Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков.

Задачи исследования:
изучить основные понятия: «общение», «деятельность», «коммуникативные игры», через анализ научной и учебно-методической литературы;
подобрать диагностические методики по изучению навыков общения у подростков;
выявить особенности общения у подростков;
разработать и реализовать программу по развитию навыков общения у подростков «Общение без проблем»;

Содержание

Введение
3
1.Теоретические основы Развития НАВЫКОВ общения у подростков
7
1.1. Понятие общения. Содержание. Сущность. Исторический аспект
7
1.2. Причины нарушения общения у подростков
12
1.3. Разнообразие коммуникативных игр как средство развития
общения
14
2. Исследовательская работа
24
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по развитию навыков общения у подростков
24
2.2. Диагностика навыков общения у подростков
25
2.3. Разработка и реализация программы «Общение без проблем»
26
Заключение
28
Список ИСпользованных источников
29

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Не всегда обстоятельства жизни способствуют только дружеским  контактам и приятным беседам. Однако даже в конфликтных, сложных ситуациях общение приносит облегчение, если мы проявляем взаимную терпимость, сердечность и такт. Никакие материальные блага не могут сделать человека счастливым. Часто тот, кто окружил себя комфортом, одинок, испытывает чувство усталости и неудовлетворённости жизнью. Только в общении с окружающими людьми человек находит себя. Поэтому вопросы общения, характера и стиля поведения каждого из нас требуют пристального внимания и вдумчивого рассмотрения. Основа основ в отношении близких людей – уважение. Оно проявляется в интересе к склонностям и занятиям друг друга, во взаимном приближении к духовному миру близкого человека. Очень важно уметь прощать незаслуженные обиды, иногда небрежное отношение к себе. К самым благоприятным результатам приводит взаимная уступчивость.

Особое внимание имеют  следующие элементы общения:

Первый из них – взгляд.

Хмурый, настороженный  взгляд вызывает недоверие к человеку, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный – тревожит. Иронический, надменный – оскорбляет. Открытый, приветливый взгляд располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение даже с незнакомыми людьми.

Второй элемент общения – слово.

Мы лениво относимся  к нашему языку. Не подбираем нужных точных слов. Хватаем первое попавшееся и заменяем им множество понятий. Например, слово «нормально». Оно заполнило нашу разговорную речь. На вопрос «Как здоровье?» отвечаем: «Нормально». «Как живёшь?» – «Нормально!». «Как дела на работе?» – «Нормально!». Комментарии излишни.

Третий очень важный элемент общения – интонация.

Она подчас значительнее слова. Интонация бывает посланницей  радости и огорчения. Она притягивает  и отталкивает. Ободряет и удручает. Обижает и оскорбляет. И она  же может вселить надежду, осчастливить, поддержать, ободрить.

Четвёртый элемент общения  – жест.

Он, так же как интонация  и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение, участие. Человек, идущий разболтанной походкой, говорящий громко, размахивающей во время беседы руками, и не подозревает, что вызывает осуждение и неприязнь окружающих. Он далёк от дурных помыслов, и от желания кого-то обидеть, огорчить. Тем не менее, он производит неприятное впечатление.

Каждый должен стремиться приобрести красивую осанку. Подтянутость человека – выражение его уважительного отношения к людям. Красивая осанка – расправленные плечи, приподнятая голова, упругая поступь – создаёт эстетический облик. Если даже человек не очень хорошо сложен, он кажется привлекательным и элегантным.

Выработать красивую осанку можно только систематическим  вниманием к тому, как стоишь, как сидишь, как жестикулируешь. Надо непрерывно проверять себя. Поначалу это сложно и утомительно, но постепенно при постоянной тренировке, трудное становиться привычным. Затем привычное – лёгким и приятным.

Овладев искусством общения, мы увидим, как результативно решаются многие вопросы, возникающие в повседневности. Антуан Сент-Экзюпери сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижении общего результата. Синонимом общения является термин — коммуникативная деятельность.

Основное позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Потребность в общении не является врождённой. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающим.

Цель программы: создание условий для развития личности ребёнка в процессе общения.

Задачи программы:

  • дать подросткам знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
  • формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
  • приобретать навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Программа должна убедить подростков в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможностям завоевать сердца людей.

Девиз программы: «Научить любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».

Данная технология также включает:

1. Развитие психофизических  способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в  коммуникативной игре:

Занятия строились по следующей схеме и состояли из фаз:

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность). Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребёнка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или группу в целом.

Использование мимические и пантомимические способности  детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

Программа по формированию навыков общения предусматривала:

  • самооценку состояния детей (эмоционально-личностные качества, наличие навыков общения);
  • оценку детей педагогом;
  • оценку детей родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Аверченко, Л.К. Управление общением / Л.К. Аверченко. – М.: Просвещение, 2003 – 215 с.
  2. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
  3. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. – М.: «Академия», 2004 – 356 с.
  4. Барабанщиков, В.А. Системность. Восприятие. Общение / В.А. Барабанщиков. – М.: Просвещение, 1988. – 213 с.
  5. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – М.: Издательство Московского психологического социального института, 2007. – 253 с.
  6. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 412 с.
  7. Выгодский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский - М.: 1982. – 324 с.
  8. Горянина, В.А. Психология общения. – М.: «Академия», 2004. – 446 с.
  9. Добрович, А Общение: наука и искусство / А. Добрович. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.
  10. Игры: обучение, тренинг, досуг/ под ред. В. В. Петрусинского. – М., 1994.
  11. Каменская В.Г. Психология общения. – СПб, 1993.
  12. Карандашев В. Н. Основы психологии общения. – Челябинск, 1990.
  13. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведении / В.А. Лабунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
  14. Леонтьев, А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 1975. – 167 с.
  16. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Просвещение, 2006. – 243 с.
  17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  18. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 324 с.
  19. Мермельштейн Е.Г. Мир общения. – М., 1993.
  20. Михайлов Л.А. Психология общения. – СПб., 1994.
  21. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 1995. – 234 с.
  22. Оботурова И. А. Психология общения. – Сыктывкар, 1996.
  23. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Просвещение, 2000. – 413 с.
  24. Петровская, Л.А. Общение. Компетентность. Тренинг / Л.А. Петровская. – М.: Книга, 2007. – 324 с.
  25. Панкратов, В. Эффективное общение: правила игры / В. Панкратов. – М.: Психотерапия, 2007. – 256 с.
  26. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 1995.
  27. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.
  28. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Новая книга, 2004. – 312 с.
  29. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Новая книга, 2002. – 215 с.
  30. Рыданова, А. В. Педагогическое общение / А.В. Рыданова. – М.: Издательство Московского института, 2003. – 250 с.
  31. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. – М.: Просвещение, 2006. – 313 с.
  32. Станкин, М.И. Психология общения. – М.: НПО «МОДЭК», 2003. – 336 с.
  33. Н.Е. Щуркова. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001.

Информация о работе Влияние коммуникативных игр на развитие навыков общения у подростков