Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1 Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;

Содержание

Введение

Глава І. Психолого – педагогические основы проблемы влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка…………………..

1.1. Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
1.2. Характеристика СМИ и СМК, их влияние на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ и СМК на развитие личности подростка………………………………………………………………..

Констатирующий этап эксперимента……………………………
Реализация программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка ……………………………………

Заключение………………………………………………………………

Литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая СМИ.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, рассматривая полученные данные на уровневом подходе, мы выявили три уровня. К высокому уровню влияния СМИ мы отнесли тех подростков, у которых наблюдалось наличие 4 критериев, т.е. эмпатия, агрессивность, информационность, большое количество времени, которое потрачено на СМИ.

К среднему уровню влияния СМИ были отнесены те подростки, у которых было соответствие 2-3 критерия, а к низшему - тех, у которых было соответствие 2 и меньше критериям.  Таким образом, у нас получилось, что к высшему уровню принадлежат 5 подростков, к среднему – 9 подростков, к низкому - 5 подростков.

В процентном отношении  получились следующие результаты (таб. 4):

Таблица 4

Уровни

Количество  подростков в процентном соотношении

Высокий

26%

Средний

49%

Низкий

25%


 

Таким образом, нами были выявлены три уровня влияния средств  массовой информации на социальное воспитание подростка.

Если рассмотреть результаты более внимательно, то становится понятно, что высший и низший уровни приблизительно одинаковы и составляют 26% и 25%, но самую большую численность составляют подростки, которые относятся к среднему уровню.

Тщательно проанализировав  все исходные данные можно сделать  выводы о том, что:

  • среди наших испытуемых большую часть составляли экстраверты (73%), тогда как интровертов было всего лишь 27%;
  • эмпатию или чувство сопереживания героям испытывает большая часть испытуемых (63%) и 37% подростков не испытывают особо сильных эмоций при просмотре кинофильмов или телепередач и реалити - шоу;
  • подростки, которые больше предпочитают информационные передачи, газеты или часто ищут информацию, касающуюся обучения, в Internete и т.д. составляют 64,5%, тогда как подростки, интересующиеся разнообразными развлекательными передачами, составляют 35,5%;
  • 36% от общего числа испытуемых присуща некоторая степень агрессии и раздражительности;
  • что касается ежедневного времени, которое подростки отводят просмотру телепередач, кинофильмов, прослушиванию радио, чтению газет и журналов, а также Интернету, то у нас получились следующие результаты: 21% учащихся уделяют ежедневно СМИ 2 -3 ч., 37% - 3 - 4 ч., 16% - 4 - 5 ч., 16% - 5 -6 ч. и 10% - 7 -8 ч.

Таким образом, проанализировав  полученные нами результаты, можно  сделать некоторые выводы.

Средства массовой информации, безусловно, влияют на социальное воспитание современной молодежи. Примерно половина данной категории населения нашей страны ежедневно смотрит разнообразные телепередачи, кинофильмы и, ставшие такими популярными в наше время, реалити-шоу, читает газеты и журналы, слушает песни отечественных и зарубежным певцов, а также «затянута» в сети Interneta до пяти часов.

Нельзя отрицать, что  все менее популярным становится чтение классической литературы и прослушивание классической музыки. В основной своей массе люди, которые больше склонны к сопереживанию героям, плохому настроению из-за просмотра «тяжелого» фильма составляют женщины, то есть им больше свойственно проявление эмпатии. Мужчины же реже подвержены этому влиянию.

Информация, которую предпочитает молодежь, по своему стилю разнообразна, но чаще, все-таки, молодые люди выбирают информацию, касающуюся обучения, хотя многие (чаще девушки, нежели юноши) смотрят развлекательные телепередачи, реалитишоу, кинофильмы, покупают и читают журналы о любимых героях, звездах шоу бизнеса и т.д.

Нельзя не заметить тот  факт, что большинство наших испытуемых составляют экстраверты, следовательно, есть определенная система воздействия средств массовой информации на личность. Как отмечалось выше, данные стратегии функционирования массовой информации влияют не только на создание управляемых масс, но и на коммуникабельные способности. Были проведены тесты на выявление коммуникабельных способностей подростков, с помощью чего выявлена взаимозависимость данных способностей и СМИ. А также нами было отмечено, что такие критерии, как агрессия и эмпатия также обуславливают друг друга. Подростки с ярко выраженной эмпатией к своим героям обладают некоторой степенью агрессивности, т.е. прослеживается некоторая закономерность между двумя явлениями.

Мода, как один из видов средств массовой информации, также был затронута в ходе нашего наблюдения и были выявлены следующие закономерности. Подростки, которые ежедневно смотрят телевидение, читают модные журналы и газеты, а также часто бывают в Интернете, более внимательно относятся к современным тенденциям моды, они стараются выглядеть «модно». Многие из них часто обращают внимание то, как одеты кинозвезды и представители шоу бизнеса (71%). Интересно и то, что многие испытуемые, давшие такой ответ, - представительницы прекрасного пола, тогда как юноши относятся к новинкам моды более равнодушно. 69% молодых людей хотели бы выглядеть как та или иная «звезда», у многих есть кумиры.

Каждый вид средств  массовой информации пользуется интересом  у молодежи по-разному. В анкете многие указали, что отдают предпочтение все-таки телевидению, и данная категория подростков составила 38% от общей массы опрошенных, на втором месте в рейтинге популярности стоит радио, прослушивание музыки (29%). Интернетом заинтересовано 24% опрошенных, чтением газет и журналов - 9%.

Конечно же, полученные результаты не дают нам полного права утверждать, что данная ситуация существует на всей территории нашей страны, т.к. есть ряд объективных причин, обуславливающих такие данные:

  1. Многие подростки не имеют компьютеров, а уж тем более доступа к Интернету.
  2. Средства массовой информации не настолько развиты в нашей станице, насколько развиты, например, в г. Краснодаре или другом городе нашего края.
  3. Охваченная в ходе исследования группа испытуемых мала по своей численности.

Подводя итоги, нами была составлена таблица, в которой отражена вся информация по полученным результатам (табл. 5).

Таблица 5

Средства  массовой

информации

Количество  учащихся, придающее

большее значение данному СМИ

Телевидение

38%

Радио

29%

Печать

9%

Интернет

24%

Мода

67%


Интересно то, что в  настоящее время чтение уступает телевидению, а мода волнует, грубо говоря, половину населения. По результатам психологических исследований, основная причина переживаний и неуверенности в себе - пресловутые средства массовой информации - кино, телевидение, глянцевые журналы, с которых улыбаются совершенно красивые люди. И не важно, что красавицам едва за двадцать, что половину своей бессознательной жизни они проводят в спортклубах и соляриях, что даже после этого их недостатки замазывают визажисты и заглаживают компьютеры. Хочется отметить, что в последнее время возросла роль Интернета в формировании представления учащихся школ об учебной информации. Многие уверены, что поиск информации в библиотеках - уже устарел, а нужную тему реферата или доклада, например, всегда можно найти в Интернете. В США не первый год исследуют проблему IАD - Интернет-зависимости, сопровождающейся повышением температуры, лихорадкой, отеками, дрожанием рук и пальцев, нервными тиками. Пациенты с таким диагнозом проводят за компьютером 16-18 часов в сутки, жалуются почти на наркотическую зависимость от Интернета - желание как можно скорее подключиться к сети, едва проснулись или вернулись домой, и состояние угнетенности или агрессии, если это не удается сделать. Самая большая возрастная группа с такими жалобами - подростки от 14 до 19 лет.

 

2. 2.ФОРМИРУЮЩИЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УСЛОВИЙ ПОЗИТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Средства массовой информации в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков, а также прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, на эстетический вкус.

На формирующем этапе  опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цель реализовать программу эффективности условий влияния СМИ на подростков.

К основным условиям позитивного  влияния на  развитие личности подростка относят:

1)  Контроль со стороны  родителей;

2) Учет  возрастных  и индивидуальных особенностей детей;

3) Своевременное приобщение  подростка к средствам массовой  информации. Многие ученые не рекомендуют детям до 3 лет смотреть телевизор больше 15 минут;

4) Ограничение подростка  в общении со СМИ не должно  рассматриваться как метод наказания. Лучше заменить просмотр телевизора прогулкой или общением со сверстниками;

5) Ограничение время  просмотра телевизора или работы  с компьютером или совмещение их с  делами по дому;

6) Совместный анализ  вместе с подростками увиденной  передачи или прочитанной статьи и с  акцентом на развитие критического мышления.

Современная ситуация предъявляет  новые требования к познавательной деятельности подростка, восприятие и  переработка информации, поступающей по различным коммуникативным каналам, делают необходимый акцент на развитие критического мышления. Умение анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений становится необходимым на стадиях обучения. Однако провозгласить приоритетом принцип развития – значит последовательно, поэтапно провести работу по информированию навыков и приемов работы с информацией. В частности, для начальных этапов медиаобразования в гуманитарных предметах целесообразным представляется достижение целей обучения предмету через следующий порядок формирования медиаобразовательных умений:

-  умение вычленять  главное в информационном сообщении;

-  понимание цели  коммуникации, направленность информационного  потока;

-  аргументация собственных  высказываний;

-  умение находить ошибки в получаемой информации;

- умение находить требуемую информацию в различных источниках;

- умение извлекать  из предложенной информации, данные  и представлять ее в  табличной или другой форме;

- представление об  инструментарии подготовки, передачи и получении информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

Все это может благоприятно воздействовать на успешное развитие личности подростка под влиянием средств массовой информации.

На формирующем этапе  опытно-экспериментальной работы мы применили одно из условий успешного развития подростка под воздействием средств массовой информации – контроль со стороны родителей.

На формирующем этапе  опытно-экспериментальной работы для  родителей нами было проведено родительское собрание на тему: «Средства массовой информации: польза и вред» (см. ниже).

Родительское  собрание: «СМИ: польза и вред».

Любая информация, будь то рекламные объявления, киноленты, компьютерные игры или музыкальные видеопередачи, может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на вашего ребенка. Вы можете ограничить вашего ребенка в получении определенного рода информации, также как ограничиваете его, например, в приеме пищи, которую считаете не полезной для его здоровья. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Употребление алкогольных  напитков и курение. Средства массовой информации просто пестрят материалами о курении и спиртных напитках. Дети видят, как курят их любимые киногерои. Сигареты и алкогольные напитки являются неотъемлемой частью посещений концертов и спортивных мероприятий. Реклама и кино показывают сексуальных любимчиков публики с сигаретой в зубах, потягивающими виски, утверждая, что "все так делают". Реклама склоняет подростков к курению и употреблению спиртных напитков. Подростки, просматривающие тонны рекламы пива, вин, ликеров и сигарет, соглашаются с тем, что она побуждает у них желание подражать увиденному. Не случайно три наиболее широко рекламируемых марки сигарет являются наиболее популярными среди подростков. Разработчики рекламы сигарет и алкогольных напитков умышленно упускают негативную информацию о своей продукции. В результате молодые люди не подозревают о том, какому риску они подвергаются, используя их. Иногда также поступают телевидение и печатные издания. Например, журнал печатает материалы о причинах возникновения онкологических заболеваний, но не указывает одну из основных причин - курение. Знает ли ваш ребенок, почему так происходит? Ответ может быть простым: владельцы журнала получают деньги за размещение рекламы сигарет в своем журнале или даже владеют другой компанией, занимающейся производством сигарет.

Информация о работе Влияние средств массовой информации и средств массовой коммуникации на формирование личности подростка