Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Воллах и Коган, проводя исследования с подростками, а также независимо от них отечественный автор А.Н. Воронин, изучающий интеллект и творческость студентов колледжа пришли к выводу, что интеллект и креативность не коррелируют между собой (цит. по: Дружинин В.Н., 1996)
Эту же точку зрения поддерживает ряд других авторов, но в настоящее время единого мнения по проблеме не существует.
Другое направление по
изучению креативности связано с
выявлением характерологических и
мотивационных сторон творческой личности
Е. Торранс и Д. Дауф считают, что
дети с высоким творческим потенциалом
имеют высокие оценки по шкалам:
сопротивление социальному
31
для ребенка - удивление, любопытство, потребность к опробыванию и исследованию окружающего, отчего и "сама креативность понимается как своеобразная проекция детских качеств на жизнь взрослого" (цит. по: Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, 1994, с. 9).
Индивидуальные особенности творческой личности выделяют многие ученые, среди них такие известные авторы, как Маслоу, Олпорт, Роджерс и др. (см.: Л.Хьелл, Д.Зиглер, 1997).
Интересными являются исследования Воллаха и Когана, опубликованные в 1965 г., в которых соотносятся различные уровни интеллекта (высокий и низкий) и творческие способности детей с их чертами личности. Как считают ученые, личностные особенности школьников 11-12 лет с одинаково высокими или одинаково низкими показателями интеллекта и креативности способствуют лучшей адаптации ребенка в обществе, и напротив, если один из 2-х показателей (либо интеллект, либо креативность) высокий, а другой низкий, личностные особенности как бы "мешают" хорошей адаптации. (цит. по: Годфруа, 1992).
В 1962 г. Гетцель и Джексон провели довольно трудоемкое исследование, сопоставляющее уровни интеллекта и креативности с уровнем достижений. Обобщив результаты эксперимента, в котором участвовало 449 детей 12-17 лет, авторы сделали вывод о том, что группы высокоинтеллектуальных и высококреативных учащихся не различаются по уровню достижений. Похожие результаты были получены Торрансом (Акимова, 1977).
И в заключение беглого литературного обзора также кратко остановимся на наиболее интересных работах, в которых интеллект и личность рассматриваются в едином ключе. Важность такого подхода в изучении человека неоднократно подчеркивал в своих трудах Б.Г. Ананьев. Он отмечал, что во многих исследованиях теории личности и теории интеллекта обособлены друг от друга. "Между тем, глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и. т.д. во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависит также от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта" (Ананьев, 1996, с. 365).
Принцип изучения умственных
способностей ребенка в связи
с особенностями развивающейся
личности неоднократно провозглашался
и другими мастерами
В зарубежной психологии поиск взаимозависимостей между особенностями личности и интеллектом особенно активно осуществлялся авторами факторных теорий. Так, например, Р. Кэттелл выявил некоторые незначительные взаимосвязи интеллекта с особенностями личности, а именно: с факторами G (сила супер - эго), I (жесткость-мягкость), Q3 (контроль), E (подчиненность-доминантность), Q1 (консерватизм-радикализм), М (практичность-мечтательность). Все корреляционные связи имеют положительный характер (цит. по: Дружинин, 1996).
32
Другой представитель
диспозиционального направления Г.
Айзенк сопоставил показатели интеллекта
с экстраверсией и
Как отмечает Дружинин В.Н. (Дружинин, 1996) тема взаимосвязи интеллекта и личностных особенностей в нашей стране еще не получила должностного развития, а имеющиеся данные пока противоречивы.
В нашем исследовании мы не ставим цели разрешить эти противоречия, а предлагаем всего лишь взглянуть на проблему в ином ракурсе, с позиций возрастной и дифференциальной психологии.
Наши длительные наблюдения
за интеллектуально одаренными школьниками
показали, что дети с одинаковыми
способностями (независимо от степени
их проявления) имеют некоторые общие
черты характера, которые с возрастом
могут меняться и трансформироваться.
Поэтому в данном исследовании ставится
вопрос не взаимосвязи личности с
интеллектом вообще или личности
с творческостью и не о простой
взаимозависимости отдельных
Его объектом стали 150 учащихся школ Санкт-Петербурга с интеллектом не ниже среднего, из них 70 детей в возрасте 7-8 лет (32 девочки и 38 мальчиков) и 80 детей в возрасте 15-16 лет (50 девочек и 30 мальчиков).
Для удобства сопоставления результатов между группами, имеющими достаточно большой возрастной диапазон, были выбраны разные формы одних и тех же методик. Для диагностики общего интеллекта и его составляющих был взят тест Д. Векслера (WISC и WAIS), для диагностики личностных особенностей — факторная методика Кэттелла (CPQ и 16-PF, форма С), для диагностики креативности — два субтеста из батареи Е.П. Торранса: "Необычное использование предмета" (исследование вербальной креативности) и "Незаконченные формы" (исследование невербальной креативности) (E.P.Torrance, 1972). Адаптация данных субтестов сделана сотрудником НИИКСИ Санкт-Петербурга Полуэктовой Н.М..
33
В ходе исследования было выделено
4-е выборки детей в
В процессе статистической
обработки данных, группы детей-”вербалов"
и детей-"невербалов" сравнивались
между собой, а затем со 2-ми группами,
промежуточными и самыми многочисленными.
Для удобства изложения материала
эти последние группы будем называть
контрольными, а остальные —
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что по ряду личностных особенностей дети с ярко выраженным преобладанием вербального IQ и с преобладанием невербального IQ отличаются друг от друга и от большинства своих сверстников, имеющих незначительное преобладание вербального интеллекта, причем с возрастом эти отличия становятся более выраженными.
Так, к примеру, по фактору
Д (возбудимость — флегматичность)
методики Кэттелла были выявлены различия
внутри выборки мальчиков 7-8 лет
между двумя экспериментальными
группами и внутри выборки девочек
этого же возраста между экспериментальными
группами. Высокие показатели отмечены
у мальчиков и девочек с
явным преобладанием
34
возбудимостью. Низкие показатели, отмеченные у школьников с доминирующим невербальным IQ сопряжены с большей уравновешенностью.
В выборке мальчиков были также выявлены достоверные различия по U-критерию Манна-Уитни по фактору I(U=27, p<0,05). Мальчики с явным преобладанием вербального интеллекта отличаются большей сензитивностью, мягкостью, "женственностью".
По методике Торранса в
выборке мальчиков найдены
В выборке девочек 7-8 лет личностные профили 2-х экспериментальных групп имеют значимые различия по 2-м факторам: А и Д. Для параметра А (замкнутость-общительность) разность критерия Манна-Уитни составила 7 баллов при уровне достоверности меньше, чем 0,01. Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что девочки-”невербалы" отличаются от девочек-"вербалов" большей общительностью, веселостью, эмоциональным теплом, в меньшей степени проявляют упрямство и имеют неплохо развитую интуицию, необходимую в межличностных отношениях. Эти данные в некоторой степени подтверждают результаты исследований Д.Робинсона, проведенных в середине 80-х годов, в которых был сделан вывод о том, что имеется положительная взаимосвязь между невербальным интеллектом и экстраверсией (Дружинин В.Н., 1996).
По методике Торранса значимые различия в выборке девочек 7-8 лет были выявлены лишь по параметру разработанности. Девочки-”вербалы" имеют более низкие показатели по сравнению с контрольной группой (t=2,3, p<0,05).
Корреляционный анализ, проведенный
внутри выборки мальчиков и выборки
девочек свидетельствует о
35
Кроме этого, в выборке
мальчиков выявлены корреляции между
общим IQ и фактором G (слабость-сила
"сверх-Я") r=0,34, p=0,043, общим IQ и фактором
Q3 (импульсивность-контроль) — r=-0,43, p=0,010;
невербальным IQ и фактором Q4 (расслабленность-
Таким образом, все полученные данные можно свести в единую таблицу /см. табл. №1/.
В выборках старших школьников
получены следующие результаты: выявлены
достоверные различия по фактору
Q2 (конформизм-нонконформизм) методики
Кэттелла. И девочки, и мальчики с явным
преобладанием вербального интеллекта
над невербальным имеют более высокие
показатели по данному фактору по сравнению
со старшеклассниками-"
Таким образом, старшеклассники-"вербалы"
отличаются независимостью, любят самостоятельно
принимать решения и следовать
им, но не стремятся навязать собственное
мнение окружающим. Школьники с доминирующим
невербальным показателем чаще оказываются
зависимы от группы, ориентируются
на мнение окружающих и их одобрение,
при принятии решений как правило
малоинициативные. Данные качества имеются
у старшеклассников как одного, так
и другого пола, но у юношей выражены
более отчетливо. Причем результаты
девушек экспериментальных
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия