Лекции по банкротству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций

Краткое описание

Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее

Содержание

Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_bankrotstvu_.docx

— 232.13 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 5. Завершение внешнего управления.

       Отчет внешнего управляющего о результатах внешнего управления

 

Внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет  внешнего управляющего. Отчет внешнего управляющего должен содержать:

  • баланс должника на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках должника;
  • сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в соответствии с реестром кредиторов;
  • расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
  • иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

В отчете также необходимо изложить рекомендации кредиторам по дальнейшей деятельности должника, а  также иные необходимые сведения для того, чтобы показать кредиторам, каким образом управляющий пришел к своим выводам и рекомендациям.

Рассмотрение отчета внешнего управляющего

Отчет внешнего управляющего рассматривается собранием кредиторов, которое созывается не позднее, чем  через три недели с даты заявления  требования о проведении собрания кредиторов для рассмотрения отчета внешнего управляющего (ст. 118 Закона).

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
  • об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 118).

Утверждение отчета внешнего управляющего

Рассмотренный собранием  кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в Арбитражный суд. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены  реестр требований кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого  собранием кредиторов решения или  не принимавших участия в голосовании.

Если Арбитражным судом  будут установлены обоснованность жалоб кредиторов или отсутствие признаков восстановления платежеспособности должника, суд отказывает в утверждении  отчета внешнего управляющего (ст. 119 Закона).

Утверждение Арбитражным  судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения  производства по делу о банкротстве. При наличии ходатайства, принятого  собранием кредиторов, Арбитражный  суд вправе установить срок окончания  расчетов с кредиторами.

Арбитражный суд выносит  определение об утверждении отчета внешнего управляющего и устанавливает  срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть  месяцев со дня вынесения указанного определения (ст.120Закона).

В этом случае производство по делу о банкротстве прекращается после окончания расчетов с кредиторами. Если в установленный Арбитражным  судом срок не произведены расчеты  с кредиторами, Арбитражный суд  принимает решение о признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

  По окончании внешнего управления возможны три основных варианта дальнейшего развития событий:

  • восстановление  платежеспособности должника и продолжение  работы предприятия в нормальном режиме;
  • признание предприятия банкротом, открытие конкурсного производства и последующая ликвидация;
  • заключение мирового соглашения, продолжение работы предприятия в обычном режиме с учетом выполнения условий мирового соглашения.

Рассмотрим эти варианты  подробнее:

Восстановление платежеспособности должника и продолжение работы предприятия  в нормальном режиме

Платежеспособность должника признается восстановленной при  отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона. Таким  образом, платежеспособность должника считается восстановленной в  случае, когда у него отсутствуют  обязательства, не исполненные им в  течение трех месяцев с момента  наступления даты их исполнения.

Это может произойти в  случае, когда указанные обязательства  погашены должником или обязательства  прекращены иным способом, кроме погашения, как-то:

  • новацией обязательств;
  • предоставлением должнику отступного по требованиям;
  • другими законными способами.

Кроме того, из статей Закона, касающихся внешнего управления, следует, что дело о банкротстве может  быть прекращено на стадии внешнего управления, если доказано, что у предприятия  накоплено достаточно средств для  погашения требований кредиторов в  полном объеме.

Для накопления средств с  целью удовлетворения требований кредиторов в полном объеме существуют следующие  возможности (или их комбинации):

  • накопление средств за счет текущей деятельности предприятия;
  • выручка от продажи части имущества предприятия;
  • выручка от продажи прав требования предприятия;
  • выручка от продажи бизнеса.

Признание предприятия банкротом, открытие конкурсного производства и последующая ликвидация

Данный вариант возможен при стечении двух обстоятельств:

  • внешнее управление не достигло своей цели (платежеспособность не восстановлена или не может быть восстановлена): предприятие не накопило достаточно средств (или не в состоянии в установленные сроки накопить) для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (например, бизнес предприятия продан за сумму, меньшую, чем объем требований кредиторов);
  • не  достигнуто мирового соглашения между должником и кредиторами.

Заключение мирового соглашения, продолжение  работы предприятия в обычном  режиме с учетом выполнения условий  мирового соглашения

Наиболее уместным заключение мирового соглашения бывает при стечении следующих обстоятельств:

  • предприятие не успело накопить за период внешнего управления достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, однако прогноз результатов дальнейшей деятельности компании оптимистичен (увеличение рентабельности, рост денежных потоков и т.д.);
  • у предприятия незначительный объем задолженности по обязательным платежам, либо имеется потенциальная возможность погасить указанные требования в кратчайшие сроки после заключения мирового соглашения, либо существует шанс реструктурировать эти обязательства на выгодных для предприятия условиях.

Данное обстоятельство весьма важно учитывать при подготовке к заключению мирового соглашения: в заключении мирового соглашения не участвуют налоговые органы и  государственные внебюджетные фонды  и, если компания имеет значительный объем задолженности перед фискальной системой, то после заключения мирового соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве фискальные органы вправе истребовать задолженность  любыми законными способами, что  может существенно затруднить или  вовсе сорвать выполнение условий  мирового соглашения.

При этом могут возникнуть сложности следующего характера. Если у предприятия значительное число  кредиторов (например, 50 и более), то могут возникнуть сложности с  согласованием условий мирового соглашения. В данном случае необходима огромная и кропотливая предварительная  работа внешнего управляющего по доведению  до каждого из конкурсных кредиторов условий готовящегося мирового соглашения, согласование этих условий, выработка  оптимального соглашения, которое устроило бы большинство конкурсных кредиторов. Желательно, чтобы к собранию кредиторов, посвященному заключению мирового соглашения, текст соглашения был бы одобрен  большинством конкурсных кредиторов. Может возникнуть ситуация, когда  заключение мирового соглашения невыгодно, однако на нем настаивают кредиторы. Это может произойти под влиянием собственников предприятия или  органов власти. В этом случае внешнему управляющему целесообразно провести работу по разъяснению невыгодности заключения мирового соглашения.

Внешнее управление прекращается в результате рассмотрения Арбитражным  судом отчета внешнего управляющего о результатах внешнего управления и ходатайства, представленного  в соответствии с решением собрания кредиторов.

   Досрочное прекращение внешнего  управления

Если становится очевидным, что внешнее управление не увенчается успехом, то внешний управляющий  может ходатайствовать о досрочном  переходе к конкурсному производству.

Кроме того, досрочное прекращение  внешнего управления возможно в следующих  случаях:

  • планом внешнего управления предусмотрено, что результатом внешнего управления должно стать заключение мирового соглашения. При этом в ходе реализации плана стало ясно, что мирового соглашения можно достичь на более выгодных условиях, чем предполагалось ранее (например, правительство приняло постановление о реструктуризации фискальной задолженности с ограниченным сроком действия, и одним из условий реструктуризации должно быть заключение мирового соглашения с конкурсными кредиторами);
  • управляющий подготовил и представил собранию кредиторов самый пессимистический вариант плана внешнего управления. Реальные условия на рынке и, в целом, в экономике сложились более благоприятно. Это позволило внешнему управляющему предположить, что должник сможет расплатиться с кредиторами до срока окончания внешнего управления.

    Прекращение полномочий и обязанностей внешнего управляющего

Дата прекращения полномочий зависит от способа завершения внешнего управления:

  • если внешнее управление заканчивается признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства, то внешний управляющий исполняет свои обязанности до передачи дел конкурсному управляющему (если это другое лицо). Дело в том, что конкурсного управляющего могут назначить не одновременно с принятием решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Поэтому, чтобы избежать безвластия, внешний управляющий исполняет свои обязанности до момента передачи дел конкурсному управляющему. Если внешнее управление заканчивается восстановлением платежеспособности должника и погашением требований кредиторов, то внешний управляющий исполняет обязанности руководителя должника до избрания (назначения) нового руководителя;
  • при завершении внешнего управления заключением мирового соглашения полномочия внешнего управляющего прекращаются в том же порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 6. Конкурсное производство.

Лекция № 9.

    Вопросы  лекции:

  1. Общая характеристика процедуры конкурсного производства.
  2. Полномочия конкурсного управляющего.
  3. Конкурсная масса
  4. Расчеты с кредиторами

 

Вопрос № 1. Общая  характеристика процедуры конкурсного  производства.

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В  результате  проведения конкурсного  производства прекращается существование  юридического лица или предпринимательская  деятельность гражданина. Основанием открытия конкурсного производства является решение арбитражного суда о признании должника банкротом.

Срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, однако арбитражный суд может продлить его еще на 6 месяцев (п.2 ст. 124 Закона о банкротстве).

Правовые последствия  введения процедуры конкурсного  производства:

    1. С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств должника и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяца с даты опубликования сведений о признании должника банкротом даже в тех случаях когда срок исполнения обязательств еще не наступил.
    2. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) и других финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
    3. Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной.
    4. Вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника, либо влекущих передачу его имущества в пользование 3-им лицам . Все сделки совершаются исключительно в порядке, установленном главой 7 Закона о банкротстве.
    5. При открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения на распоряжение его имуществом.
    6. Открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника, а также иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции. Прекращаются также полномочия собственника имущества должника -унитарного предприятия.
    7. Введение процедуры конкурсного производства влечет назначение арбитражным судом конкурсного управляющего , а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ.  Возмещение расходов, связанных с опубликованием таких сведений, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии у должника средств – за счет средств кредитора, обратившегося в суд с заявлением о признании должника банкротом ( ст. 28 Закона).

Информация о работе Лекции по банкротству