Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей.
Ведение 3-6
Глава 1.Теоретические основы исследования
Анализ психолого-педагогической литературы по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
Значение дидактических игр старших дошкольников для формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе
Глава 2.Опытно-эксперементальная работа по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе
2.1 Выявление сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Использование дидактических игр по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе
Заключение
Список используемых источников
Высокий уровень ------ 0 детей
Средний уровень ------ 10 детей – 55,6%
Низкий уровень -------- 8 детей –44,4%
К концу февраля результаты обследования показали, что использование дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни увеличивает мыслительную деятельность детей, способствует развитию самостоятельности, активности в решении поставленных задач.
Итоговая диагностика
Экспериментальная группа
Уровни |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Низкий |
0 детей |
|
Средний |
10 детей |
55,6% |
Высокий |
8 детей |
44,4% |
Высокий уровень ------ 8 детей – 44,4%
Средний уровень ------ 10 детей – 55,6%
Низкий уровень -------- 0 детей
Контрольная группа
Уровни |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Низкий |
6 детей |
33% |
Средний |
12 детей |
67% |
Высокий |
0 детей |
Вывод: По результатам диагностики можно сказать, что поставленная мною цель: «Использование дидактической игры как средство формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста» оказалась эффективной, так как дидактические игры имеют большое значение в повышении уровня логического мышления детей, значительно помогают в овладении детьми логическими операциями: классификацией, сериацией, обобщением, сравнением и т.д.
Диаграмма 1.
Уровни интеллектуального развития в группе старших дошкольников
Таким образом, на основании количественного анализа было выявлено, что детей с высоким уровнем развития – 1, что составляет 5,6%, со средним – 9, что составляет 50%, с низким – 8 человек (44%). Исходя из полученных результатов мною в дальнейшем будет построена работа.
После проведения диагностической работы определена группа детей со средним и низким уровнем интеллектуального развития. Сюда вошло 18 дошкольников. Было сформировано 2 группы по 18 человек: экспериментальная и контрольная. Мною была составлена программа работы на месяц, которая состояла из игр и упражнений, как на развития мышления, так и на развитие памяти и внимания (Приложение 2). Помимо регулярных занятий с детьми, были даны рекомендации родителям (Приложение 6), проведено родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению», где особое внимание уделялось непосредственно интеллектуальной готовности (Приложение 6).
Работа с группой детей проводились на протяжении месяца, по 2 занятия в неделю по 25 минут каждое. С остальными ребятами организовывались ежедневно дидактические игры. Наиболее интересными для детей были такие задания, как «Найди отличие», «Что лишнее», «Я начну, а ты продолжи», «Чего не стало», Запомни и повтори». Но не все дошкольники успешно справлялись с заданием. Так Женя Л . и Даша Ш. не смотря на индивидуальную работу с ними, не удавалось выполнять правильно упражнения «Четвертый лишний». Эти ребята чаще всего называли слово наугад, не могли обосновать свой ответ. Но к концу месяца они запомнили наиболее часто встречающиеся ряды слов и группы картинок в этой игре, и по аналогии выполняли все оставшиеся задания, но при этом допуская немало ошибок.
Дети с интересом выполняли игру «Какое что бывает». Ребятам нравилось брать на себя роль водящего, при этом они придумывали что-то свое, что ранее не было дано по образцу. Мария Б. - «что бывает меховым?», Дима И. – «кто бывает волшебным», Рома Ш. – «что бывает необычным?». В эту игру ребята играли, как на занятии, так и самостоятельно в свободное время.
С интересом выполняли задания, требующие, какие-либо действия (дорисовывать, соединять друг с другом, раскладывать) «Найди предмет не похожий на другие», «Обведи и сгруппируй» (ИльяС., Даниил Ж.). Воспитатели практически на всех занятиях включали игры на развитие памяти и внимания, такие как «Что изменилось», «Чего не стало» и др.
При выполнении задания «Придумай
сказку» ребята научились быстро
складывать картинки в определенной
последовательности, отчасти благодаря
тому, что помогали один одному. Но красочный
рассказ большинство
Таким образом, в результате проведения с детьми работы, некоторые из них стали лучше и быстрее выполнять задания, требующие классифицировать и группировать предметы. Тем не менее, одного месяца не достаточно, для того, чтобы добиться желаемых результатов.
После проведения развивающей работы была проведена повторная диагностика интеллектуального развития детей. На основании количественного анализа было выявлено, что детей с высоким уровнем развития – 9, что составляет 45%, со средним – 11, что составляет 65%, с низким уровнем – дошкольников нет. В процентном соотношении данные занесены в диаграмму 2.
Диаграмма 2.
Уровни интеллектуального развития в группе старших дошкольников (контрольный эксперимент)
Далее был проведен сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного эксперимента в процентном соотношении данные были занесены в гистограмму 1.
Гистограмма 1
Сравнение уровней развития констатирующего и контрольного эксперимента
Таким образом, после сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента (после поведения развивающей работы) следует отметить, что в данной группе количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 15% - с 30% до 45%. В свою очередь, снизило количество дошкольников со средним уровнем развития на 10% - с 65% до 45%. Ребенок с низким уровнем интеллектуального развития благодаря целенаправленной работе перешел в группу со средним уровнем.
2.2 Использование
дидактических игр по
Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребёнку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время идёт обсуждение среди детей только что полученной информации.
В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. (Приложение 2)
Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с детьми проводились игры «Отгадай фигуру», «Собери фигуру», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвертая картинка». Цель этой игры учить детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений. (Приложение 1)
Цель игры «Собери фигуру»
- учить детей анализировать
Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10-20 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовёт, которой игрушки не стало?» и многие другие используются в образовательной деятельности и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Проводились игры с заданиями
на создание новых образов. Дидактическая
задача игры «Чудесные превращения»
- учить детей создавать в
Также на развитие воображения и наглядно-образного мышления проводилась игра «Чудесный лес». Детям предлагалось нарисовать чудесный лес. У каждого ребенка должен получиться свой лес, потом надо было рассказать про него сказочную историю. Дети получали листы бумаги, а воспитатель просил их дорисовать изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птички, животные и т.д. Можно даже придумать необычные, фантастические персонажи. Когда рисунки были готовы, воспитатель собирал их вместе и выставлял перед детьми. Все вместе рассматривали их и отмечали оригинальные. После этого дети по желанию рассказывали истории по своим картинкам.
При повторном проведении
использовался различный
В игре «Домино», развивалось умение детей классифицировать предметы. Воспитатель раскладывал перед детьми карточки домино. Все вместе разбирали, что изображено на карточках. Дети называли все картинки и с помощью воспитателя находили «хитрые картинки» - схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т.д.) В процессе игры у детей развивается логическое мышление.
При организации образовательной деятельности по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи, упражнения в звукоподражании («Узнай по описанию», « Кто в доме живёт»). Также в образовательной деятельности по развитию речи детей проводились игры «Наблюдатель», «Волшебное слово». Неоднократно проводилась игра «Расскажи». Игра состояла из 5 комплектов картинок, по 5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Эта игра направлена на интеллектуальное развитие детей, развитие внимания, сосредоточенности, речи, учит детей устанавливать логические связи в рассказах.(Приложение 1)
Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени её проведения, светового дня и месяца её проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.
Во время наблюдений на прогулке активно использовалась игра «Хорошо-плохо», решение противоречий, фантазирование. Дети должны были ответить что хорошего и что плохого в деревьях, в разных природных явлениях. Проводилась игра «Кто услышит больше звуков».
При проведении организационной образовательной деятельности всегда помню, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка.
Необходимо, чтобы и родители в своем семейном воспитании использовали различные дидактические игры для развития познавательных психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь. Для этих целей выступаю с сообщениями на родительских собраниях. (Приложение 3)
Игровая форма обучения – ведущая в дошкольном воспитании, но не единственная. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, распределяю материал по образовательной деятельности, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному.