Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Половой состав кластера 2
юноши, 47.1 %
девушки, 52.9 %
ПОЛ
Возрастной состав кластера 2
>15 лет, 25.7%
<14 лет, 74.3 %
23
Региональный состав кластера 2 Волжский, 9.6 % \ ГОРОД | |||||
Valid N |
Mean |
Minimum |
Maximum |
Std.Dev. | |
ОРИГ ВЕР |
272 |
0,440 |
0,05 |
0,83 |
0,157 |
УНИК ВЕР |
272 |
3,059 |
0 |
12 |
2,301 |
ОРИГ НЕВ |
272 |
0,625 |
0,25 |
0,92 |
0,123 |
УНИК НЕВ |
272 |
1,000 |
0 |
3 |
0,797 |
ВЕРБ ИНТ |
272 |
5,993 |
2 |
10 |
1,808 |
МАТ ИНТ |
272 |
6,162 |
0 |
10 |
2,662 |
ПРОСТРИН |
272 |
6,559 |
2 |
10 |
1,813 |
24
Кластер №3
Половой состав кластера 3
юноши, 38.9 %
девушки, 61.1 %
ПОЛ
Возрастной состав кластера 3
>15 лет, 18.9%
14лет, 81.1 %
25
Региональный состав кластера 3 Волжский, 10.0 % Якутск, 20.0 / \ % ^^И ^^г Нижневартовск, 70.0 % ГОРОД | |||||
Valid N |
Mean |
Minimum |
Maximum |
Std.Dev. | |
ОРИГ ВЕР |
180 |
0,378 |
0 |
0,83 |
0,177 |
УНИК ВЕР |
180 |
2,100 |
0 |
15 |
2,282 |
ОРИГ НЕВ |
180 |
0,539 |
0,15 |
0,78 |
0,119 |
УНИК НЕВ |
180 |
0,389 |
0 |
2 |
0,573 |
ВЕРБ ИНТ |
180 |
5,322 |
1 |
9 |
1,670 |
МАТ ИНТ |
180 |
3,989 |
0 |
10 |
2,513 |
ПРОСТРИН |
180 |
5,178 |
2 |
9 |
1,715 |
Различия между средними значениями выделенных групп по всем параметрам статистически достоверны.
Суммарный показатель, использованный в рамках описанного выше анализа, неоднороден по своей природе и может взывать закономерные возражения против его использования. Исходя из этого, нами был проведен кластерный анализ с использованием только показателей общих и креативных способностей, результаты которого приведены ниже.
Результаты анализа несколько отличаются от предыдущего, выделены три группы учащихся:
— с низкими показателями креативности и высоким интеллектом;
— креативные в вербальной сфере, некреативные - в невербальной и с низкими показателями интеллекта;
— "интеллектуальные креативы".
Далее приведены шкальные оценки выделенных групп школьников.
26
Рисунок 2
1.5 1
0.5 0 -0.5
-1
1.5 '-------------■--------------■
Whr4 h4 i --о—- ("'Iiictpr
Рч S S Рч No 2
Й' b' « w H о ^, +
S S s fe <C о ~ Cluster
5 О ¥ PQ ^ & No. 3
\ |
г....... |
*...........< |
\ |
—г |
|||
............ ■■■■■-■■с |
1... |
/ '< |
>------ _ / |
; | |||
с |
'____"---------1 |
1..р '■г |
...с |
] | |||
Рисунок 3
Половой и региональный состав групп
ВЖ, 11.7%
I " Ж,36.7% I ^"Ь,м./-/. Ж.21.2»/.
ВЖ, 1.6%
ЯК, 26.2 %
&
О <N
НВ, 72.7 % ВЖ, 5.0 %
о ^> ЯК, 53.7%
та
НВ,46.3% ЯК,40.0% Н В,
ПОЛ:
0
0 — девушки, 1 — юноши.
Наибольший интерес представляют различия между представителями первого и третьего кластера. Результаты анализа по t—критерию представлены в таблице 9.
27
Таблица 9
Различия между группами 1 и 3 (см. Рис. 5)
Mean Кластер 1 |
Mean Кластер 3 |
t-value |
df |
Р |
Valid N 1 |
Valid N 3 | |
ОРИГ ВЕР |
.33 |
.56 |
-13.21 |
384 |
0.00* |
224 |
162 |
УНИК ВЕР |
1.71 |
5.57 |
-14.56 |
384 |
0.00* |
224 |
162 |
ОРИГ НЕВ |
.57 |
.74 |
-15.84 |
384 |
0.00* |
224 |
162 |
УНИК НЕВ |
.66 |
1.80 |
-14.76 |
384 |
0.00* |
224 |
162 |
ВЕРБ ИНТ |
6.68 |
6.02 |
3.90 |
384 |
.00* |
224 |
162 |
МАТ ИНТ |
7.09 |
6.79 |
1.43 |
384 |
.15 |
224 |
162 |
ПРОСТРИН |
6.73 |
7.06 |
-1.94 |
384 |
.05* |
224 |
162 |
Дискриминантный анализ проводился
с целью более точного
— математический интеллект;
— невербальная оригинальность;
— вербальная оригинальность;
— невербальная уникальность;
— пространственный интеллект;
— вербальный интеллект;
— вербальная уникальность.
Обращает на себя внимание
тот факт, что все перечисленные
параметры достоверно предсказывают
и попадание в группы по первой
классификации — процент
Таким образом, в исследованной выборке были выделены три группы школьников, одна из которых объединяет одаренных детей по критерию творческих и интеллектуальных способностей, превосходящих средний уровень. Данная группа детей, составляющая 20-30% от генеральной совокупности характеризуется выраженной спецификой структуры интеллектуальных способностей и инвариантными соотношениями между показателями креативности и интеллекта; выявленная специфика структуры способностей в группе одаренных школьников служит эмпирическим основанием для разработки научно-методических рекомендаций по развитию способностей одаренных детей.
28
Литература
Батищев Г. С. Диалектика творчества. М. 1984.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону. 1983.
Гирш В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1895.
Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М. : Искусство, 1991.
Грузенберг С. О. Психология творчества. Минск, 1923.
Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал, 1994. N 4.
Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. С-Петербург, 1992.
Лук А. Н. Проблемы научного творчества // Сер. Науковедение за рубежом, М. ИПИОН АН СССР, 1983.
Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1968. N 4. С. 69-73.
Перкинс Д. Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988, N 4 С. 88-92.
Петрайтите А. М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсиейинтроверсией // Вопросы психологии, 1981. N 6.
Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М. : Наука, 1988. С. 21-25.
Развитие и диагностика способностей. М. : Наука, 1991.
Хоровитц Ф. Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Серия Науковедение, 1988. N 1.
Шадриков В. Д. О содержании понятий "способность" и "одаренность" // Психологический журнал, 1983. Т. 4. N 5. С. 3-10.
Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Наука, 1983.
Юсупов Ф. М. Роль неучитываемых факторов в процедуре тестирования // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Изд-во Саратовского университета. 1989. С. 37-48.
Bogerman W. G. Studies of Genius. N. Y. 1947. P. 171.
Guilford J. P. The nature of human intelligence. New-York: Mc-Gaw Hill, 1967.
Karlson Y. L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978. P. 138.
29
Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Review. 1969. N 2. P. 220- 232.
Sternberg R. General intellectual ability//Human abilities by R. Sternberg. 1985. Р. 5-31.
Terman L. M. The Measurement of Intelligence Boston,1937.
Torrance E. P. Guiding creative talent - Englewood Cloffs. N. Y. ; Prentice-Hall, 1962.
Torrance E. P. Guiding creative tаlent - Englewood Cliffs, W. J. : Prentice-Holl, 1964.
Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663-679.
Vernon P. E. Psychological studies on creativity // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1967. N 8. P. 135-165.
Wollach M. A., Kogan N. A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. N 33. P. 348-369.
30
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ.
Лютова Е.К
Проблема соотношения показателей интеллекта, креативности и особенностей личности занимает умы ученых уже на протяжении десятков лет. Поиск в этом направлении стал особенно активным, начиная с разработок Дж. Гилфорда, который разделил понятия "конвергентного" и "дивергентного" мышления. С этого момента было проведено много исследований, касающихся взаимосвязи интеллекта и креативности, креативности и личностных особенностей и гораздо меньше исследований, посвященных соотношению интеллекта и личности и, в особенности, всех трех компонентов вместе.
По сей день не прекращаются
споры о том, развивается ли интеллект
и креативность параллельно, независимо
друг от друга или два этих компонента
неразрывно связаны между собой.
Кетхем и Чирелла вычислили
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия