- Здравствуй, ты. Цель: развитие групповой
сплоченности.
- Слепой и поводырь. Цель: развитие социального доверия.
- Ролевые игры. Цель: обсуждение ситуаций.
- Упражнение на самоанализ. Цель: открытие
своего “Я”, формирование стремления к самосовершенствованию.
- Домашнее задание. Цель: формировать
стремления к самосовершенствованию.
Занятие 3.
Цель: создание положительного эмоционального
настроения и атмосферы безопасности
в группе, отреагирование внутриличностных
конфликтов.
- Привет, ты представляешь… Цель: создание
положительного эмоционального фона.
- Доверяющее падение. Цель: развитие социального доверия.
- Я – икс. Цель: отреагирование внутриличностных
конфликтов.
- Лишний стул. Цель: формирование групповой
сплоченности, снятие напряжения.
- Покажи пальцем. Цель: развитие уверенности
в себе, социальной сензитивности.
- До свидания, мы. Цель: развитие групповой сплоченности, закрепление положительных эмоций.
Блок реконструктивный.
Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов,
обучение навыкам адаптивного взаимодействия,
гуманизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Продуктивная реорганизация арсенала
средств общения в семье.
- Оптимизация общения детей с членами
своей семьи.
Занятие 1. Цель: реконструкция эмоциональных
аспектов семейного взаимодействия.
- Унисон. Цель: активизация и сближение
группы, уменьшение напряжения.
- Угадай. Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние
другого человека и умения адекватно выражать
свое.
- Пословицы. Цель: осознание и свободное
принятие новых способов взаимодействия.
- Живой кокон. Цель: развитие социальной
сензитивности, социального доверия.
- Откровенно говоря. Цель: отреагирование эмоций.
Занятие 2.
Цель: закрепление новых способов общения
в семье.
- Пожелания на день. Цель: активизация
и сближение группы, саздание положительного эмоционального фона.
- Маленькому – защита. Цель: обучение
приемам релаксации.
- Семейная проблема. Цель: закрепление новых
способов общения в семье.
- Дискуссия на тему: “мои родителя и я,
мой ребенок и я”. Цель: осознание проблемы, реконструкция детско-родительских
отношений.
- До свидания, мы. Цель: достичь взаимопонимания
и сплоченности в группе.
Занятие 3.
Цель: гуманизация детско-родительских
отношений.
- Я хочу тебе подарить. Цель: создание
положительного эмоционального фона,
раскрытие групповых отношений, развитие
социальной сензитивности.
- Ожившие картины. Цель: осознание семейных
проблем.
- Нас с тобой объединяет… Цель: создание
атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
- Больше всего мне понравилось… Цель:
отреагирование эмоций.
Занятие 4.
Цель: продолжить работу по реконструкции
детско-родительских отношений.
- Здравствуй, мне очень нравиться… Цель: активизация и сближение
группы, создание положительного эмоционального
фона.
- Список претензий. Цель: осознание причин
нарушения детско-родительских отношений.
- Дискуссия на тему “Нужна ли человеку
семья?”. Цель: коррекция детско-родительских отношений.
- Хиппи. Цель: развитие социальной сензитивности.
- До свидания, мы…
Занятие 5.
Цель: продолжить работу по реконструкции
детско-родительских отношений.
- Здравствуй, ты представляешь… Цель:
создание положительного эмоционального фона.
- Какой я родитель? (Какой я ребенок?) Цель: саморефлексия.
- Ассоциации. Цель: развитие социальной
готовности.
- Картина. Цель: дать детям и родителям
почувствовать радость совместного творчества,
ощутить себя чес-то целым.
- Откровенно говоря…
Блок закрепляющий.
Цель: закрепить новые способы общения в семье,
подвести итоги групповой работы; отрефлексировать,
какие изменения произошли в процессе
занятий.
Задачи:
- Закрепить новые формы эмоционального
реагирования и стереотипы поведения в семье.
- Оказать необходимую психологическую поддержку, настроить на будущее.
Занятие 1.
Цель: закрепление новых форм общения
в семье.
- Унисон. Цель: развитие социальной сензитивности.
- Доверяющее падение. Цель: закрепление
доверительного отношения.
- Цветное настроение. Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в группе.
- Стул откровений. Цель: закрепление новых
форм общения.
- Больше всего мне понравилось… Цель:
отреагирование эмоций.
Занятие 2.
Цель: закрепление новых форм общения
в семье, настрой на будущее, оказание
психологической поддержки.
- Пожелание на день. Цель: активизация
группы, создание положительногго эмоционального настроя.
- Просьба. Цель: закрепление новых стереотипов
поведения.
- Родиться вновь. Цель: формирование установки
на будущее, на активное участие в жизни.
- Похвала по кругу. Цель: закрепление положительных
эмоций.
- До свидания, мы… Цель: развитие социального
доверия, уверенности в себе.
Занятие 3.
Цель: отрефлексировать, какие изменения
произошли в процессе занятий, подвести
итоги групповой работы.
- Здравствуй, мне очень нравиться… Цель: создание положительного эмоционального фона, закрепление доверительного
отношения.
- Чемодан. Цель: осознание слабых и сильных
сторон своей личности.
- Больше всего мне понравилось… Цель:
отреагирование эмоций.
Итак, подводя итоги, можно отметить следующее:
- семья это целостная система,
поэтому проблемы диады “родитель-ребенок”
не могут быть решены благодаря психокоррекции
только ребенка или только родителя. Наиболее
эффективной формой работы будет групповая,
когда занятия посещают родители и дети
одновременно. Основным методом групповой
коррекции детско-родительских отношений
является когнитивно-поведенческий тренинг.
При этом используются такие вспомогательные
методы психокоррекции: дискуссия, психодрама,
анализ семейных ситуаций, поступков,
действий детей и родителей, их коммуникации
в решении проблем, проба на совместную
деятельность, а также специальные упражнения
на развитие навыков общения.
3.3. Выводы
- Основными задачами коррекции
межличностных отношений в семье считаются: изменение ориентаций семейного воспитания
в сторону самосовершенствования и совершенствования
семейных отношений, сведение к минимуму
дефектов семейного воспитания.
- Одной из наиболее эффективных
коррекционной форм работы с родителями является такой метод
групповой коррекции отношений как когнитивно-поведенческий
тренинг.
- В родительских группах
необходимо использовать такие вспомогательные
средства коррекции как дискуссия, психодрама,
анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей,
их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность,
специальные игры и упражнения, направленные на развитие навыков
мышления.
- Коррекционная работа, направленная
на реконструкцию детско-родительских
отношений, должна реализовываться при
условии совместного участия как родителей, так и
детей, при этом необходимо организовывать
занятия отдельно для детей, родителей,
и совместные занятия.
- В коррекционную работу
желательно одновременно включать родителей,
демонстрирующих разные стили семейного
воспитания, т.к. в такой ситуации будет происходить
взаимообогащение опытом построения отношений
в собственной семье, анализ разнообразных
путей реагирования позволит родителям
выявить оптимальный, осознать достоинства
и недостатки предлагаемых способов взаимодействия между родителями и детьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучению семьи как воспитательного
института посвящено большое количество исследований – как в отечественной
психологической науке, так и за рубежом.
В всех исследованиях подчеркивается,
что семья может являться как мощным фактором
развития и эмоционально-психологической
поддержки личности, так и источником
психической травмы и связанными с ней
разнообразными личностными расстройствами:
неврозами, психозами, психосоматическими
заболеваниями и отклонениями в поведении.
К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам
человек чувствителен на протяжении всей
своей жизни. Однако наибольшее влияние
семья оказывает на формирующуюся личность.
В семье происходит первичная социализация
личности, осваиваются первые социальные
роли, закладываются основные ценности
жизни. Семейное воспитание индивидуально,
и потому его невозможно заменить никакими
суррогатами анонимного воспитания. Его
отсутствие или изъяны с большим трудом
восполняются в последующей жизни человека.
Наибольшее значение для
формирования личности имеет морально-психологический
климат семьи, который определяет и опосредует
все другие факторы. В свою очередь, сам
микроклимат семьи зависит от характера
супружеских и детско-родительских отношений,
которые тесно связаны с такой характеристикой
как стиль семейного воспитания.
Основной целью исследования определялось
выявление особенностей отношений между родителями и детьми в семьях
с разным стилем воспитания.
Для достижения поставленной цели нами
была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме
исследования, а также спланировано и
проведено исследование, по окончанию
которого были сделаны следующие выводы:
-64% семей учащихся, принимавших
участие в диагностическом обследовании,
характеризуются наличием благоприятной
семейной атмосферы. В таких семьях детско-родительские
отношения строятся на основе любви и
уважения, родители апеллирует к здравому
смыслу ребенка, прибегают к словесному
объяснению, полагая ребенка равным себе
и способным к пониманию обращенных к
нему разъяснений; ребенку не навязывает
решения, позволяя ему самому найти выход
из сложившейся ситуации, предоставляя
ему максимум свободы в выборе и принятии
решения, максимум самостоятельности,
независимости; родитель поощряет ребенка
за проявление этих качеств. Дети в свою
очередь ощущают себя в семье как любимые,
чувствуют доброжелательное отношение
к себе и демонстрируют его по отношению
к своим родителям.
- стиль семейного воспитания
“эмоциональное отвержение” характеризуется
прежде всего отношением “маленький неудачник”
со стороны родителя к ребенку, дети в
таких семьях эмоционально далеки от родителей,
семейную обстановку они воспринимают
как холодную, отстраняются от родителей,
нарушены контакты между родителями и
детьми. При этом внешне родителя могут
демонстрировать внимание к своему ребенку,
чаще проявляющееся как увеличение количества
санкций по отношению к нему.
- стиль семейного воспитания
“повышенная моральная ответственность”
характеризуется таким типом отношения как “авторитарная
гиперсоциализация”, проявляющимся холодным
типом отношений, высоким уровнем контроля
и увеличением количества применяемых
к ребенку санкций. Ребенок при данном
стиле семейного воспитания демонстрирует
негативное отношение к семейной обстановке,
часто уже к 9-10 годам они оказывают сопротивление
родителям в виде обмана, грубости.
Использование такого статистического
метода как корреляционный анализ позволил
выявить наличие связи между вышеназванными
стилями семейного воспитания и характеристиками детско-родительских
отношений.
- стиль семейного воспитания
“доминирующая гиперпротекция”. Родитель
в данной семье демонстрирует
очень близкие эмоциональные
связи со своим ребенком, отношения в семье характеризуются малой
дистанцией, теплыми взаимоотношениями,
стремлением удовлетворить потребности
ребенка. Ребенок в этой семье инфантилен,
не умеет решать трудности, возникающие
в его жизни, при этом отношение к матери
у него уважительное, он очень любит ее,
не тяготиться ее сверхопекой.
Другие стили семейного воспитания в
семьях учащихся 3 класса А не были диагностированы.
При этом мы подразумевали, что родители,
принимавшие участие в диагностической работе, демонстрируют в семье
ведущую роль, и их стиль воспитания является
доминирующим, т.к. они в большей степени
занимаются воспитанием ребенка, что также
подтверждается учителем класса в ходе
беседы после использования в работе вышеуказанных
стандартизированных методик.
Анализ существующих подходов
к организации работы с родителями в целях
коррекции межличностных отношений между
родителями и детьми, показал, что существуют
разнообразные методологические подходы
к построению работы по воспитанию родителей.
Одним из эффективных средств реализации
психологической помощи родителям, демонстрирующим
неблагоприятные стили семейного воспитания,
является когнитивно-поведенческий тренинг.
Описание работы в рамках этого направления
дано в параграфе 3.1.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего
исследования достигнута, а гипотеза исследования, в которой мы предполагали,
что стиль семейного воспитания определяет
специфику отношений между родителями
и детьми, подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие
полов. - Ростов-на-Дону, 1998.
- Александрова Т. А. Родительский дом.
- М., 1987.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.
- Бардиан А. М. Воспитание детей в семье.
- М., 1972.
- Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической
консультации. – М., 1997.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности
/ под ред. Фельдштецна Д.И. – М., 1995.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1986.
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной
семьи. - М., 1988.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия.
Краткий лекционный курс. – СПб,.2001.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского
отношения. – М.,1986.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные
тесты. – М.,2004
- Вилюпас В. К. Психология эмоциональных
явлений. - М., 1976.
- Владиславский В. Все начинается с детства.
Минск, 1989.
- Выготский Л.С. Педагогическая
психология. – М., 1991.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.
- Гозман Л. Я. Психология эмоциональных
отношений. – М., 1987.
- Гребенников И. В. Основы семейной жизни.
– М.: Просвещение, 1991.
- Детская психология/Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. – Минск, 1998.
- Джайнотт Х. Родители и дети. - М., 1986.