень информационно-коммуникативных
отношений раскрывает степень влияния
информации на сознание человека, именно
на нем определяются источник*, предпосылки
и факторы эффективности имеющих место
на информационном рынке идей, взглядов
и преставлений. Чтобы повысить эффективность
своей деятельности субъекты политики
должны обеспечивать адресность, смысловые
и временные параметры подачи информации,
учитывать особенности аудитории, для
которой передаются сообщения, ориентироваться
на господствующие в обществе традиции,
обычаи, идеалы, ценности.
Определяющее значение для
сферы политики имеют так называемые
массовые информационно-коммуникативные
процессы. Они охватывают все
многообразие социальных связей
(межличностных, массовых и специальных),
отражают культурные ценности
субъектов политики, несут в себе
социально-политическую информацию
как содержание, включая процессы
обмена этим содержанием, а
также семиотические и технические
средства, используемые в этих
областях. Массовая коммуникация
— это деятельность социального
субъекта по производству и
распространению социально-политической
информации, направленной на формирование
(стабилизацию или изменение)
образа мыслей и действий социального
же субъекта. Эта деятельность
осуществляется при посредстве
политических агентов, которые
специально подготовлены для
взаимодействия с общественным
мнением. Среди них следует
назвать: государственные институты
(они представлены руководителями
и информационными отделами по
связям с общественностью); государственные
средства массовой информации; независимые
и оппозиционные СМИ; корпоративные
структуры (органы политических
партий, общественных объединений,
профессиональные политические
рекламные агентства); зарубежные
СМИ.
Существенную роль в коммуникационных
процессах играет политическая
элита, которая осуществляет свою
власть посредством бюрократического
аппарата, а также средств массовой
коммуникации. Между элитой, бюрократией
и народом происходит непрерывный
обмен информацией.
Контроль и распределение
политической информации являются
важным элементом в определении
политической культуры, типа политической
системы. Демократический тип
предполагает, что политическая
информация широко распространяется
между различными членами общества,
что существует диалог между
управляемыми и управляющими. Чем
демократичнее общество, тем большее
значение приобретает горизонтальный
уровень обмена потоками политической
информации, соотношение господствующего
коммуникационного потока, инициируемого
государством, с информационными
потребностями и приоритетами
гражданского общества, формирующимися
на более широкой ценностной
основе. При авторитарных и тоталитарных
режимах информационные процессы
берутся под строгий контроль
правящей элиты, поступление информации
к массам строго контролируется
и регламентируется.
Наиболее распространенными
приемами политической коммуникации
являются следующие: политические
выступления (устные, печатные); политические
заявления, письма к власти; политические
дебаты; политический дискурс (прояснение
смысла, нахождение рационального
зерна с целью достижения согласия);
политические скандалы (способ усиления
политического влияния и властвования,
сопровождающийся очевидными нарушениями
социальных и этических норм);
политический юмор; ложь и обман
в политике и др.
Многообразие приемов и способов
информирования и налаживания
коммуникаций, которые используют
указанные политические агенты,
целесообразно свести к двум
типам действий в информационном
пространстве, характеризующим совершенно
противоположные методы поведения
субъектов. Речь идет о мобилизационных
и маркетинговых действиях. Мобилизационные
действия, включающие агитацию и
пропаганду, направлены на осуществление
информационного контроля над
людьми и придания их политическим
действиям строгой социальной
направленности. Совершенно иную
направленность имеют маркетинговые
действия, представленные методами
паблик рилейшнз и политической рекламой.
Они осуществляются в соответствии со
спросом и направлены на обеспечение граждан
необходимой информацией в нужное время
и в нужном месте. В отличие от мобилизационных
маркетинговые стратегии направлены на
убеждение человека, они не предписывают,
а всего лишь рекомендуют использовать
в конкретных ситуациях определенные
модели поведения, ориентируясь при этом
на обратную связь, некий диалог между
субъектами политики.
2. Средства массовой информации,
которые в последнее время
все чаще именуют «четвертой
властью», являются одним из важнейших
институтов политической системы
общества и одним из инструментов реализации
политических стратегий на информационном
рынке. Политика в большей мере, чем другие
виды общественной деятельности, нуждается
в специальных средствах информационного
обмена. Коллективный характер реализуемых
в политике целей требует их обязательного
осознания гражданами. Этого нельзя достигнуть
при непосредственном общении с людьми,
здесь нужны специальные средства информации,
которые называются средствами массовой
информации (СМИ). СМИ – это учреждения,
которые созданы для сбора, обработки
и публичной передачи различной информации.
В современном мире они являются важнейшим
инструментом реализации политических
стратегий и тем политическим институтом,
который способен изменять системные
параметры публичной власти. Деятельность
СМИ заключается в систематическом распространении
политической информации среди различных
по численности рассредоточенных аудиторий
с целью утверждения духовных ценностей
данного общества или его правящих групп,
оказания идеологического, культурного
и политического воздействия на получателей
информации.