Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Приложение 1
Результаты
диагностического исследования
№
п/п |
Ф.И. | т.Айзенка | т.Басса-Дарки | Самооценка | т.Спилбергера-Ханина | |||||||||||||||
эк-ин | нейр | физ | верб | косв | разд | лично | ситуат | |||||||||||||
1 | Сергей Л. | 16 | 18 | 6 | 8 | 5 | 7 | завышена | 45 | 52 | ||||||||||
2 | Витя Л. | 14 | 18 | 10 | 9 | 6 | 6 | занижена | 42 | 56 | ||||||||||
3 | Витя. С | 10 | 14 | 6 | 5 | 6 | 7 | занижена | 49 | 58 | ||||||||||
4 | Аня Д. | 15 | 16 | 5 | 6 | 4 | 6 | адекватна | 45 | 48 | ||||||||||
5 | Рома С. | 17 | 14 | 7 | 8 | 5 | 5 | занижена | 48 | 56 | ||||||||||
6 | Аня Ф. | 8 | 12 | 4 | 6 | 5 | 4 | занижена | 45 | 59 | ||||||||||
7 | Катя И. | 14 | 16 | 7 | 6 | 5 | 6 | занижена | 48 | 63 | ||||||||||
8 | Коля Р. | 12 | 15 | 6 | 6 | 5 | 7 | занижена | 57 | 68 | ||||||||||
9 | Саша С. | 10 | 14 | 5 | 6 | 4 | 4 | занижена | 52 | 69 | ||||||||||
10 | Света К. | 8 | 12 | 4 | 5 | 4 | 5 | занижена | 45 | 72 | ||||||||||
11 | Оля Б. | 14 | 14 | 6 | 8 | 8 | 7 | завышена | 49 | 57 | ||||||||||
12 | Саша В. | 12 | 15 | 9 | 8 | 10 | 8 | адекватна | 63 | 69 | ||||||||||
13 | Настя Б. | 14 | 18 | 6 | 6 | 7 | 8 | занижена | 51 | 58 | ||||||||||
14 | Коля Е. | 16 | 18 | 11 | 8 | 8 | 6 | занижена | 33 | 42 | ||||||||||
15 | Саша Щ | 12 | 16 | 8 | 6 | 6 | 7 | завышена | 28 | 36 | ||||||||||
16 | Таня М. | 16 | 18 | 8 | 8 | 5 | 5 | завышена | 45 | 51 | ||||||||||
17 | Лена У. | 12 | 16 | 7 | 8 | 6 | 6 | занижена | 38 | 44 | ||||||||||
18 | Влад. К | 16 | 21 | 5 | 8 | 5 | 4 | занижена | 42 | 38 | ||||||||||
19 | Коля А. | 14 | 18 | 8 | 10 | 7 | 6 | занижена | 39 | 54 | ||||||||||
20 | Вова А. | 12 | 15 | 6 | 8 | 5 | 6 | адекватна | 33 | 28 | ||||||||||
21 | Ваня Т. | 14 | 18 | 8 | 10 | 7 | 6 | занижена | 45 | 48 | ||||||||||
22 | Вова Х. | 17 | 16 | 5 | 6 | 6 | 5 | занижена | 56 | 64 | ||||||||||
23 | Коля П. | 12 | 10 | 6 | 6 | 5 | 5 | занижена | 32 | 34 | ||||||||||
24 | Сергей П. | 10 | 21 | 8 | 9 | 7 | 5 | завышена | 33 | 48 | ||||||||||
25 | Артем М. | 12 | 18 | 5 | 6 | 5 | 4 | занижена | 54 | 58 | ||||||||||
26 | Коля Г. | 13 | 16 | 6 | 6 | 4 | 5 | занижена | 49 | 56 | ||||||||||
27 | Катя С. | 14 | 14 | 7 | 8 | 8 | 6 | занижена | 51 | 58 | ||||||||||
28 | Илья М. | 14 | 18 | 7 | 8 | 9 | 5 | занижена | 48 | 50 | ||||||||||
29 | Дима П. | 16 | 21 | 5 | 8 | 6 | 6 | занижена | 52 | 59 | ||||||||||
30 | Андрей З. | 8 | 14 | 8 | 8 | 4 | 5 | завышена | 39 | 33 |
Приложение
2.
Данные
к тесту-опроснику
Шмишека выявление
акцентуаций у подростков
Ф.И.О. | Гипертимный | Циклотимный | Лабильный | Сензитивный
(тревожный) |
Психоастенический(педантичный) | Шизоидный | Эпилептоидный | Истероидный
(демонстративный) |
Неустойчивый |
1.Сергей Л | 24 | 6 | 18 | 9 | 0 | 8 | 11 | 18 | 15 |
2.Витя. Л | 20 | 18 | 12 | 18 | 8 | 6 | 6 | 2 | 24 |
3.Витя С. | 12 | 6 | 4 | 6 | 6 | 11 | 3 | 14 | 22 |
4.Аня Д. | 21 | 10 | 10 | 21 | 10 | 9 | 5 | 3 | 15 |
5.Рома С. | 24 | 18 | 22 | 21 | 10 | 10 | 9 | 8 | 18 |
6.Аня Ф. | 18 | 18 | 4 | 10 | 3 | 4 | 18 | 2 | 7 |
7.Катя И. | 20 | 11 | 8 | 21 | 8 | 12 | 10 | 5 | 14 |
8.Коля Р. | 18 | 18 | 11 | 9 | 4 | 11 | 12 | 8 | 24 |
9.Саша С. | 21 | 18 | 6 | 12 | 8 | 4 | 8 | 12 | 9 |
10.Света К | 15 | 11 | 14 | 24 | 9 | 8 | 10 | 10 | 18 |
11.Оля Б. | 20 | 18 | 9 | 18 | 12 | 12 | 16 | 16 | 20 |
12.Саша В. | 24 | 6 | 3 | 6 | 6 | 11 | 12 | 20 | 16 |
13.Настя Б. | 21 | 18 | 16 | 24 | 16 | 9 | 10 | 14 | 22 |
14.Коля Е. | 24 | 18 | 20 | 9 | 10 | 10 | 18 | 18 | 18 |
15Саша Щ. | 18 | 15 | 12 | 15 | 8 | 12 | 18 | 16 | 24 |
16Таня М. | 16 | 12 | 16 | 16 | 14 | 9 | 4 | 20 | 9 |
17.Лена У. | 12 | 15 | 8 | 15 | 12 | 3 | 10 | 12 | 9 |
18.Влад К. | 20 | 9 | 20 | 15 | 6 | 6 | 14 | 22 | 18 |
19.Коля А. | 24 | 21 | 12 | 18 | 10 | 15 | 14 | 18 | 6 |
20.Вова А. | 18 | 12 | 3 | 10 | 14 | 9 | 12 | 8 | 15 |
21.Ваня Т. | 22 | 6 | 4 | 21 | 10 | 9 | 15 | 18 | 20 |
22.Вова Х. | 12 | 18 | 16 | 21 | 4 | 15 | 18 | 6 | 4 |
23.Коля П. | 14 | 20 | 14 | 6 | 10 | 6 | 9 | 10 | 18 |
24.Сергей П | 18 | 18 | 12 | 3 | 4 | 16 | 18 | 16 | 20 |
25.Артем М. | 8 | 14 | 18 | 21 | 18 | 9 | 8 | 8 | 12 |
26. Коля Г. | 10 | 18 | 18 | 18 | 8 | 6 | 8 | 16 | 18 |
27.Катя С. | 16 | 20 | 14 | 18 | 14 | 15 | 18 | 6 | 20 |
28Илья М. | 12 | 18 | 6 | 21 | 12 | 6 | 10 | 6 | 18 |
29.Дима П. | 16 | 22 | 14 | 21 | 18 | 6 | 4 | 18 | 16 |
30.Андрей З. | 12 | 14 | 16 | 8 | 6 | 15 | 18 | 12 | 18 |
Приложение
3
Показатели акцентуированных личностей
исследуемых
подростков.
Приложение
4
Результаты
исследования по методике
Айзенка
Приложение
5
Результаты
исследования самооценки.
Приложение
6
Результаты
исследования уровня
агрессивности по
методике Басса-Дарки.
Приложение 7
Результаты диагностического исследования после проведенной коррекционной работы
№
п/п |
Ф.И. | т.Басса-Дарки | Самооценка | т.Спилбергера-Ханина | ||||||||
ф | ве | косв | разд | лично | ситуат | |||||||
1 | Сергей Л. | 5 | 6 | 5 | 7 | завышена | 45 | 38 | ||||
2 | Витя Л. | 7 | 8 | 5 | 4 | адекватна | 42 | 48 | ||||
3 | Витя. С | 4 | 7 | 6 | 5 | занижена | 49 | 30 | ||||
4 | Аня Д. | 4 | 6 | 4 | 5 | адекватна | 45 | 48 | ||||
5 | Рома С. | 5 | 7 | 5 | 5 | адекватна | 48 | 44 | ||||
6 | Аня Ф. | 4 | 6 | 4 | 4 | адекватна | 45 | 38 | ||||
7 | Катя И. | 5 | 6 | 5 | 6 | занижена | 48 | 42 | ||||
8 | Коля Р. | 7 | 8 | 5 | 4 | адекватна | 57 | 42 | ||||
9 | Саша С. | 5 | 6 | 4 | 4 | адекватна | 52 | 40 | ||||
10 | Света К. | 4 | 5 | 4 | 5 | занижена | 45 | 36 | ||||
11 | Оля Б. | 6 | 6 | 7 | 7 | адекватна | 43 | 36 | ||||
12 | Саша В. | 6 | 8 | 8 | 6 | адекватна | 42 | 36 | ||||
13 | Настя Б. | 6 | 6 | 5 | 8 | занижена | 51 | 36 | ||||
14 | Коля Е. | 7 | 6 | 5 | 6 | адекватна | 33 | 36 | ||||
15 | Саша Щ | 5 | 8 | 4 | 5 | адекатна | 28 | 32 | ||||
16 | Таня М. | 4 | 5 | 4 | 5 | адекватна | 45 | 42 | ||||
17 | Лена У. | 4 | 6 | 5 | 4 | занижена | 38 | 42 | ||||
18 | Влад. К | 5 | 4 | 5 | 4 | адекватна | 42 | 37 | ||||
19 | Коля А. | 6 | 7 | 6 | 5 | занижена | 39 | 42 | ||||
20 | Вова А. | 4 | 5 | 5 | 4 | адекватна | 33 | 28 | ||||
21 | Ваня Т. | 7 | 6 | 5 | 4 | адекватна | 45 | 48 | ||||
22 | Вова Х. | 5 | 6 | 6 | 5 | занижена | 56 | 64 | ||||
23 | Коля П. | 4 | 6 | 5 | 4 | занижена | 32 | 34 | ||||
24 | Сергей П. | 6 | 6 | 7 | 5 | адекватна | 33 | 36 | ||||
25 | Артем М. | 5 | 4 | 5 | 4 | занижена | 34 | 33 | ||||
26 | Коля Г. | 6 | 6 | 4 | 5 | занижена | 49 | 54 | ||||
27 | Катя С. | 5 | 6 | 6 | 6 | адекватна | 50 | 39 | ||||
28 | Илья М. | 6 | 6 | 5 | 5 | адекватна | 48 | 42 | ||||
29 | Дима П. | 5 | 6 | 6 | 6 | занижена | 52 | 44 | ||||
30 | Андрей З. | 6 | 5 | 3 | 5 | адекватна | 39 | 33 |
Продолжение приложения 7
Данные к тесту-опроснику Шмишека выявление акцентуаций у подростков после проведения коррекционной работы
Ф.И.О. | Гипертимный | Циклотимный | Лабильный | Сензитивный
(тревожный) |
Психоастенический(педантичный) | Шизоидный | Эпилептоидный | Истероидный
(демонстративный) |
Неустойчивый |
1.Сергей Л | 16 | 6 | 18 | 9 | 0 | 8 | 11 | 9 | 12 |
2.Витя. Л | 20 | 18 | 12 | 18 | 8 | 6 | 6 | 2 | 14 |
3.Витя С. | 12 | 6 | 4 | 6 | 6 | 11 | 3 | 14 | 22 |
4.Аня Д. | 16 | 10 | 10 | 15 | 10 | 9 | 5 | 3 | 15 |
5.Рома С. | 18 | 18 | 16 | 15 | 10 | 10 | 9 | 8 | 18 |
6.Аня Ф. | 15 | 12 | 4 | 10 | 3 | 4 | 9 | 2 | 7 |
7.Катя И. | 18 | 11 | 8 | 21 | 8 | 10 | 10 | 6 | 14 |
8.Коля Р. | 18 | 18 | 11 | 9 | 4 | 11 | 12 | 8 | 24 |
9.Саша С. | 21 | 18 | 6 | 12 | 8 | 4 | 8 | 12 | 9 |
10.Света К | 15 | 11 | 14 | 18 | 9 | 8 | 10 | 10 | 12 |
11.Оля Б. | 18 | 18 | 9 | 15 | 12 | 12 | 10 | 10 | 20 |
12.Саша В. | 16 | 6 | 3 | 6 | 6 | 11 | 12 | 14 | 16 |
13.Настя Б. | 21 | 18 | 16 | 18 | 16 | 9 | 10 | 14 | 16 |
14.Коля Е. | 18 | 18 | 20 | 9 | 10 | 10 | 18 | 18 | 18 |
15Саша Щ. | 18 | 15 | 12 | 15 | 8 | 8 | 18 | 16 | 16 |
16Таня М. | 16 | 12 | 16 | 16 | 14 | 9 | 4 | 16 | 9 |
17.Лена У. | 12 | 15 | 8 | 15 | 12 | 3 | 10 | 12 | 9 |
18.Влад К. | 21 | 9 | 18 | 15 | 6 | 6 | 14 | 18 | 18 |
19.Коля А. | 21 | 21 | 12 | 18 | 10 | 15 | 14 | 18 | 6 |
20.Вова А. | 15 | 12 | 3 | 10 | 14 | 9 | 12 | 8 | 15 |
21.Ваня Т. | 22 | 6 | 4 | 16 | 10 | 9 | 10 | 16 | 18 |
22.Вова Х. | 12 | 18 | 16 | 16 | 4 | 15 | 18 | 6 | 4 |
23.Коля П. | 14 | 15 | 14 | 6 | 10 | 6 | 9 | 10 | 15 |
24.Сергей П | 18 | 18 | 12 | 3 | 4 | 16 | 18 | 16 | 20 |
25.Артем М. | 8 | 14 | 14 | 18 | 18 | 9 | 8 | 8 | 12 |
26. Коля Г. | 10 | 12 | 18 | 18 | 8 | 6 | 8 | 16 | 14 |
27.Катя С. | 16 | 20 | 14 | 15 | 14 | 15 | 10 | 6 | 14 |
28Илья М. | 12 | 18 | 6 | 18 | 12 | 6 | 10 | 6 | 18 |
29.Дима П. | 16 | 22 | 14 | 15 | 18 | 6 | 4 | 18 | 10 |
30.Андрей З. | 12 | 14 | 16 | 8 | 6 | 10 | 18 | 12 | 18 |
Приложение
8
Исследование
самооценки до и после
коррекции
Продолжение
приложения 8
Продолжение
приложения 8
1.Гипертимная 6.Лабильная
2.Циклотимная 7.
3.Тревожная 8.Психостеичная
4.Неустойчивая 9.Шизоидная
5.Истероидная
Приложение 9
Программа для социально - психологического сопровождения
подростков
с девиантным поведением.
Содержание программы
Занятие 1. Давайте познакомимся
Цель: знакомство участников друг с другом, создание благоприятных условий для работы группы, принятие правил в группе.
Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия, режим работы, вводятся правила групповой работы.
Упражнение «Представление»
Цель: установление первого контакта между участниками группы, создание позитивного настроя.
Процедура проведения: участники передают мяч по кругу, называя свое имя, приветствуя несколькими словами членов, группы.
Оборудование: мяч.
Упражнение «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, сплочение группы, поддержание доброжелательной атмосферы.
Процедура проведения: все игроки - «атомы», которые беспорядочно двигаются, по сигналу ведущего, «атомы» объединяются в «молекулы» определенной величины (по 2, 3 атома). «Молекулы» большей или меньшей, по сравнению с заданной величины, должны в течение 10 секунд перестроиться.
Последний сигнал ведущего - это одна большая «молекула», в которой количество «атомов» соответствует количеству участников.