Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Воллах и Коган, проводя  исследования с подростками, а также  независимо от них отечественный  автор А.Н. Воронин, изучающий интеллект  и творческость студентов колледжа пришли к выводу, что интеллект  и креативность не коррелируют между  собой (цит. по: Дружинин В.Н., 1996)

Эту же точку зрения поддерживает ряд других авторов, но в настоящее  время единого мнения по проблеме не существует.

Другое направление по изучению креативности связано с  выявлением характерологических и  мотивационных сторон творческой личности Е. Торранс и Д. Дауф считают, что  дети с высоким творческим потенциалом  имеют высокие оценки по шкалам: сопротивление социальному давлению, интуиция, экспериментирование. Низкие оценки по шкалам: традиции, планирование, пассивное согласие, враждебность, обвинение других в своих неудачах. Кроме того, эти дети ориентированы  на свободу, достижение, познание и, как  правило, им свойственна тревожность. Эти данные приведены в книге  Обуховой и Чурбановой "Развитие дивергентного мышления". (Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, 1994). Там же можно найти  интересные выводы, сделанные З.В. Денисовой  о связи креативности с эмоциональной  сферой. Людям с творческим складом  личности, считает автор, присущи  качества, типичные

31

для ребенка - удивление, любопытство, потребность к опробыванию и  исследованию окружающего, отчего и "сама креативность понимается как своеобразная проекция детских качеств на жизнь  взрослого" (цит. по: Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, 1994, с. 9).

Индивидуальные особенности  творческой личности выделяют многие ученые, среди них такие известные  авторы, как Маслоу, Олпорт, Роджерс  и др. (см.: Л.Хьелл, Д.Зиглер, 1997).

Интересными являются исследования Воллаха и Когана, опубликованные в 1965 г., в которых соотносятся  различные уровни интеллекта (высокий  и низкий) и творческие способности  детей с их чертами личности. Как  считают ученые, личностные особенности  школьников 11-12 лет с одинаково  высокими или одинаково низкими  показателями интеллекта и креативности способствуют лучшей адаптации ребенка  в обществе, и напротив, если один из 2-х показателей (либо интеллект, либо креативность) высокий, а другой низкий, личностные особенности как  бы "мешают" хорошей адаптации. (цит. по: Годфруа, 1992).

В 1962 г. Гетцель и Джексон  провели довольно трудоемкое исследование, сопоставляющее уровни интеллекта и  креативности с уровнем достижений. Обобщив результаты эксперимента, в  котором участвовало 449 детей 12-17 лет, авторы сделали вывод о том, что  группы высокоинтеллектуальных и высококреативных учащихся не различаются по уровню достижений. Похожие результаты были получены Торрансом (Акимова, 1977).

И в заключение беглого  литературного обзора также кратко остановимся на наиболее интересных работах, в которых интеллект  и личность рассматриваются в  едином ключе. Важность такого подхода  в изучении человека неоднократно подчеркивал  в своих трудах Б.Г. Ананьев. Он отмечал, что во многих исследованиях теории личности и теории интеллекта обособлены друг от друга. "Между тем, глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся  в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и. т.д. во многом определяют активность интеллекта. В  свою очередь, характерологические  свойства личности и структура ее мотивов зависит также от степени  объективности ее отношений к  действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта" (Ананьев, 1996, с. 365).

Принцип изучения умственных способностей ребенка в связи  с особенностями развивающейся  личности неоднократно провозглашался и другими мастерами отечественной  психологии (Лейтес, 1997; Мясищев, 1995)

В зарубежной психологии поиск  взаимозависимостей между особенностями  личности и интеллектом особенно активно осуществлялся авторами факторных теорий. Так, например, Р. Кэттелл выявил некоторые незначительные взаимосвязи интеллекта с особенностями  личности, а именно: с факторами  G (сила супер - эго), I (жесткость-мягкость), Q3 (контроль), E (подчиненность-доминантность), Q1 (консерватизм-радикализм), М (практичность-мечтательность). Все корреляционные связи имеют положительный характер (цит. по: Дружинин, 1996).

32

Другой представитель  диспозиционального направления Г. Айзенк сопоставил показатели интеллекта с экстраверсией и интроверсией. По его мнению, в возрасте 11 лет  у экстравертов интеллект выше, чем  у интровертов, а в возрасте 14-15 лет - наоборот (цит. по: Акимова, 1977). Непосредственные же корреляционные связи между уровнем  IQ и экстраверсией - интроверсией, по мнению Айзенка, выражены слабо. К такому же заключению пришли отечественные авторы В.М. Русалов и С.И. Дудин.

Как отмечает Дружинин В.Н. (Дружинин, 1996) тема взаимосвязи интеллекта и  личностных особенностей в нашей  стране еще не получила должностного развития, а имеющиеся данные пока противоречивы.

В нашем исследовании мы не ставим цели разрешить эти противоречия, а предлагаем всего лишь взглянуть  на проблему в ином ракурсе, с позиций  возрастной и дифференциальной психологии.

Наши длительные наблюдения за интеллектуально одаренными школьниками  показали, что дети с одинаковыми  способностями (независимо от степени  их проявления) имеют некоторые общие  черты характера, которые с возрастом  могут меняться и трансформироваться. Поэтому в данном исследовании ставится вопрос не взаимосвязи личности с  интеллектом вообще или личности с творческостью и не о простой  взаимозависимости отдельных составляющих интеллекта с личностью и креативностью, а о том, какие черты имеют  дети с явным преобладанием вербального  или невербального показателей  и как это соотносится с  их творческим мышлением, т.е. вопрос можно  поставить так: есть ли взаимосвязь  между разницей 2-х составляющих интеллекта и личностными особенностями и креативностью у детей, и как меняется эта связь с возрастом? Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, было проведено исследование.

Его объектом стали 150 учащихся школ Санкт-Петербурга с интеллектом  не ниже среднего, из них 70 детей в  возрасте 7-8 лет (32 девочки и 38 мальчиков) и 80 детей в возрасте 15-16 лет (50 девочек  и 30 мальчиков).

Для удобства сопоставления  результатов между группами, имеющими достаточно большой возрастной диапазон, были выбраны разные формы одних  и тех же методик. Для диагностики  общего интеллекта и его составляющих был взят тест Д. Векслера (WISC и WAIS), для диагностики личностных особенностей — факторная методика Кэттелла (CPQ и 16-PF, форма С), для диагностики креативности — два субтеста из батареи Е.П. Торранса: "Необычное использование предмета" (исследование вербальной креативности) и "Незаконченные формы" (исследование невербальной креативности) (E.P.Torrance, 1972). Адаптация данных субтестов сделана сотрудником НИИКСИ Санкт-Петербурга Полуэктовой Н.М..

33

В ходе исследования было выделено 4-е выборки детей в соответствии с возрастом и полом. После  первичной статистической обработки  данных, каждая выборка математическим методом была разделена на 3 части  в зависимости от соотношения  уровней вербального и невербального  интеллекта. В 1-ые группы каждой выборки  вошли дети с доминирующим показателем  невербального интеллекта. Надо отметить, что с возрастом число таких  детей значительно уменьшается  и по данным Дворяшиной М.Д. к моменту  окончания вуза их остается считанные  единицы (Дворяшина М.Д., 1973). Поэтому  такие группы оказались самыми малочисленными. Во 2-ые группы вошли дети с небольшим  преобладанием вербального показателя над невербальным, что составило  примерно 60% от общей выборки. И в 3-и группы вошли дети с ярко выраженным доминированием вербального IQ. Их показатель разницы между вербальным и практическим интеллектом составил 12 баллов и более. Нижняя граница этой величины получилась путем прибавления половины среднего квадратичного отклонения к средней арифметической.

В процессе статистической обработки данных, группы детей-”вербалов" и детей-"невербалов" сравнивались между собой, а затем со 2-ми группами, промежуточными и самыми многочисленными. Для удобства изложения материала  эти последние группы будем называть контрольными, а остальные — экспериментальными. В ходе обработки результатов  были определены средние арифметические каждой группы по всем параметрам интеллекта, личности и креативности, средние  квадратичные отклонения, статистические ошибки средних арифметических, достоверность  межгрупповых различий, которая подсчитывалась с помощью параметрического t-критерия Стьюдента, непараметрического U-критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляций по Пирсону между всеми перечисленными параметрами внутри каждой из 4-х выборок.

Анализ полученных результатов  позволил сделать вывод о том, что по ряду личностных особенностей дети с ярко выраженным преобладанием  вербального IQ и с преобладанием невербального IQ отличаются друг от друга и от большинства своих сверстников, имеющих незначительное преобладание вербального интеллекта, причем с возрастом эти отличия становятся более выраженными.

Так, к примеру, по фактору  Д (возбудимость — флегматичность) методики Кэттелла были выявлены различия внутри выборки мальчиков 7-8 лет  между двумя экспериментальными группами и внутри выборки девочек  этого же возраста между экспериментальными группами. Высокие показатели отмечены у мальчиков и девочек с  явным преобладанием вербального  интеллекта над невербальным. Критерий разницы по Стьюденту составил 2,053 балла, при p<0,05 для выборки мальчиков, а для выборки девочек — U=12, p<0,05 (U — критерий Манна-Уитни). Высокие показатели по данному фактору связаны с высокой активностью, двигательным беспокойством, пониженной концентрацией внимания,

34

возбудимостью. Низкие показатели, отмеченные у школьников с доминирующим невербальным IQ сопряжены с большей уравновешенностью.

В выборке мальчиков были также выявлены достоверные различия по U-критерию Манна-Уитни по фактору I(U=27, p<0,05). Мальчики с явным преобладанием вербального интеллекта отличаются большей сензитивностью, мягкостью, "женственностью".

По методике Торранса в  выборке мальчиков найдены следующие  закономерности: средние результаты по невербальному субтесту в 2-х экспериментальных  группах совпадают между собой  и по всем показателям выше контрольной группы. По параметру разработанности данные различия значимы по U-критерию (U=96, p<0,05), в остальных случаях они имеются лишь в виде тенденции. Результаты по выполнению вербального субтеста из батареи Торранса тем ниже, чем ярче выражено преобладание вербального IQ над практическим, для показателя оригинальности эти различия значимы по U-критерию Манна-Уитни (U=34, p<0,05), для показателя беглости — по t-критерию Стьюдента (t=2.3; p<0,05), т.е. мальчики-"невербалы" имеют более высокие показатели беглости и оригинальности по субтесту "Необычное использование предмета" на вербальную креативность.

В выборке девочек 7-8 лет  личностные профили 2-х экспериментальных  групп имеют значимые различия по 2-м факторам: А и Д. Для параметра  А (замкнутость-общительность) разность критерия Манна-Уитни составила 7 баллов при уровне достоверности меньше, чем 0,01. Эти результаты позволяют  сделать вывод о том, что девочки-”невербалы" отличаются от девочек-"вербалов" большей общительностью, веселостью, эмоциональным теплом, в меньшей  степени проявляют упрямство  и имеют неплохо развитую интуицию, необходимую в межличностных  отношениях. Эти данные в некоторой  степени подтверждают результаты исследований Д.Робинсона, проведенных в середине 80-х годов, в которых был сделан вывод о том, что имеется положительная  взаимосвязь между невербальным интеллектом и экстраверсией (Дружинин В.Н., 1996).

По методике Торранса значимые различия в выборке девочек 7-8 лет  были выявлены лишь по параметру разработанности. Девочки-”вербалы" имеют более  низкие показатели по сравнению с  контрольной группой (t=2,3, p<0,05).

Корреляционный анализ, проведенный  внутри выборки мальчиков и выборки  девочек свидетельствует о наличии  некоторых связей между показателем  разницы вербального и невербального  IQ и личностными особенностями и отсутствием таких связей между показателем разницы и свойствами креативности. И в выборке мальчиков и выборке девочек имеются положительные корреляции показателя разницы и фактором Д методики Кэттелла, для мальчиков r=0,33, p=0,049, для девочек — r=0,043, p=0,022. Помимо этого, в выборке девочек получены отрицательные связи показателя разницы и фактора A(r=-0,46, p=0,013).

35

Кроме этого, в выборке  мальчиков выявлены корреляции между  общим IQ и фактором G (слабость-сила "сверх-Я") r=0,34, p=0,043, общим IQ и фактором Q3 (импульсивность-контроль) — r=-0,43, p=0,010; невербальным IQ и фактором Q4 (расслабленность-напряженность), т.е. чем выше общий коэффициент интеллекта, тем лучше развито чувство ответственности и хуже контроль поведения, и чем выше невербальный IQ, тем выше уровень напряженности.

Таким образом, все полученные данные можно свести в единую таблицу /см. табл. №1/.

В выборках старших школьников получены следующие результаты: выявлены достоверные различия по фактору  Q2 (конформизм-нонконформизм) методики Кэттелла. И девочки, и мальчики с явным преобладанием вербального интеллекта над невербальным имеют более высокие показатели по данному фактору по сравнению со старшеклассниками-"невербалами". В выборке девочек при сравнени 2-х экспериментальных групп, t-критерий Стьюдента составил 2,1 балла, при p<0,05, в выборке мальчиков уровень достоверности выше (t=4,1, p≤0,001 и U=11, p<0,01).

Таким образом, старшеклассники-"вербалы" отличаются независимостью, любят самостоятельно принимать решения и следовать  им, но не стремятся навязать собственное  мнение окружающим. Школьники с доминирующим невербальным показателем чаще оказываются  зависимы от группы, ориентируются  на мнение окружающих и их одобрение, при принятии решений как правило  малоинициативные. Данные качества имеются  у старшеклассников как одного, так  и другого пола, но у юношей выражены более отчетливо. Причем результаты девушек экспериментальных групп  по данному фактору отличаются друг от друга, но при сопоставлении с  контрольной группой, значимых различий получено не было. Результаты юношей группы "вербалов" имеют статистически  значимые различия с результатами контрольной  группы того же пола (t=2,1; p<0,05).

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия