Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Заключение
Результаты нашего исследования
имеют некоторое практическое значение
как для психологии, так и для
педагогической науки. Обработка данных
методами множественной регрессионного
анализа дает возможность по результатам
опросника, разработанного в ходе нашего
исследования, прогнозировать уровень
развития креативности ребенка. Зная аспекты
воспитания, оказывающие существенное
влияние на развитие креативности детей,
можно определенным образом организовывать
педагогическое воздействие, направленное
на развитие способностей. В связи
с вопросом развития способностей хотелось
бы обратиться к проблеме проявления
креативности и интеллекта и социальной
значимостью личности. В.Н. Дружинин
обсуждает вопросы
1) Повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией детей, затрудняется действие защитных механизмов психики.
2) Для одних испытуемых
креативность связана с
Д.В. Ушаков говорит об уровне
«социально оптимального интеллекта»,
обеспечивающего его обладателю
наилучшее видение ситуаций, и, как
следствие, благополучное общение
со сверстниками. При меньшем и
при более высоком уровне интеллекта
общение может резко нарушаться
[5]. Ж.-Ш. Террасье ввел понятие «диссинхронии
развития», заключающееся в опережающем
развитии одних функций и значительном
отставании других (см. [5]). Остается открытым
вопрос о разработке психолого-педагогического
подхода к работе с родителями
детей с высоким уровнем
111
Литература.
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М, 1997. - 256
с.
3. Пиаже Ж. Развитие мышления в детском возрасте. М., 1994.
4. Пломин Р. Среда
и гены. Что определяет поведение?
// Детство: идеальное и
с.71-90.
5. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000. -
с. 5-12.
6. Тадж Д. Влияние
коммуникации между
1991. №1.
7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок
112
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
Новиков Н.Б.
На протяжении большого отрезка
существования человеческого
Однако, несмотря на существование
устойчивой общественной потребности
в творческих личностях, общепризнанно
отсутствие единого научно обоснованного
понятия творческого мышления. Ведущие
специалисты в области
Одной из причин такого положения
вещей является, по мнению исследователей,
спонтанный, непредсказуемый характер
творчества, что делает его неуловимым
для естественнонаучных методов. Эта
спонтанность связана не только с
невозможностью прогнозирования момента
озарения и решения исходной проблемы,
но также со сменой самого предмета
исследования и неопределенностью
пути достижения успеха, в силу чего
рожденная идея может быть напрямую
не связана с решаемой проблемой.
Уже древние греки пришли к
осознанию того факта, что новая
идея часто оказывается
Спонтанность рождения идеи означает, что процесс творческого мышления нельзя заключать в жесткое и ограниченное русло условий и требований данной задачи, данной проблемной ситуации. Истинное научное творчество предполагает выход за пределы этой ситуации, способность к продолжению познания за рамками ограниченных условий, то есть ситуативно не стимулированную продуктивную деятельность (Богоявленская Д.Б., 1983 г.).
В научной литературе широко
распространено определение творчества
как по процессуальной стороне - механизму
осуществления мыслительного
113
результату - продукту создания чего-то нового.
На наш взгляд, наиболее
ценным и продуктивным является определение
творчества по процессуальному критерию,
то есть исследование процессуальной
стороны творчества. Именно этот путь
позволит выяснить, в каких формах
предстает и преобразуется в
мышлении ученого объективная ситуация,
как происходит управление научным
поиском, под действием каких
факторов рождается новое решение
и в каких случаях оно
2.
Современные сведения о характере
протекания творческого процесса достаточно
противоречивы. Вместе с тем в
этих сведениях можно выделить представление
о логико-интуитивной природе
творческой деятельности, связанной
с порождением обьективно нового
научного знания. Согласно этому представлению,
научные открытия, расширяющие горизонт
научной мысли, возникают благодаря
совместному участию логических
и интуитивных компонентов
Современные ученые определяют
логику как метод познания и доказательства,
основанный на применении таких операций,
как индукция, дедукция и аналогия.
Эти логические операции хорошо всем
нам известны, так как мы ежедневно
пользуемся ими в своей повседневной
деятельности. Индукция - это переход
от частных фактов к общим выводам,
дедукция предполагает переход от общих
выводов к частным фактам, а
аналогия характеризует переход
от фактов к фактам или от заключений
к заключениям. Если в индукции и
дедукции степень абстрактности
идей при переходе от одной мысли
к другой изменяется, то в аналогии,
то есть традукции, она остается одной
и той же. Логическое заключение
становится возможным тогда, когда
имеются исходные посылки, так или
иначе наводящие на вывод. Один и
тот же индуктивный или дедуктивный
вывод может опираться на разное
количество исходных посылок. Чем больше
этих посылок и чем лучше они
соответствуют
Поскольку разные идеи вытекают из своих исходных посылок с разной степенью вероятности, нашу логику традиционно делят на строгую и нестрогую. В строгой логике исходные посылки однозначно определяют конечный вывод, а также существует гарантия истинности заключений в случае истинности исходных посылок. В нестрогой же, то есть вероятностной логике конечный вывод не вытекает однозначно из исходных посылок и нет гарантии достоверности заключений в случае достоверности исходной
114
информации. Для нестрогой
логики, то есть для индукции и аналогии,
характерно стремление путем обобщения
уже имеющихся знаний выйти за
его пределы, сформулировать новые
положения, истинность которых еще
не доказана. Поскольку вывод по
неполной индукции и аналогии есть
скачок, переход от известного к
неизвестному и поскольку данные
процедуры сознательно
В неполной индукции переход от менее общего к более общему осуществляется в форме скачка, в котором и скрыта возможность ошибки, ибо достаточно одного противоречащего случая, чтобы все здание индуктивного заключения рухнуло. Если строгая логика, такая, как дедуктивное мышление, легко поддается аксиоматизации и формализации, то нестрогая логика не может служить надежным алгоритмом, введение которого в компьютер позволило бы автоматизировать процесс творческого мышления.
В противоположность логическим способам переработки информации интуиция определяется как прямое, непосредственное усмотрение истины без обоснования логическими доказательствами и аргументами. В интуитивной теории процесс возникновения идей описывается как процесс, не обусловленный исходными посылками, не имеющий той базовой информации, которая привела к рождению оригинального творческого продукта. Интуитивное озарение не расчленяется на промежуточные стадии интеллектуального поиска, в котором каждый последующий шаг рассуждения однозначно предопределен предыдущим и столь же отчетливо провоцирует последующие шаги. Интуиция действует так, как будто не нуждается в предварительном научении, не выражается через анализ и синтез, недоступна наблюдению с помощью интроспекции, характеризуется внезапностью, неосознаваемостью, способностью детерминировать разрывы и пробелы в поэтапном процессе переработки наличных данных, порождать свертывание и кристаллизацию ментального опыта, не поддается формализации и аксиоматизации.
3.
Анализ интеллектуальной
деятельности выдающихся ученых и решения
творческих задач обычными людьми показывает,
что новые идеи и решения возникают
в результате совместного участия
логического и интуитивного мышления
человека, благодаря взаимному
115
склонностей. Данные предпочтения
и склонности отличаются от собственно
научного знания меньшей степенью экспериментальной
проверяемости и
В реальном творческом процессе основная роль принадлежит не строго детерминированной логике, где действуют полная индукция и полная аналогия и каждое заключение однозначно определяется исходными данными, а вероятностной неалгоритмической логике, включающей в себя неполную аналогию и неполную индукцию и такие заключения, которые вытекают из своих исходных посылок лишь с определенной степенью вероятности. Этот факт находит признание все большего и большего числа психологов, философов и теоретиков искусственного интеллекта.
«Можно утверждать, - пишет А.В.С лавин, - что помимо формально-логических законов, выражающих детерминистские связи между элементами высказываний и их совокупностей, научное творчество опирается на некоторые принципы вероятностного регулирования, которые хотя и не гарантируют безошибочного решения любых задач, но обеспечивают продвижение поиска в нужном направлении. На наш взгляд, действие интуиции, не вступая в противоречие с логикой, опирается именно на эти статистические принципы мышления». (А.В. Славин, 1976 г.). По мнению Д.А. Поспелова, « логиков традиционно интересует лишь чрезвычайно узкий класс рассуждений, которые можно было бы назвать строгими, а остальные многочисленные формы человеческих рассуждений они не включают в свою компетенцию». Поспелов констатирует, что « строгие достоверные рассуждения, отвечающие самым полным ограничениям формальных логических систем, моделируют далеко не все виды рассуждений, которыми оперирует в своей деятельности человек. Многие виды научного знания базируются на рассуждениях нестрогих, носящих правдоподобный характер, или на выводах, использующих неполную исходную информацию» (Д.А. Поспелов, 1987 г.).
Отсюда видно, что решение проблемы в творческой ситуации осуществляется, как правило, на основе статистических принципов мышления и неполной исходной информации.
Интуиция может быть понята
как фактор, дополняющий и сопровождающий
многие нестрогие рассуждения
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия