Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 21:41, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Демократизация общества диктует новые требования к формированию личности, осуществление которых принципиально невозможно без совместной деятельности субъектов образования. Одним из них в условиях становления гуманитарной парадигмы образования является требование субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Проблема субъект-субъектного педагогического взаимодействия является одной из ключевых в психолого-педагогической теории и практике и требует перестройки процессов обучения и воспитания субъектов образования с учетом диалогического фактора, который обеспечивает переход от авторитарной парадигмы образования к парадигме гуманитарной, реальное становление учащегося как субъекта обучения

Вложенные файлы: 1 файл

Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ — понятие, обозначающее преимущественную ориентацию субъекта на внутренние эталоны упорядочивания внешних впечатлений в условиях, когда ему навязываются неадекватные формы отражения внешнего мира. П. охватывает широкий круг явлений: от явлений устойчивости и адекватности восприятия предметного мира в обстоятельствах, затрудняющих такое восприятие, до проявления автономии личности в ситуации суггестивного. Зависимым от поля является такое поведение, при котором субъект импульсивно откликается на стимулы, обладающие для него побудительной силой ("валентностью"), вне влияния заранее принятой цели. Независимое от поля поведение проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации.

ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ — представляя стратегию педагогического взаимодействия, указывает способ создания модели реализации диалогического подхода. В основании концепции находится диалогический подход и обеспечивающий его реализацию диалогический принцип. Диалогический подход нацелен на формирование психологической готовности субъектов образования к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию, обеспечивает организацию субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учетом неравновесности и асимметричности диалога, вызванного субъективными различиями в его понимании. Диалогический принцип ориентирует на раскрытие личностного потенциала будущих учителей и понимание целей и задач общения, на преодоление им трудностей в диалоге через выравнивание психологических позиций, проявление гибкости, обеспечивающей социальную компетентность будущего учителя, являющуюся результатом становления качеств, проявляемых в субъект-субъектных отношениях.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДИАЛОГУ — это проект, в котором изложен процесс, разворачивающийся в пространстве субъект-субъектных педагогических взаимодействий, предполагающий следующие этапы: когнитивной оценки диалога, регуляции взаимодействий и становления качеств личности, способствующей диалогу, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ - интегративное образование, включающее в себя функциональную (регулятивный), эмоциональную и личностную подструктуры, имеет несколько смысловых оттенков, среди которых: вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками, готовность к реализации программы действий, решимость совершить действие.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ДИАЛОГУ - целостное личностное образование, интегрирующее состояние мобилизации в ситуациях затрудненного общения, регуляторную гибкость и социальную компетентность и состоящее из эмоционального, операционального и личностного компонентов, каждый из которых обладает психологическим содержанием.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ТРУДНОСТЯМ В КОНТАКТАХ — состояние мобилизации перед предстоящей деятельностью, умение ориентироваться в ситуациях затрудненного общения и направленность на продуктивное общение; сформированность определенных техник, помогающих прогнозировать возможные трудности в контактах и предвосхитить проблемы, возникающие в субъект-субъектных взаимодействиях.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

1. Реализация целей гуманизации образования в формах, адекватных сущностной природе диалога (дискуссии, полемика, спор, диспуты, проблемные лекции, интернет-диалог и т.д.),

2. Интериоризация  внешне заданных целей гуманизации  образования во внутренне обусловленные  и личностно значимые смыслы, формирующие социальную компетентность субъектов образования. А именно, вооружение будущих специалистов не только профессиональными знаниями и навыками, но и обучение их готовности достигать поставленных целей и эффективно взаимодействовать.

3. Организация рефлексивной  практики, позволяющей в контактах  с другими осознать свои проблемы  во взаимодействиях, развить способности  к самоанализу своего поведения  в диалоге

СИТУАЦИЯ ДИАЛОГА — это ситуация, в которой осуществляются взаимодействие субъектов, реализующих в межличностных контактах стремление к сотрудничеству, открытость отношений, проявляющихся в социальной компетентности, гибкости и готовности к возможным трудностям во взаимодействии.

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — интегративно-личностное образование, значимое для самореализации личности и проявляющееся в психологической готовности к диалогу; среди качеств, способствующих развитию социальной компетентности, выделяются уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, конгруэнтность и способность к рефлексии.

СУБЪЕКТИВНОЕ — в отечественной психологии этот термин имеет три значения.

1) полная противоположность  объективной реальности;

2) искаженное, пристрастное, неполное. Пристрастное может изучаться  объективно. Согласно Л.С. Выготскому, «назначение психики не в том, чтобы отражать действительность зеркально, а в том, чтобы искажать действительность в пользу организма»;

3) то, что принадлежит  субъекту и выполняет конкретные  функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы  существования и поэтому изучено различными объективными методами.

СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ к*

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ - это форма общения и совместного сотрудничества субъектов образовательной деятельности, направленная на достижение поставленных этим взаимодействием целей, в котором выделяются такие его характеристики, как личностные смыслы, которые являются духовно-нравственным основанием личности, асимметричность и неравновесность психологических позиций субъектов образования.

СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ -отношения, в которых учитываются интересы всех сторон и каждый участник общения должен считать субъектом не только себя, но и своего партнера по общению.

СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Сущность субъект-субъектного педагогического взаимодействия как формы общения субъектов образовательной деятельности состоит в проявлениях неравновесности психических состояний субъектов образования, порождающей психическую активность вследствие значимости и информационной насыщенности ситуации диалога, вызывающей (активность) асимметрию или несоразмерность психологических позиций в субъект-субъектных отношениях, являющихся отражением личностных смыслов субъектов образования, которые обусловлены субъективными различиями и предпочтениями в понимании ситуации диалога его участниками.

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА - это двойственность и процессуальность; в первой отражено взаимодействие субъекта с внешним миром, которое обусловлено его внутренним миром, базирующимся на духовно-нравственных оснваниях, мотивах и утсановках, реализующихся в личностных смыслах субъекта и в его социальной компетентности; вторая характеристика предполагает этапность диалога: на этапе когнитивно оценки диалог проявляется как средство воздействия и обособления субъектов, влияющее на их психические состояния, этап регуляции взаимодействий нацелен на достижение гибкости во взаимодействиях; этап становления качеств, способствующих диалогу, аккумулирует их в социальной компетентности педагога и учащихся.

Список литературы диссертации автор научной работы: доктор психологических наук , Дмитриева, Людмила Геннадьевна, Самара

1. Абрамова, Г.С. Введение  в практическую психологию / Г.С. Абрамова. -Екатеринбург : Деловая книга, 1995. - 224 с.

2. Абульханова Славская, К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская. — М. : Наука, 1973. 287 с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология  личности / К.А. Абульханова-Славская. -М. : Наука,. 1980.

4. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. — М., 1981. — С. 218-241.

5. Абульханова-Славская, К.А. Личность как субъект интерпретаций / К.А. Абульханова-Славская. Дубна : Феникс, 2005. — 240 с.

6. Абульханова-Славская, К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова-Славская // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М. : Институт психологии РАН, 1997. - С. 56-74.

7. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М., 1991.-288 с.

8. Агафонов, А.Ю. Основы  смысловой теории познания / А.Ю. Агафонов. — СПб., 2003.-96 с.

9. Агеев, B.C. Межгрупповое  взаимодействие: Социально-психологические  проблемы / B.C. Агеев. М. : МГУ, 1990. - 239 с.

10. Адорно, Т. Исследование  авторитарной личности / Т. Адорно. М. : Серебряные Нити, 2001. - 416 с.

11. Акопов, Г.В. и  др. Эмоциональная саморегуляция / Г.В. Акопов и др. -Самара : Изд-во СГГТУ, 1998. 72 с.

12. Акопов, Г.В. Проблема  сознания в Российской психологии / Г.В. Акопов.- М.; Воронеж, 2004. 232 с.

13. Акопов, Г.В. Социальная  психология высшего образования / Г.В. Акопов.- М. : Московский психол.-соц. ин-т, 2004. 232 с.388

14. Аллахвердов, В.М. Методологическое путешествие по  океану бессознательного к таинственному острову сознания / В.М. Аллахвердов.- СПб. : Речь, 2003. 368 с.

15. Амонашвили, Ш.А. Педагогика сотрудничества —  момент истины / Ш.А. Амонашвили // Семья  и школа. 1988. — № 9. - С. 1-2.

16. Амяга, Н.В. Некоторые  характеристики самораскрытия участников , педагогического процесса / Н.В. Амяга // Проблема самораскрытия. —

17. Красноярск, 1987.-С. 84-86.

18. Ананьев, Б.Г. Проблема  формирования характера / Б.Г. Ананьев // Избранные психололические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев ; под ред. A.A. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. Т. 2. - С. 53-63.

19. Ананьев, Б.Г. Психология  и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические  труды / Б.Г. Ананьев ; под ред. A.A. Бодалева. М.; Воронеж, 1996. - 283 с.

20. Андерсон, Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. СПб., 2002. -496 с.

21. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. М. : Народное образование, 1995.-126 с.

22. Андреева, Г.М. Психология  социального познания / Г.М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 1997. — 239 с.

23. Андреева, Г.М. Социальная  психология / Г.М. Андреева. — М. : Аспект  Пресс, 1996. 375 с.

24. Антонова, Н.В. Личностная  идентичность современного педагога  и особенности его общения / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. 1997.- № 6. С. 23-30.

25. Антохина, В.А. Развивающее  обучение в современной школьной  практике: тенденция, противоречие, перспективы / В.А. Антохина // Психологическая наука  и образование. 2003. - № 3 - С. 58-68.

26. Анцыферова, Г.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Г.И. Анцыферов // Психологический журнал. — 1994. — № 1. — С. 3-18.

27. Апресян, Ю.Д. Лексическая  семантика / Ю.Д. Апресян // Избранные  труды. М., 1995. - Т. 1. - 472 с.

28. Аргентова, Т.Е. Стиль  общения как фактор эффективности  совместной деятельности / Т.Е. Аргентова // Психологический журнал. — 1984. —  № 6. -С. 130-134.

29. Артемьева, Е.Ю. Основы  психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. — М.: Наука, 1999. — 350 с.

30. Артемьева, Е.Ю., Мартынов, Е.М. Вероятностные методы в психологии / Е.Ю. Артемьева, Е.М. Мартынов. М. : МГУ, 1975. - 206 с.

31. Асеев, В.Г. Мотивация  поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. -М., 1976.-158 с.

32. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. М., 2002. - 480 с.

33. Асмолов, А.Г. Психология  личности / А.Г. Асмолов. М. : МГУ, 1990. -367 с.

34. Атватер, И.Я. Я  вас слушаю / И.Я. Атватер. М. : Экономика, 1984. - 111 с.

35. Баграмян, М.Л. Психологические  проблемы обучения педагогическому  общению в практике зарубежной  высшей школы : дис. . канд. психол. наук / М.Л. Баграмян. — Ростов н/Д, 1991. 147 с.

36. Бадмаев, Б.Ц. Психология  в работе учителя : в 2 кн. Кн. 1. Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания / Б.Ц. Бадмаев. М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

37. Баева, И.А. Общепсихологические  категории в пространстве образовательной  среды : монография / И.А. Баева. М. : МГППУ, 2008. -310 с.

38. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. — СПб. : Союз, 2002.-271 с.

39. Баева, И.А. Тренинги  психологической безопасности в  школе / И.А. Баева. СПб. : Речь, 2002. - 251 с.

40. Балл, Г.А., Бургин, М.С. Анализ психологических воздействий и их педагогическое значение / Г.А. Балл, М.С. Бургин // Вопросы психологии. -1994.-№4.-С. 56-66.

41. Барабанщиков, В.А. Восприятие и событие / В.А. Барабанщиков. — СПб. : Алетейя, 2002.

42. Барабанщиков, В.А. Общение и познание / В.А. Барабанщиков. М. : Институт психологии РАН, 2007. - 495 с.

43. Батищев, Г.С. Творчество  и новое педагогическое мышление / Г.С. Батищев // Творчество и педагогика : тезисы конференции. М., 1988. - Ч. 1.

44. Бахтин, М.М. От  «Философии поступка» к «Риторике  поступка» / М.М. Бахтин. -М. : Лабиринт, 1996. 175 с.

45. Бахтин, М.М. Проблемы  поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. — М., 1979. -318с.

46. Бахтин, М.М. Эстетика  словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979. — 444 с.

47. Бездухов, В.П. Теоретические  проблемы становления педагогической компетентности учителя / В.П. Бездухов. — Самара : Изд-во СамГПУ, 2001. 132 с.

48. Бездухов, В.П., Бездухов, A.B. Ценностный подход к формированию  гуманистической направленности  студента будущего учителя / В.П. Бездухов, A.B. Бездухов. - Самара, 2000. — 185 с.

49. Белухин, Д.А. Основы  личностно-ориентированной педагогики : курс лекций / Д.А. Белухин. М. ; Воронеж, 1996. - 318 с.

50. Бенин, В.А., Фатыхова, P.M. Педагогическое общение в структуре  педагогической культуры / В.А. Бенин, P.M. Фатыхова. — Уфа, 1998. — 139 с.

51. Бергер, П., Лукман, Т. Конструирование социальной реальности / П. Бергер, Т. Лукман. -М., 1995.

52. Бердяев, Н.А. Философия  свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. -М., 1993.-607 с.

53. Берн, Э. Игры, в  которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М. : Прогресс, 1988. - 399 с.

54. Берне, Р. Развитие  Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М., 1986. 420 с.

Информация о работе Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию