Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:22, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что понятие психологической защиты является одним из основополагающих в современной теории личности. Оно обладает большой объяснительной силой при изучении патогенеза психических и психосоматических заболеваний. Тем не менее, широких и систематических исследований, направленных на изучение соотношения различных механизмов психологических защит в норме и патологии, проведено немного. Объясняется это, по-видимому, отсутствием до последнего времени психологических методик, позволяющих комплексно и в одном исследовании оценить выраженность основных механизмов защиты, а также большими разногласиями между исследователями относительно общего числа этих механизмов и содержания применяемых терминов.
Введение……………………………………………………………………………
3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования проблемы влияния механизмов психологической защиты на поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия……………………………………..
§1. Исследование механизмов психологической защиты в отечественной и зарубежной психологии…………………………….
§2. Особенности межличностного взаимодействия сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
7
7
29
Глава 2.
Эмпирическое исследование проблемы влияния механизмов психологической защиты на копинг-поведение сотрудников подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия.………..
§1. Особенности влияния механизмов психологической защиты на выбор сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны стратегий копинг-поведения в напряженных ситуациях межличностного взаимодействия………...
§2. Практические рекомендации офицеру-руководителю по совершенствованию межличностного взаимодействия между сотрудниками подразделений федеральных органов государственной охраны в напряженных ситуациях с учетом результатов исследования……………………………………………..
43
43
57
Заключение………………………………………………………………………..
Список источников и литературы…………………
Исходя из полученных данных этой таблицы, мы пришли к выводу, что такие копинг-стратегии как избегание (среднее 50,9, стд. отклонение 7,1, медиана 51,0, мода 44,0) и решение задач (среднее 50,6, стд. отклонение 5,7, медиана 51,0, мода 51,0) чаще всего применяется сотрудниками, а ведущими механизмами психологической защиты являются компенсация (среднее 87,6, стд. отклонение 12,0, медиана 88,0, мода 99,0) и реактивные образования (среднее 78,8, стд. отклонение 20,5, медиана 91,0, мода 91,0). Это лишний раз подтверждает, что существует взаимозависимость механизмов психологической защиты и копинг-стратегий, где механизмы оказывают достаточно сильное влияние на выбираемые в последующем копинг-стратегии.
Таблица 3
Таблица средних значений
Результаты описательной статистики показывают:
1. Ведущие копинг-стратегии у сотрудников – решение задач и избегание.
2. Ведущие механизмы психологической защиты – компенсация и реактивные образования.
При выборе сотрудником
в меньшей степени
С целью выявления соответствия выборки закону нормального распределения был использован критерий Колмогорова-Смирнова (См. таблица 4)
Таблица 4
Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова | ||||||||||||||
Решение задач |
Эмоциональная реакция |
Избегание |
Отвлечение |
Соц. отвлечение |
Отрицание |
Вытеснение |
Регрессия |
Компенсация |
Проекция |
Замещение |
Интеллектуализация |
Реактивные. образования | ||
N |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 | |
Нормальные параметрыa,,b |
Среднее |
50,6 |
40,1 |
50,9 |
25,5 |
18,6 |
51,1 |
71,2 |
48,2 |
87,6 |
29,4 |
69,8 |
59,1 |
78,8 |
Стд. отклонение |
5,7 |
8,1 |
7,1 |
7,8 |
2,4 |
26,8 |
24,1 |
22,4 |
12,0 |
20,7 |
30,0 |
23,6 |
20,5 | |
Разности экстремумов |
Модуль |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Положительные |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,2 | |
Отрицательные |
-0,1 |
-0,2 |
-0,1 |
-0,1 |
-0,1 |
-0,2 |
-0,2 |
-0,1 |
-0,2 |
-0,1 |
-0,3 |
-0,3 |
-0,3 | |
Статистика Z Колмогорова-Смирнова |
0,8 |
1,0 |
0,5 |
1,3 |
0,7 |
0,8 |
1,2 |
1,0 |
1,4 |
1,0 |
1,7 |
1,6 |
1,4 | |
Асимпт. знч. (двухсторонняя) |
0,6 |
0,3 |
1,0 |
0,1 |
0,8 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
0,0 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Наиболее выраженные копинги коррелируют с наиболее выраженными механизмами психологической защиты. При менее выраженном копинге социальное отвлечение соответствует низкими показателями механизма отрицание. Социальное отвлечение коррелирует с отрицанием, замещением, реактивном оразовании, у которого наиболее выражены средние значения.
В ходе третьего этапа результаты исследования 30 военнослужащих были обработаны с использованием аппаратно-программного комплекса «Гранит» (АПК «Гранит»), предназначенной для обработки и адаптации тестов-опросников. После чего был проведен корреляционный анализ полученных данных.
Регистрация и обработка результатов: после подсчета суммарных «сырых» баллов по каждой шкале экспериментатор может сравнить их со средненормативными показателями по таблице процентилей перевести «сырые» баллы в процентильные оценки.
В связи с тем, что выборка не соответствует закону нормального распределения, мы приняли решение использовать для проведения корреляционного анализа непараметрический критерий Спирмена. Корреляционная матрица представлена в таблице 5.
Таблица 5
Корреляционная матрица по критерию Спирмена
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H | ||
I |
Коэффициент корреляции |
,279 |
,048 |
-,080 |
,264 |
,164 |
,264 |
,095 |
,310 |
Знч. (2-сторон) |
,136 |
,802 |
,675 |
,049 |
,387 |
,158 |
,619 |
,048 | |
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
II |
Коэффициент корреляции |
-,028 |
,149 |
,006 |
,102 |
,275 |
,088 |
-,021 |
,024 |
Знч. (2-сторон) |
,885 |
,431 |
,976 |
,592 |
,032 |
,643 |
,911 |
,901 | |
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
III |
Коэффициент корреляции |
,206 |
,208 |
-,083 |
,021 |
-,166 |
,212 |
,066 |
,157 |
Знч. (2-сторон) |
,275 |
,271 |
,664 |
,913 |
,380 |
,261 |
,728 |
,408 | |
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
IV |
Коэффициент корреляции |
,014 |
,181 |
,027 |
,046 |
,003 |
,093 |
,058 |
,156 |
Знч. (2-сторон) |
,941 |
,338 |
,889 |
,809 |
,985 |
,627 |
,760 |
,411 | |
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 | |
V |
Коэффициент корреляции |
,250 |
,135 |
,040 |
,229 |
,257 |
,400* |
-,071 |
,528** |
Знч. (2-сторон) |
,047 |
,476 |
,833 |
,224 |
,170 |
,028 |
,708 |
,003 | |
N |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
При изучении данных корреляционной матрицы было выявлено 6 корреляционных связей:
между механизмом психологической защиты избегание и копингом решение задач (r=0,264, р≤0,05);
между механизмом реактивные образования и копингом решение задач (r=0,310, р≤0,05);
между механизмом проекция и копингом эмоциональная реакция (r=0,275, р≤0,05)
между механизмом отрицание и копингом социальное отвлечение (r=0,250, р≤0,05)
между механизмом замещение и копингом социальное отвлечение (r=0,400, р≤0,05)
между механизмом реактивные образования и копингом социальное отвлечение (r=0,528 р≤0,01).
Это свидетельствует о том, что имея навыки совладающего поведения, сотрудник учится преодолевать неэффективные механизмы психологической защиты, отрицательно влияющие на адекватность восприятия ситуаций межличностного общения
Учитывая тот факт, что в ходе корреляционного анализа было выявлено незначительное количество взаимозависимостей, выборка была проранжирована и сгруппирована по трем уровням на основе степени выраженности полученных показателей:
1) низкий уровень значений
2) средний уровень значений
3) высокий уровень значений
В дальнейшем осуществлено сравнение групп между собой с использованием U-коэффицента Манна-Уитни с целью выявить уровень различий между группами по отношению к каждой из копинг-стратегий.
На основе полученных данных результатов можно сделать выводы:
Очевидно, что неадаптированные индивиды (военнослужащие первого периода) используют некоторые защиты в большей степени, чем адаптированные (военнослужащие второго периода). Это подтверждается результатами исследования, проведенные в в/ч 16660. Поскольку механизмы защиты есть способы искажения когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальности, это отражается в поведении таких индивидов, сообщая ему защитный (девиантный, зависимый, патологический и т.п.) характер. Это приводит к конфликту с реальностью, к коллективному неодобрению и разным формам воздействия со стороны коллектива. В результате реальность может стать для военнослужащего еще более неприемлемой, что грозит внутренним конфликтом и ведет к дальнейшей патологии защитного функционирования.
Приведенные в дипломной работе результаты исследования позволяют, во-первых, прогнозировать вероятностный характер отклонений в поведении сотрудника в зависимости от характера нарушений его ранних взаимодействий с окружением, во-вторых, наметить пути и средства достижения индивидуальной конструктивной психологической защищенности и способности к эффективной социально-психической адаптации в ходе воспитательного и психокоррекционного воздействия.
В качестве примера представлена таблица 6, где мы можем увидеть соотношение между уровнем выраженности механизма психологической защиты отрицание и стратегиями копинг-поведения. Остальные таблицы представлены в приложении 1.
Кроме этого, был определены уровни различий между механизмами психологической защиты и копинг-стратегиями.
В качестве примера соотношения одной из копинг-стратегии (решение задач) с механизмами психологической защиты представлена таблица 7. Остальные таблицы представлены в приложении 2.
Таблица 6
Корреляционная матрица по U – критерию Манна–Уитни
Ранги | ||||
Отрицание |
N |
Средний ранг |
Сумма рангов | |
Решение задач |
Высокий уровень |
9 |
8,00 |
72,00 |
Низкий уровень |
9 |
11,00 |
99,00 | |
Всего |
18 |
|||
Эмоциональная реакция |
Высокий уровень |
9 |
9,67 |
87,00 |
Низкий уровень |
9 |
9,33 |
84,00 | |
Всего |
18 |
|||
Избегание |
Высокий уровень |
9 |
8,56 |
77,00 |
Низкий уровень |
9 |
10,44 |
94,00 | |
Всего |
18 |
|||
Отвлечение |
Высокий уровень |
9 |
9,61 |
86,50 |
Низкий уровень |
9 |
9,39 |
84,50 | |
Всего |
18 |
|||
Соц. Отвлечение |
Высокий уровень |
9 |
7,89 |
71,00 |
Низкий уровень |
9 |
11,11 |
100,00 | |
Всего |
18 |
Исходя из результатов данной таблицы, мы видим, что такой механизм психологической защиты как отрицание по отношению к копинг-стратегии решение задач имеет низкий уровень, что свидетельствует о нежелании сотрудника признавать наличие у него проблем и, тем более, решать их.
По отношении к копинг-
Говоря о копинге избегание, мы видим, что хоть сотрудники и отрицают наличие проблем, но не избегают их. Люди с доминирующей копинг-стрессовой поведенческой стратегией ориентированной на избегание, стараются различными способами отвлечься от создавшейся проблемы, не думать о ней.
Следует заметить, что существуют две субшкалы – отвлечения и социального отвлечения, относящихся к избеганию. Копинг отвлечение имеет высокий уровень, что сотрудники на людях отрицают наличие у них проблем и стараются избегать их решения. При этом те, кто относится к первой субшкале отвлечения, предпочитают отвлекаться от проблемы посредством хождения по магазинам, покупки вещей. Стараются больше спать, балуют себя любимой едой, смотрят телевизор, уходят в отпуск или в отгул. Те же, кто относится к субшкале социального отвлечения, при возникновении какой-либо проблемы отвлекаются от нее, стараясь быть на людях. Они звонят по телефону либо идут в гости к друзьям, проводят время с дорогим человеком. Разговаривают с тем, чей совет особенно ценен для них.
Таблица 7
Ранги | ||||
Решение задач |
N |
Средний ранг |
Сумма рангов | |
Отрицание |
Высокий уровень |
11 |
8,05 |
88,50 |
Низкий уровень |
9 |
13,50 |
121,50 | |
Всего |
20 |
|||
Вытеснение |
Высокий уровень |
11 |
10,27 |
113,00 |
Низкий уровень |
9 |
10,78 |
97,00 | |
Всего |
20 |
|||
Регрессия |
Высокий уровень |
11 |
10,41 |
114,50 |
Низкий уровень |
9 |
10,61 |
95,50 | |
Всего |
20 |
|||
Компенсация |
Высокий уровень |
11 |
8,64 |
95,00 |
Низкий уровень |
9 |
12,78 |
115,00 | |
Всего |
20 |
|||
Проекция |
Высокий уровень |
11 |
8,45 |
93,00 |
Низкий уровень |
9 |
13,00 |
117,00 | |
Всего |
20 |
|||
Замещение |
Высокий уровень |
11 |
8,00 |
88,00 |
Низкий уровень |
9 |
13,56 |
122,00 | |
Всего |
20 |
|||
Интеллектуализация |
Высокий уровень |
11 |
9,32 |
102,50 |
Низкий уровень |
9 |
11,94 |
107,50 | |
Всего |
20 |
|||
Реактивное образование |
Высокий уровень |
11 |
8,86 |
97,50 |
Низкий уровень |
9 |
12,50 |
112,50 |