Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)
  1. Булянов М.И. Подросток из неблагополучной семьи. - М, 1988.
  2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М, 1979. – 288 с.
  3. Вопросы изучения и воспитания личности — т. 1 - Л., 1926. - 111с.
  4. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М, 1997.
  5. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. - СПб, 1994. – 1996 с.
  6. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. - Под ред. А.В.Петрова – М.: Из-во Наука, - 1979. – с. 21 – 46.
  7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М, 1980. - 128 с.
  8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М, 1980. - 290 с.
  9. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. - М, Политиздат, 1988. -  С. 335.
  10. Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков.  - М., 1985.
  11. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения. - М., 1990.
  12. Левитов Н.Д. психическое состояние агрессии // Вопросы психологии 1967,№6.
  13. Лисина М.И. проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 145 с.
  14. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - 103с.
  15. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996.  – 312 с.
  16. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. - М., 1981.
  17. Роберт Б. Дебора Р. «Агрессия».  – С - П. 1994. - 30 – 54 с.
  18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
  19. СафоноваК.В. Цимбал Т.Я. Жестокое обращение с детьми. М.1993.
  20. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М, 1966.
  21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М, 1993.
  22. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М, Просвещение, 1990.

 

Приложение 1

Результаты  диагностического исследования 

п/п

Ф.И. т.Айзенка т.Басса-Дарки Самооценка т.Спилбергера-Ханина
эк-ин нейр физ верб косв разд лично ситуат
1 Сергей Л. 16 18 6 8 5 7 завышена 45 52
2 Витя Л. 14 18 10 9 6 6 занижена 42 56
3 Витя. С 10 14 6 5 6 7 занижена 49 58
4 Аня Д. 15 16 5 6 4 6 адекватна 45 48
5 Рома С. 17 14 7 8 5 5 занижена 48 56
6 Аня Ф. 8 12 4 6 5 4 занижена 45 59
7 Катя И. 14 16 7 6 5 6 занижена 48 63
8 Коля Р. 12 15 6 6 5 7 занижена 57 68
9 Саша С. 10 14 5 6 4 4 занижена 52 69
10 Света К. 8 12 4 5 4 5 занижена 45 72
11 Оля Б. 14 14 6 8 8 7 завышена 49 57
12 Саша В. 12 15 9 8 10 8 адекватна 63 69
13 Настя Б. 14 18 6 6 7 8 занижена 51 58
14 Коля Е. 16 18 11 8 8 6 занижена 33 42
15 Саша Щ 12 16 8 6 6 7 завышена 28 36
16 Таня М. 16 18 8 8 5 5 завышена 45 51
17 Лена У. 12 16 7 8 6 6 занижена 38 44
18 Влад. К 16 21 5 8 5 4 занижена 42 38
19 Коля А. 14 18 8 10 7 6 занижена 39 54
20 Вова А. 12 15 6 8 5 6 адекватна 33 28
21 Ваня Т. 14 18 8 10 7 6 занижена 45 48
22 Вова Х. 17 16 5 6 6 5 занижена 56 64
23 Коля П. 12 10 6 6 5 5 занижена 32 34
24 Сергей П. 10 21 8 9 7 5 завышена 33 48
25 Артем М. 12 18 5 6 5 4 занижена 54 58
26 Коля Г. 13 16 6 6 4 5 занижена 49 56
27 Катя С. 14 14 7 8 8 6 занижена 51 58
28 Илья  М. 14 18 7 8 9 5 занижена 48 50
29 Дима  П. 16 21 5 8 6 6 занижена 52 59
30 Андрей  З. 8 14 8 8 4 5 завышена 39 33

 
 
 
 

 

Приложение 2. 

Данные  к тесту-опроснику  Шмишека выявление акцентуаций у подростков 

Ф.И.О. Гипертимный Циклотимный Лабильный Сензитивный

(тревожный)

Психоастенический(педантичный) Шизоидный Эпилептоидный Истероидный

(демонстративный)

Неустойчивый
1.Сергей  Л 24 6 18 9 0 8 11 18 15
2.Витя. Л 20 18 12 18 8 6 6 2 24
3.Витя  С. 12 6 4 6 6 11 3 14 22
4.Аня  Д. 21 10 10 21 10 9 5 3 15
5.Рома  С. 24 18 22 21 10 10 9 8 18
6.Аня  Ф. 18 18 4 10 3 4 18 2 7
7.Катя  И. 20 11 8 21 8 12 10 5 14
8.Коля  Р. 18 18 11 9 4 11 12 8 24
9.Саша  С. 21 18 6 12 8 4 8 12 9
10.Света  К 15 11 14 24 9 8 10 10 18
11.Оля  Б. 20 18 9 18 12 12 16 16 20
12.Саша  В. 24 6 3 6 6 11 12 20 16
13.Настя  Б. 21 18 16 24 16 9 10 14 22
14.Коля  Е. 24 18 20 9 10 10 18 18 18
15Саша  Щ. 18 15 12 15 8 12 18 16 24
16Таня  М. 16 12 16 16 14 9 4 20 9
17.Лена  У. 12 15 8 15 12 3 10 12 9
18.Влад  К. 20 9 20 15 6 6 14 22 18
19.Коля  А. 24 21 12 18 10 15 14 18 6
20.Вова  А. 18 12 3 10 14 9 12 8 15
21.Ваня  Т. 22 6 4 21 10 9 15 18 20
22.Вова  Х. 12 18 16 21 4 15 18 6 4
23.Коля  П. 14 20 14 6 10 6 9 10 18
24.Сергей  П 18 18 12 3 4 16 18 16 20
25.Артем  М. 8 14 18 21 18 9 8 8 12
26. Коля  Г. 10 18 18 18 8 6 8 16 18
27.Катя  С. 16 20 14 18 14 15 18 6 20
28Илья  М. 12 18 6 21 12 6 10 6 18
29.Дима  П. 16 22 14 21 18 6 4 18 16
30.Андрей  З. 12 14 16 8 6 15 18 12 18

 
 

    Приложение 3 

    Показатели  акцентуированных личностей 

    исследуемых подростков. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 4 
 

Результаты  исследования по методике Айзенка 
 
 
 

             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 5 

    Результаты  исследования самооценки. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение 6 

    Результаты  исследования уровня агрессивности по методике Басса-Дарки. 

 

 

Приложение 7 

Результаты  диагностического исследования после проведенной  коррекционной работы

п/п

Ф.И. т.Басса-Дарки Самооценка т.Спилбергера-Ханина
ф ве косв разд лично ситуат
1 Сергей Л. 5 6 5 7 завышена 45 38
2 Витя Л. 7 8 5 4 адекватна 42 48
3 Витя. С 4 7 6 5 занижена 49 30
4 Аня Д. 4 6 4 5 адекватна 45 48
5 Рома С. 5 7 5 5 адекватна 48 44
6 Аня Ф. 4 6 4 4 адекватна 45 38
7 Катя И. 5 6 5 6 занижена 48 42
8 Коля Р. 7 8 5 4 адекватна 57 42
9 Саша С. 5 6 4 4 адекватна 52 40
10 Света К. 4 5 4 5 занижена 45 36
11 Оля Б. 6 6 7 7 адекватна 43 36
12 Саша В. 6 8 8 6 адекватна 42 36
13 Настя Б. 6 6 5 8 занижена 51 36
14 Коля Е. 7 6 5 6 адекватна 33 36
15 Саша Щ 5 8 4 5 адекатна 28 32
16 Таня М. 4 5 4 5 адекватна 45 42
17 Лена У. 4 6 5 4 занижена 38 42
18 Влад. К 5 4 5 4 адекватна 42 37
19 Коля А. 6 7 6 5 занижена 39 42
20 Вова А. 4 5 5 4 адекватна 33 28
21 Ваня Т. 7 6 5 4 адекватна 45 48
22 Вова Х. 5 6 6 5 занижена 56 64
23 Коля П. 4 6 5 4 занижена 32 34
24 Сергей П. 6 6 7 5 адекватна 33 36
25 Артем М. 5 4 5 4 занижена 34 33
26 Коля Г. 6 6 4 5 занижена 49 54
27 Катя С. 5 6 6 6 адекватна 50 39
28 Илья М. 6 6 5 5 адекватна 48 42
29 Дима П. 5 6 6 6 занижена 52 44
30 Андрей З. 6 5 3 5 адекватна 39 33

 

 

Продолжение приложения 7

Данные  к тесту-опроснику  Шмишека выявление  акцентуаций у  подростков после проведения коррекционной работы

Ф.И.О. Гипертимный Циклотимный Лабильный Сензитивный

(тревожный)

Психоастенический(педантичный) Шизоидный Эпилептоидный Истероидный

(демонстративный)

Неустойчивый
1.Сергей  Л 16 6 18 9 0 8 11 9 12
2.Витя. Л 20 18 12 18 8 6 6 2 14
3.Витя  С. 12 6 4 6 6 11 3 14 22
4.Аня  Д. 16 10 10 15 10 9 5 3 15
5.Рома  С. 18 18 16 15 10 10 9 8 18
6.Аня  Ф. 15 12 4 10 3 4 9 2 7
7.Катя  И. 18 11 8 21 8 10 10 6 14
8.Коля  Р. 18 18 11 9 4 11 12 8 24
9.Саша  С. 21 18 6 12 8 4 8 12 9
10.Света  К 15 11 14 18 9 8 10 10 12
11.Оля  Б. 18 18 9 15 12 12 10 10 20
12.Саша  В. 16 6 3 6 6 11 12 14 16
13.Настя  Б. 21 18 16 18 16 9 10 14 16
14.Коля  Е. 18 18 20 9 10 10 18 18 18
15Саша  Щ. 18 15 12 15 8 8 18 16 16
16Таня  М. 16 12 16 16 14 9 4 16 9
17.Лена  У. 12 15 8 15 12 3 10 12 9
18.Влад  К. 21 9 18 15 6 6 14 18 18
19.Коля  А. 21 21 12 18 10 15 14 18 6
20.Вова  А. 15 12 3 10 14 9 12 8 15
21.Ваня  Т. 22 6 4 16 10 9 10 16 18
22.Вова  Х. 12 18 16 16 4 15 18 6 4
23.Коля  П. 14 15 14 6 10 6 9 10 15
24.Сергей  П 18 18 12 3 4 16 18 16 20
25.Артем  М. 8 14 14 18 18 9 8 8 12
26. Коля  Г. 10 12 18 18 8 6 8 16 14
27.Катя  С. 16 20 14 15 14 15 10 6 14
28Илья  М. 12 18 6 18 12 6 10 6 18
29.Дима  П. 16 22 14 15 18 6 4 18 10
30.Андрей  З. 12 14 16 8 6 10 18 12 18

 
 

 

    Приложение 8 

Исследование  самооценки до и после  коррекции 
 

 

Продолжение приложения 8 
 
 
 

 

Продолжение приложения 8 

1.Гипертимная   6.Лабильная

2.Циклотимная   7.Эпилептоидная

3.Тревожная   8.Психостеичная

4.Неустойчивая   9.Шизоидная

5.Истероидная

 

Приложение 9

     Программа для социально - психологического сопровождения

     подростков  с девиантным поведением. 

     Содержание  программы

     Занятие 1. Давайте познакомимся

     Цель: знакомство участников друг с другом, создание благоприятных условий для работы группы, принятие правил в группе.

     Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия, режим  работы, вводятся правила групповой  работы.

     Упражнение  «Представление»

     Цель: установление первого контакта между участниками группы, создание позитивного настроя.

     Процедура проведения: участники передают мяч по кругу, называя  свое   имя, приветствуя  несколькими  словами  членов, группы.

     Оборудование: мяч.

     Упражнение  «Молекулы»

     Цель: снятие напряжения, сплочение группы, поддержание доброжелательной атмосферы.

     Процедура проведения: все игроки - «атомы», которые беспорядочно двигаются, по сигналу ведущего, «атомы» объединяются в «молекулы» определенной величины (по 2, 3 атома). «Молекулы» большей или меньшей, по сравнению с заданной   величины, должны в течение 10 секунд перестроиться.

     Последний сигнал ведущего - это одна большая  «молекула», в которой количество «атомов» соответствует количеству участников.

Информация о работе Девиантное поведение