Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
2 фаза: Каждый участник пишет на листе 5 ответов на вопрос «Какой Я по мнению группы?». Затем листики сворачивают так, чтобы не было видно ответов, и передают соседу слева, который на оставшейся части листа должен дать ему 5 характеристик. После этого все листы собираются, и ведущий по очереди зачитывает характеристики из последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. Затем листы возвращаются участникам, они сравнивают ответы, самостоятельно анализируя их.
Вопрос для обсуждения: Насколько соответствует ваш Я-образ тому, каким его видят окружающие?
Подведение итогов занятия. Задание «Коллаж достоинств».
Цель: познакомиться со способом улучшения самооценки.
Процедура проведения: подросткам предлагается вырезать из старых газет, журналов картинки, иллюстрирующие его достоинства и сделать из них коллаж.
Оборудование: старые журналы, газеты, ножницы, клей, изосредства,
Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, когда выполняли задание? Насколько хорошо вы знаете себя, и над чем хотелось бы поразмышлять после занятий?
Какие особенности отличают меня от другого, и что является ценным для меня?
Занятие 10. Обсуждение результатов тренинга
Цель: Оценка эффективности проведенного цикла, получение обратной связи от участников группы.
Упражнение «Информационная мозаика»
Цель подведение итогов.
Процедура проведения: ведущий делает краткий обзор содержания каждого занятия, а затем предлагает подросткам высказать мнение по следующим вопросам:
Какие темы имели для вас большее значение и почему? Сформулируйте, чему вы научились в результате своей работы и благодаря другим членам группы. Как вы можете применить то, о чем узнали на занятиях. Понравилось ли вам быть членом группы?
Упражнение «Открытки с благодарностями » (15)
Цель: получение эмоциональной обратной связи от участников.
Процедура проведения: ведущий предлагает сделать подросткам поздравительную открытку из цветной бумаги. На внешней стороне «открытки» рисуется эмблема имени. Дальше каждый передает свою открытку соседу слева, который должен сделать небольшой рисунок с надписью внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.
Упражнение «Круг добра»
Цель: завершение занятий.
Процедура проведения: ведущий предлагает всем встать в круг и взяться за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, мысленно посылают друг другу чувство радости, добра. На счет «три» руки размыкаются, занятие завершено.