Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная_работа_Мусина.docx

— 282.75 Кб (Скачать файл)

 

3.2.4. Межгрупповые корреляционные связи

«Семейно-генетический рельеф паттернов  поведения» (рис. 3.2) построен для всех групп на основании позиций, выделенных при анализе генограмм.

Выше  упоминалось, что при построении генограмм выделялись тиражируемые в исторических семейных вертикалях паттерны. На рис. 3.2 показаны количественные соотношения таких повторов к общей численности группы (количество случаев на 10 человек). Приведенный рельеф показывает, что высоким онтологическим статусом обладают следующие позиции:

Для группы Fatum – Сочетание непрощенной несправедливости (поз.

4) и долга  лояльности (поз. 5) формирует паттерн  тревожной привязанности: сильные связи с релевантным окружением, сопротивление автономии для обеспечения вторичной выгоды. Предъявляются множественные требования к социуму, остро переживается отсутствие помощи и предъявление встречных требований (поз. 10). Характерна повторяемость моделей функционирования (поз. 6), закрепление зависимых схем поведения в качестве основных адаптационных стратегий.

 

Рис. 3.2 Семейно-генетический рельеф паттернов поведения»

Условные  обозначения:1 – 10 номера паттернов, Шкала  ординат – количество «повторов» (частота повторения данного паттерна в среднем для данной группы).

 

Для группы LogicAIDS – высокий уровень долженствования обязывает исполнять чужие роли (поз. 5), одновременно препятствуя возможности простить несправедливость (поз. 4) – генетическая модель долженствования. Чувство обиды на несправедливость и вины за негативные эмоции определяют жесткую дистантность в отношениях (поз. 2). Примечательно, что разрывы в отношениях с целью избавления от родительского давления (поз.10) формируют собственный конструкт долженствования с высоким уровнем перфекционизма.

Отсюда  и паттерн отложенных решений  вследствии высоких стандартов к собственной деятельности (поз. 7, 8).

Для группы Norma – повторение функционирования (поз. 6) – как следствие принятия семейной истории и отсутствие антагонизма к предлагаемым моделям поведения. Характерно практическое отсутствие дисфункциональных паттернов поведения либо точки бифуркации (генетический выбор правильных стратегий).

Атрибутивно«-стилевой рельеф» шкал по данным «Теста на оптимизм» для всех групп представлен на рисунке 3.4.

Рис. 3.4 Атрибутивно-стилевой рельеф шкал по данным теста на оптимизм»

Условные  обозначения: Шкала абсцисс – названия шкал «Теста на оптимизм» (см. приложение 3.3). Шкала ординат – количество баллов. Вверх от нулевой отметки отложены показатели по шкалам «хороших» событий, вниз – показатели для «плохих» событий.

Группы  Norma и LogicAIDS солидарно демонстрируют достаточный оптимизм по всем шкалам, кроме PsB, где группа LogicAIDS более пессимистична, демонстрируя фундаментальную ошибку атрибуции и перфекционистские тенденции функционирования. Для группы Fatum характерны низкие значения по шкале персонализации и пессимистичная оценка по шкале PmG. В целом, показатели Теста на оптимизм весьма точно соотносятся с основными психогенетическими стратегиями, демонстрируемыми всеми группами. Обобщенный «темпераментальный профиль», построенный на основе применения ОФДСИ В. М. Русалова представлен на рис. 3.5.

Из рис. 3.5 видно, что в активностной сфере более высоки показатели у групп Norma и LogicAIDS, а наиболее низкие значения – у группы Fatum. Показатели пластичности также высоки у групп Norma и LogicAIDS по сравнению с группой Fatum. Однако в коммуникативной сфере группа LogicAIDS демонстрирует большую ригидность относительно группы Norma, приближаясь по уровню значений к группам Fatum. Такое же соотношение выявлено и для значений в области темпа. Что касается эмоциональной области, группа LogicAIDS демонстрирует такое же спокойное отношение и высокую уверенность для психомоторной сферы, как и группа Norma.

Но пороговые  значения эмоциональной тревожности  для когнитивной и коммуникативной сфер у группы Norma выше, чем у двух остальных групп. Следует отметить относительно невысокий показатель тревожности группы Fatum в когнитивной сфере.

 
Рис. 3.5 «Темпераментальный профиль»

Условные  обозначения: Шкала абсцисс – формально-динамические свойства индивидуальности – эргичность (Er), пластичность (P), скорость (T), и эмоциональность (Em) в психомоторной (Mot), интеллектуальной (Cog), и коммуникативной сферах (Com). Шкала ординат – количество баллов

 

Связи между темпераментальными и атрибутивно-стилевыми характеристикам в обобщенном виде показаны на рис. 3.6.

Прежде всего, необходимо отметить, что для групп Norma и LogicAIDS связи выявлены только на уровне тенденций (0,215 – 0,311), тогда как для групп Fatum определен уровень корреляции (0,330 – 0,439).


            Fatum   Logic AIDS    Norma

 

 

Рис. 3.6. Соотнесение атрибутивных стилей и темперамента

Условные обозначения: по горизонтали – названия шкал теста на оптимизм. По вертикали – уровень корреляции (вверх отложены положительные, вниз – отрицательные значения). Обозначения темпераментальных характеристик, коррелирующих со шкалами теста на оптимизм: Er – эргичность; Em – эмоциональность; T - скорость, Tcog - показатель скорости в интеллектуальной сфере; P – пластичность; Com - показатели в коммуникативной сфере, Com (Er, T)- показатели эргичности и скорости в коммуникативной сфере; Cog - показатели в интеллектуальной сфере; Mot - показатели в психомоторной сфере.

 

Кроме того, на схеме видно, что количество связей темпераментальных характеристик, найденных для персональной и широтной шкал «Теста на оптимизм», больше, чем число корреляций с временной шкалой. Т. е. для индивида осознание себя в пространстве формируется легче, чем осознание себя во времени. В соответствии с полученными данными можно отметить особенности соотнесения когнитивных и темпераментальных характеристик для каждой группы:

В группе Norma нет фундаментальной ошибки атрибуции – в отличие от группы LogicAIDS шкала PsG дает более оптимистичный показатель. Отсутствие фоновой тревожности в эмоциональной сфере повышает оптимизм с позиции персонализации. Высокая коммуникативность способствует уверенности в том, что хорошие события происходят достаточно часто, а пластичность расширяет психологическое пространство.

У группы LogicAIDS активизация когнитивных структур повышает самооценку с точки зрения персонализации. Низкий порог в эмоциональной сфере уменьшает уверенность в собственных силах по шкалам персонализации и широты.

Для группы Fatum большая психомоторная активность локализует ситуацию неудачи во времени и пространстве. Более высокая пластичность при сниженной эмоциональной напряженности способствует повышению собственной значимости в оценке хороших событий.

Сравнение темпераментальных и атрибутивно-стилевых характеристик основной выборки с группой Norma, выполненное с применением Т-критерия Стьюдента (табл. 3.2) показало следующие результаты.

Таблица 3.2.

Сравнение атрибутивно-стилевых и темпераментальных  характеристик на основе Т-критерия Стьюдента /показатели сравнения основной выборки с группой Norma/

 

 

TFATUM

TLOGIC AIDS

TNORMA

ERmot

2,901

-0,280

-0,686

ERcog

0,365

-2,680

0,541

ERcom

-0,468

-2,440

-2,610

Pmot

-0,723

1,871

-2,723

Pcog

-1,601

0,522

0,686

Pcom

4,132

3,181

2,013

Tmot

1,267

1,694

-1,706

Tcog

-1,818

0,945

-2,425

Tcom

3,286

-2,190

-1,189

EMmot

1,092

0,170

1,422

EMcog

-0,298

-1,453

-0,954

EMcom

-2,681

-2,352

-0,506

PsG

2,853

2,754

-2,008

PsB

3,265

-2,966

-4,027

PmG

3,128

-3,624

2,646

PmB

1,423

0,338

-2,241

PvG

0,353

0,774

-3,122

PvB

-0,609

-1,550

-1,683


 

Группа Fatum отличается от группы Norma меньшей активностью в психомоторной сфере, вязкостью взаимодействий в коммуникативной сфере на фоне повышенной эмоциональной тревожности, а также внешним фокусом локус-контроля. Необходимо отметить высокие показатели пессимизма в оценке хороших событий по шкале времени. Группа Fatum демонстрирует самую высокую ригидность в коммуникативной сфере, по сравнению с остальной выборкой и декларативный пессимизм, что поддерживает, характерную для этих пациенток позицию агрессивно-пассивной зависимости от окружения.

Пациентки из группы LogicAIDS отличаются легкой психомоторной переключаемостью при некоторой вязкости в коммуникативной сфере, считают себя ответственными за все, происходящие в их жизни события, и уверены в собственных силах и способностях.

Пациенток отличает меньший оптимизм при оценке повторяемости хороших событий и больший – при оценке постоянства по плохим событиям. Иными словами, для данной группы состояние напряженности при функционировании в режиме временного преодоления трудностей является более привычным – если не более предпочтительным, чем возможность расслабления в комфортной ситуации.

В целом, для группы LogicAIDS выделено большее количество значимых показателей, чем для двух других групп. Причем, показатели сгруппированы на когнитивном уровне, то есть касаются различий в атрибуции.

 

3.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

Результаты  исследований показывают, что медицинские показатели, характеризующие наиболее тяжелое состояние здоровья, соотносятся как с высоким уровнем пессимизма, так и с применением индивидом дезадаптивных поведенческих и когнитивных стратегий. Корреляционные связи между темпераментальными особенностями в эмоциональной сфере и атрибутивно-стилевыми характеристиками индивида, выявленные в данной работе, соответствуют мнению А. А. Ильюченка об участии эмоций в адаптации. А. А. Ильюченок упоминает, в частности, дезорганизующую роль эмоций при выборе способов достижения целей. Он отмечает также влияние эмоционального стресса на изменения активности катехоламинов и формирование системно-структурного следа, составляющего основу адаптации. В нашем исследовании показано, что низкие пороги эмоциональной тревожности и высокая, нередко неадекватная, эмоциональная реакция затрудняет формирование адаптивных программ. Контейнирование эмоций, характерное для группы LogicAIDS, индуцирует специфические соматические заболевания (остеохондроз, вегетососудистая дистония), наличие которых отмечается практически у всех пациенток этой группы.

Анализ  тиражирования специфических паттернов  в истории отдельной семьи, проведенный автором, показывает, что выбор стратегий с высоким онтологическим статусом в качестве преимущественных и для рутинного, и для стрессогенного функционирования, в целом соответствует как концепции М.А. Гилинского о механизмах адаптации, так и модели быстрой рефлексии В.А. Лефевра. Качество адаптивной реакции, по мнению М. А. Гилинского  зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс стрессора, до комплекса реакций. Группа Norma демонстрирует легкость приспособления к новому состоянию как следствие сочетания темпераментальной пластичности и когнитивной активности в выборе решения в проблемных ситуациях. С точки зрения В. А. Лефевра в психику человека как бы встроен врожденный информационный процессор, функция которого состоит в автоматической (сознательно не контролируемой) генерации образов себя и других вместе с их субъективным миром. Этот вид рефлексии, в отличие от традиционной, был назван быстрой рефлексией. Функционирование быстрого уровня соответствует предъявлению высоко статусных стратегий, выделенных в данном исследовании. Особенно характерным является то, что для группы Fatum взаимодействие в социуме посредством ограниченного набора закрепленных генетически стратегий не корректируется в дальнейшем, несмотря на явную неэффективность. То есть не происходит обработки информации на уровне логико-методологической рефлексии и, прежде всего, для стрессогенных ситуаций закрепляются как адаптивные, дисфункциональные модели. В то же время высокие адаптационные способности, демонстрируемые группой Norma, могут быть основаны не столько на широком спектре представленных в генограмме хороших стратегий и достаточном биологическом ресурсе, но на развитой способности к обучению. Можно сказать, что в этом случае онтологически значимыми становятся модели оптимального выбора решения для конкретной ситуации, и поведенческие программы реализуются в сохранном режиме.

Данные, полученные автором при анализе  генограмм, соответствуют предложенной А. А. Шутценберг концепции синдрома годовщины и могут быть соотнесены с идеями относительно природы трансляции культурного опыта, высказываемого И. Г. Яковенко (Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. - Новосибирск, 1998, c.104). Суть этой концепции состоит в том, что культура транслирует не сами по себе социальные, половые, возрастные роли, а целостные сценарии, в которых содержится пакет соответствующих ролей. Так, в детском возрасте каждый человек осваивает отнюдь не роль ребенка, но общий сценарий взаимоотношений: взрослый – ребенок (старший // подчиненный // субъект // объект властного дискурса), который с необходимостью актуализируется в нем, но уже в роли старшего, как только этот человек попадает в соответствующую ситуацию. Совмещая эти представления с концепцией синдрома предков, можно предположить, что синдром предков связан со сбоями в механизме усвоения сценария. Универсальная культурно-биологическая программа конкретизируется и специфицируется для каждого человека в семейном сценарии. В случае сбоя специфический сценарий данной семьи заменяет собой универсальный сценарий культуры. Эту программу можно выразить так: «Ты пройдешь тот же путь, что и старшие твоей семьи твоего пола». Именно эти модели подавления адаптивных (для конкретной ситуации) реакций с заменой на доминантные когнитивные и поведенческие схемы являются характерными для наиболее тяжелых в соматическом плане случаев, анализируемых в данном исследовании. То есть имеет место устойчивость аномалий, неосознанно возникающих в силу сбоя механизма трансляции сценариев, в результате чего позитивные сценарии сменяются негативными. Необходимо подчеркнуть, что именно неосознаваемость подобных программ придает им силу императива. Эксплицированная и осознанная, проработанная на уровне логической рефлексии, программа утрачивает свою силу. Вернее, человек обретает возможность выработать свое отношение к наследию предков и сознательно выбирает изменение или повтор в своем жизненном сценарии.

Информация о работе Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности