Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Требуется разрешить некоторую  сложную проблему (достигнуть цели). Нельзя ли каким-то образом использовать полностью, частично или приспособить уже известное решение другой, но аналогичной задачи, в частности, более простой?

Понятие аналогии может выражать очень широкий спектр сходства. Например, сходство броуновского движения молекул  газа и хаотическое движение шариков  в замкнутом объеме стеклянной демонстрационной модели, подвергаемой тряске - чисто  внешнее. А сходство дифференциальных уравнений, описывающий явления  из различных научных дисциплин - механики, акустики, электричества - имеет  глубокие корни, лежит в основе междисциплинной  «теории колебаний» и позволяет  взаимно моделировать различные  объекты и процессы из этих разделов науки.

В технике широко развито  моделирование проектируемых крупных  устройств небольшими моделями-аналогами, параметры которых рассчитаны или  подобраны так, чтобы процессы и  особенности, наблюдаемые при лабораторных и стендовых испытаниях могли  быть перенесены на функционирование будущих полноразмерных реальных объектов в натурных условиях. Например, обдувание  небольших моделей самолетов  в аэродинамических трубах, течение  потоков воды в моделях гидроузлов и пр.

В психологическом плане, по-видимому, во всех рассмотренных  примерах творческих процессов «по  аналогии» и в бесконечно большом  количестве других возможных случаев, исследователь черпает важные элементы творческого процесса из памяти в  виде готовых или почти готовых  одинаковых комбинаций.

В основе творчества «по  контрасту» обычно лежит творчество «по аналогии», но какая-то важная его  часть каким-то образом целенаправленно  переориентируется «с точностью  до наоборот». Хорошим примером являются приведенные выше испытания в  аэродинамической трубе: малость модели по сравнению с реальным самолетом  отражает аналогичность творческой идеи, а принудительное набегание  воздуха, вместо реального полета в  противоположном направлении, выражает контрастность идеи. Оба вида творчества «по аналогии» и «по контрасту», последнее - особенно, характерны для  креативных личностей.

52

VIII. Слитность процесса мышления

Нуждается в серьезном  уточнении связь между последующими элементами, комплексами или стадиями процесса мышления в смысле обеспечения  взаимной преемственности и общей  слитности. Мы уже говорили, что рассмотренная  в литературе возможность такой  связи, благодаря прогнозированию  дальнейшей новизны, на стыке окончания  предыдущей стадии процесса с последующей  может вызвать опасение в надфизичности  толкования такой связи.

По нашему мнению, аналогичная  связь может быть объяснена не прогнозированием содержания последующего участка процесса, арелаксацией предыдущего.

Речь идет о большом  количестве различных физических явлений  термодинамического установления равновесия, нарушенного вследствие действия внешних  сил [9]. Если при этом мыслительный процесс  отображается некоторым электрическим  потенциалом, то, по окончании очередного участка с наступлением равновесия, потенциал сразу не исчезает и  налагается на потенциал, образующийся действием следующего участка процесса. Это и определяет преемственность  и связи между участками.

Нечто аналогичное имеет  место в простейших колебательных  системах с диссипацией энергии. На рис.4д представлен в качестве примера абстрактный процесс  в виде одиночного полусинусоидального  импульса и на рис.46 и в реальное течение такого же процесса с затуханием, колебательный или апериодический характер которого зависит от соотношений величины диссипации и других параметров системы. На рисунке часть переднего фронта импульса показана пунктиром так как диссипация искажает и вступление процесса. Можно сказать, что предыдущий импульс сразу не исчезает, а последующий - сразу не устанавливается. Во многих физических устройствах релаксацию удается регулировать с помощью обратной связи. Вполне вероятно, что введение обратной связи в психологических опытах, способствовало бы экспериментальному исследованию рассмотренных вопросов.

IX. Идеализация при анализе творческого процесса

К задаче о разделении целого на составляющие примыкает близкая  задача - разумное абстрактное вычленение из сложного целого какой-то части, упрощенной и приближенно независящей от остальных частей, но самой главной, наиболее ответственной за решение поставленной задачи.

Такая идеализация, представленная в виде предельно простой схемы  и, когда это возможно, то с оценкой  сделанных приближений, является одним  из наиболее мощных средств объективного анализа, расчета и создания даже самых сложных систем в различных  областях науки и технике.

53

Интересно, что многие даже высокообразованные люди, преимущественно  гуманитарии, мало искушенные в точных науках, являясь, так сказать, органическими  сторонниками недизьюнктивного мышления, относятся к идеализациям с недоверием, предвзято считая их принципиально  порочными, искажающими условия  и постепенное решение поставленной задачи в целом.

Замечательный исторический пример идеализации и ее критики - это фундаментальные законы движения планет И. Кеплера (1609 - 1619), в которых  планеты идеализированы материальными  точками. Разные деятели тех лет  единодушно высмеивали эти законы: «Нам предлагают глупую ересь - законы природы, в которых планеты суть точки. А где же океаны, твердь, скалы  и леса? Где мы с вами, с нашими телами, жизнью и верой?»

Подробное изложение подходов к вопросам идеализации в науке  и технике содержится в монографии [I].

Заключение.

Разумеется, общие идеи психологии охватывают и вопросы творчества -научного, в частности. Однако, как  я уже отмечал в преамбуле  этой статьи, а до нее и в работе [10], разобщенность между психологами  и профессиональными физиками-химиками-математиками сказывается отрицательно на изучении творчества в психологическом аспекте. Опубликованных работ в этой области  очень мало. А те работы психологической  направленности, которые все-таки содержат материалы, касающиеся творчества, особенно его технологии в точных науках, воспринимаются профессионалами неадекватно - вроде все понятно и правильно. Но что-то чуть-чуть не так. Желание  выправить это «чуть-чуть» и  объясняет появление обеих статей. Насколько это удалось не мне  судить. Я уже выражал опасения, не перестарался ли, пропустив материал через собственное «Я». Во всех случаях  надеюсь, что кто-нибудь из коллег, ознакомившись  со статьями, тоже приложит свои способности  к взаимопроникновению психологии и точных наук.

Список литературы

1.  Андронов А.А., Витт  А.А., Хайкин С.Э. Теория колебаний. 2-е изд. М.: Гос. Изд. Физико-матем.литер. 1959.

2.  Брушлинский А.В.  Мышление и прогнозирование (логико-психологический  анализ). М.: Мысль, 1979.

3.  Брушлинский А.В.  Субъект: Мышление, учение, воображение.  Москва -Воронеж: Институт практической  психологии, 1996.

4. Величковский Б.М. Современная  когнитивная психология. М.: Изд.МГУ, 1982.

5.  Вундт В. Основания  физиологической психологии. М.: Изд.  Н.А.Абрикосова, вып. 1,1880; вып. 2,1881.

6. Головин С.Ю. Словарь  практического психолога. Минск:  Харвест, 1997.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная  психология. М.: Инфра-М, 1997.

54

8. Дубровский Д.И. Психологические  явления и мозг. М.: Наука, 1971.

9. Зубарев Д.Н. Релаксация. БСЭ, 3-е изд. Т.21, М.: Советская энцикл. 1975.

10.  Иориш Ю.И. К технологии  научного творчества // Интеллект  и творчество. М.: Институт психологии  РАН, 1999.

11.  Песков С., Стуруа  М. Каспаров, дышите глубже! Газета  Известия,  1999,  10.12. №233.

12. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н.  Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.

13.   Михайлов  А.А.,   Виноградов  А.П.   Луна.   БСЭ,   3-е   изд.   Т. 15,   М.:   Советская энциклопедия, 1974.

14. Нагель Э., Ньюмен Д.  Теорема Гёделя. Математика, кибернетика.  М.: Знание, серия 1970, №8.

15. Платонов К.К. Краткий  словарь системы психологических  понятий. М. 1981.

16. Пуанкаре А. О науке  // Ценность науки. М.: Наука, 1983.

17. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии, в 2-х томах.  М.: Педагогика, 1985.

18. Степанов Ю.С. Основы  общего языкознания. М.: Просвещение, 1975.

19.      Стернберг     Р.,     Григоренко     Е.     Инвестиционная     теория     креативности. Психологический  журнал, №2,1998.

20.  Торшина К.А. Современные  проблемы исследования креативности  в зарубежной психологии// Вопросы  психологии,№ 4, 1998.

55

ВЛИЯНИЕ   БРАЧНЫХ   ОТНОШЕНИЙ   НА   ЦЕННОСТНЫЕ   ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Малаева Е. Б.

Исследование проводилось  в двух группах:

1.    Испытуемые, не  состоящие в браке: девять женщин  и восемь мужчин;

2.    Испытуемые, состоящие  в браке: одиннадцать женщин  и двенадцать мужчин.

Всего в исследовании приняли  участие 20 женщин и 20 мужчин.

Возраст испытуемых от 18 до 40 лет. Все они жители города Москвы или Подмосковья.

Таблица 1 Расчет медианы рангов терминальных ценностей

 

Женщины

Мужчины

 

все

Замужние

Не сост. в браке

все

женатые

холостые

Акт. деят. жизнь

4

7

3

1

1

1

Жизн. мудрость

7

13

5

7

10

4

Здоровье

2

1

4

6

7

2

Интер. работа

8

5

15

2

2

5

Красота природ.

17

17

17

18

17

17

Любовь

1

2

1

3

4

8

Матер.об. жизнь

13

8

12

5

8

6

Наличие друзей

5

4

13

4

5

10

Общ. признание

16

16

14

13

15

9

Познание

10

9

10

10

9

12

Прод. жизнь

9

12

8

8

6

11

Развитие

12

10

9

14

11

15

Развлечения

18

18

18

17

18

13

Свобода

14

14

6

9

13

3

Сч. сем. жизнь

6

3

11

12

3

14

Счастье других

15

11

16

16

16

18

Творчество

11

15

7

15

14

16


56

Уверенность

3

(3)

2

11

12

7

Таблица 2 Расчет медианы рангов инструментальных ценностей

 

Женщины

Мужчины

 

все

замужние

Не сост. в браке

все

женатые

холостые

Аккуратность

10

7

12

7

(3)

11

Воспитанность

(3)

(3)

11

3

13

4

Высок. запросы

17

17

18

17

17

18

Жизнерадостн.

2

2

4

5

4

(3)

Исполнительн.

16

16

13

13

9

13

Независимость

12

14

7

16

16

14

Непримирим.

18

18

16

18

18

17

Образованость

7

5

10

(3)

5

7

Ответствен.

5

3

8

1

1

1

Рационализм

14

15

15

10

14

9

Самоконтроль

13

12

5

12

11

10

Смелость

15

13

17

14

7

15

Твердая воля

11

11

(3)

8

10

5

Терпимость

9

4

14

11

8

12

Честность

1

1

3

2

2

2

Чуткость

4

8

2

15

12

16

Широта взгляд.

3

9

1

9

15

3

Эффективность

8

10

9

4

3

8

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия