Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Требуется разрешить некоторую сложную проблему (достигнуть цели). Нельзя ли каким-то образом использовать полностью, частично или приспособить уже известное решение другой, но аналогичной задачи, в частности, более простой?
Понятие аналогии может выражать очень широкий спектр сходства. Например, сходство броуновского движения молекул газа и хаотическое движение шариков в замкнутом объеме стеклянной демонстрационной модели, подвергаемой тряске - чисто внешнее. А сходство дифференциальных уравнений, описывающий явления из различных научных дисциплин - механики, акустики, электричества - имеет глубокие корни, лежит в основе междисциплинной «теории колебаний» и позволяет взаимно моделировать различные объекты и процессы из этих разделов науки.
В технике широко развито
моделирование проектируемых
В психологическом плане, по-видимому, во всех рассмотренных примерах творческих процессов «по аналогии» и в бесконечно большом количестве других возможных случаев, исследователь черпает важные элементы творческого процесса из памяти в виде готовых или почти готовых одинаковых комбинаций.
В основе творчества «по
контрасту» обычно лежит творчество
«по аналогии», но какая-то важная его
часть каким-то образом целенаправленно
переориентируется «с точностью
до наоборот». Хорошим примером являются
приведенные выше испытания в
аэродинамической трубе: малость модели
по сравнению с реальным самолетом
отражает аналогичность творческой
идеи, а принудительное набегание
воздуха, вместо реального полета в
противоположном направлении, выражает
контрастность идеи. Оба вида творчества
«по аналогии» и «по контрасту»
52
VIII. Слитность процесса мышления
Нуждается в серьезном
уточнении связь между
По нашему мнению, аналогичная связь может быть объяснена не прогнозированием содержания последующего участка процесса, арелаксацией предыдущего.
Речь идет о большом количестве различных физических явлений термодинамического установления равновесия, нарушенного вследствие действия внешних сил [9]. Если при этом мыслительный процесс отображается некоторым электрическим потенциалом, то, по окончании очередного участка с наступлением равновесия, потенциал сразу не исчезает и налагается на потенциал, образующийся действием следующего участка процесса. Это и определяет преемственность и связи между участками.
Нечто аналогичное имеет место в простейших колебательных системах с диссипацией энергии. На рис.4д представлен в качестве примера абстрактный процесс в виде одиночного полусинусоидального импульса и на рис.46 и в реальное течение такого же процесса с затуханием, колебательный или апериодический характер которого зависит от соотношений величины диссипации и других параметров системы. На рисунке часть переднего фронта импульса показана пунктиром так как диссипация искажает и вступление процесса. Можно сказать, что предыдущий импульс сразу не исчезает, а последующий - сразу не устанавливается. Во многих физических устройствах релаксацию удается регулировать с помощью обратной связи. Вполне вероятно, что введение обратной связи в психологических опытах, способствовало бы экспериментальному исследованию рассмотренных вопросов.
IX. Идеализация при анализе творческого процесса
К задаче о разделении целого на составляющие примыкает близкая задача - разумное абстрактное вычленение из сложного целого какой-то части, упрощенной и приближенно независящей от остальных частей, но самой главной, наиболее ответственной за решение поставленной задачи.
Такая идеализация, представленная в виде предельно простой схемы и, когда это возможно, то с оценкой сделанных приближений, является одним из наиболее мощных средств объективного анализа, расчета и создания даже самых сложных систем в различных областях науки и технике.
53
Интересно, что многие даже
высокообразованные люди, преимущественно
гуманитарии, мало искушенные в точных
науках, являясь, так сказать, органическими
сторонниками недизьюнктивного мышления,
относятся к идеализациям с недоверием,
предвзято считая их принципиально
порочными, искажающими условия
и постепенное решение
Замечательный исторический пример идеализации и ее критики - это фундаментальные законы движения планет И. Кеплера (1609 - 1619), в которых планеты идеализированы материальными точками. Разные деятели тех лет единодушно высмеивали эти законы: «Нам предлагают глупую ересь - законы природы, в которых планеты суть точки. А где же океаны, твердь, скалы и леса? Где мы с вами, с нашими телами, жизнью и верой?»
Подробное изложение подходов к вопросам идеализации в науке и технике содержится в монографии [I].
Заключение.
Разумеется, общие идеи психологии
охватывают и вопросы творчества
-научного, в частности. Однако, как
я уже отмечал в преамбуле
этой статьи, а до нее и в работе
[10], разобщенность между
Список литературы
1. Андронов А.А., Витт А.А., Хайкин С.Э. Теория колебаний. 2-е изд. М.: Гос. Изд. Физико-матем.литер. 1959.
2. Брушлинский А.В.
Мышление и прогнозирование (
3. Брушлинский А.В.
Субъект: Мышление, учение, воображение.
Москва -Воронеж: Институт
4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд.МГУ, 1982.
5. Вундт В. Основания физиологической психологии. М.: Изд. Н.А.Абрикосова, вып. 1,1880; вып. 2,1881.
6. Головин С.Ю. Словарь
практического психолога.
7. Дружинин В.Н.
54
8. Дубровский Д.И.
9. Зубарев Д.Н. Релаксация. БСЭ, 3-е изд. Т.21, М.: Советская энцикл. 1975.
10. Иориш Ю.И. К технологии научного творчества // Интеллект и творчество. М.: Институт психологии РАН, 1999.
11. Песков С., Стуруа М. Каспаров, дышите глубже! Газета Известия, 1999, 10.12. №233.
12. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н.
Антиципация в структуре
13. Михайлов А.А., Виноградов А.П. Луна. БСЭ, 3-е изд. Т. 15, М.: Советская энциклопедия, 1974.
14. Нагель Э., Ньюмен Д. Теорема Гёделя. Математика, кибернетика. М.: Знание, серия 1970, №8.
15. Платонов К.К. Краткий
словарь системы
16. Пуанкаре А. О науке // Ценность науки. М.: Наука, 1983.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах. М.: Педагогика, 1985.
18. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 1975.
19. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности. Психологический журнал, №2,1998.
20. Торшина К.А. Современные
проблемы исследования
55
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Малаева Е. Б.
Исследование проводилось в двух группах:
1. Испытуемые, не
состоящие в браке: девять
2. Испытуемые, состоящие в браке: одиннадцать женщин и двенадцать мужчин.
Всего в исследовании приняли участие 20 женщин и 20 мужчин.
Возраст испытуемых от 18 до 40 лет. Все они жители города Москвы или Подмосковья.
Таблица 1 Расчет медианы рангов терминальных ценностей
Женщины |
Мужчины | |||||
все |
Замужние |
Не сост. в браке |
все |
женатые |
холостые | |
Акт. деят. жизнь |
4 |
7 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Жизн. мудрость |
7 |
13 |
5 |
7 |
10 |
4 |
Здоровье |
2 |
1 |
4 |
6 |
7 |
2 |
Интер. работа |
8 |
5 |
15 |
2 |
2 |
5 |
Красота природ. |
17 |
17 |
17 |
18 |
17 |
17 |
Любовь |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
8 |
Матер.об. жизнь |
13 |
8 |
12 |
5 |
8 |
6 |
Наличие друзей |
5 |
4 |
13 |
4 |
5 |
10 |
Общ. признание |
16 |
16 |
14 |
13 |
15 |
9 |
Познание |
10 |
9 |
10 |
10 |
9 |
12 |
Прод. жизнь |
9 |
12 |
8 |
8 |
6 |
11 |
Развитие |
12 |
10 |
9 |
14 |
11 |
15 |
Развлечения |
18 |
18 |
18 |
17 |
18 |
13 |
Свобода |
14 |
14 |
6 |
9 |
13 |
3 |
Сч. сем. жизнь |
6 |
3 |
11 |
12 |
3 |
14 |
Счастье других |
15 |
11 |
16 |
16 |
16 |
18 |
Творчество |
11 |
15 |
7 |
15 |
14 |
16 |
56
Уверенность |
3 |
(3) |
2 |
11 |
12 |
7 |
Таблица 2 Расчет медианы рангов инструментальных ценностей | ||||||
Женщины |
Мужчины | |||||
все |
замужние |
Не сост. в браке |
все |
женатые |
холостые | |
Аккуратность |
10 |
7 |
12 |
7 |
(3) |
11 |
Воспитанность |
(3) |
(3) |
11 |
3 |
13 |
4 |
Высок. запросы |
17 |
17 |
18 |
17 |
17 |
18 |
Жизнерадостн. |
2 |
2 |
4 |
5 |
4 |
(3) |
Исполнительн. |
16 |
16 |
13 |
13 |
9 |
13 |
Независимость |
12 |
14 |
7 |
16 |
16 |
14 |
Непримирим. |
18 |
18 |
16 |
18 |
18 |
17 |
Образованость |
7 |
5 |
10 |
(3) |
5 |
7 |
Ответствен. |
5 |
3 |
8 |
1 |
1 |
1 |
Рационализм |
14 |
15 |
15 |
10 |
14 |
9 |
Самоконтроль |
13 |
12 |
5 |
12 |
11 |
10 |
Смелость |
15 |
13 |
17 |
14 |
7 |
15 |
Твердая воля |
11 |
11 |
(3) |
8 |
10 |
5 |
Терпимость |
9 |
4 |
14 |
11 |
8 |
12 |
Честность |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Чуткость |
4 |
8 |
2 |
15 |
12 |
16 |
Широта взгляд. |
3 |
9 |
1 |
9 |
15 |
3 |
Эффективность |
8 |
10 |
9 |
4 |
3 |
8 |
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия