Интеллект как психологический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:55, реферат

Краткое описание

Проблема исследования интеллекта, интеллектуальных способностей и интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу самых старых. Значимость проблемы измерения интеллекта и умственного развития в первую очередь определяется той ролью, которую они играют в разрешении комплекса социальных и индивидуально - психологических проблем человека. Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими, социальная ценность и социальный статус индивида. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности.

Содержание

Введение ........................................................................................................................................ 3
§1. Определение интеллекта ................................................................................................................. 3
§2. Проблемы оценки интеллекта ........................................................................................................... 3
§3. Факторы, определяющие развитие интеллекта ....................................................................................... 5
§4. Измерение интеллекта .................................................................................................................... 6
§5. Генетические и средовые факторы в межиндивидуальных различиях по интеллекту.......................................... 8
§6. Одаренность и гениальность............................................................................................................. 9
§7. Патологии................................................................................................................................. 10
Заключение .......................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Интеллект как психологический феномен .docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

 

Родственники, выросшие не вместе менее сходны между собой, чем воспитанные вместе.

 

Дети родителей с высоким IQ имеют IQ находящийся между средним IQ в популяции и IQ своих родителей.

 

       

IQ

высокий

родителей

Дети

IQ

средний по популяции

Дети

IQ

низкий

родителей


 

Роль генов в развитии умственных способностей несомненна, но механизмы наследования мало известны. Полагают, что IQ обеспечивается множеством генов. При этом не изучены гены, взаимодействующие со средой, но также определяющие наследственность. Пример: если ребенок обладает какими-то способностями, то он будет выбирать такие условия жизни, где эти способности наилучшим образом будут развиваться. Люди с генетически высоким уровнем интеллекта будут читать книги по философии, искусству, выбирать компанию со сходным интеллектом. И наоборот. Таким образом, гены создают положительную обратную связь: более высокие врожденные способности будут еще больше развиваться в результате взаимодействия с той средой, которая этому способствует. В то же время, сниженные способности приведут к выбору среды, еще больше их снижающей.

В исследованиях вербальных и невербальных показателей интеллекта была установлена примерно одинаковая наследуемость этих компонентов. Для вербальных характеристик и беглости речи коэффициент наследуемости равен примерно 60%, способности к анализу пространственных отношений примерно 65%.

Способность к чтению - комплексная характеристика и зависит от особенностей развития индивида и качества обучения. Анализ таких показателей как общая способность, произношение (фонемы), словарный    запас, идентификация букв и слов, понимание слов и фраз показал, что наследуемость способности к чтению равна примерно   50%.

§6. Одаренность и гениальность

Понятие гениальности, что в переводе с латинского означает дух, определяется как высшая степень проявления творческой способности личности. Люди - гении в одной обстановке не обязательно могут проявлять себя таковыми в другой. Но в своей области деятельности они создают новую эпоху, опережают время.

Наследованием таланта, гениальности занимался Френсис Гальтон: среди близких родственников гениальных людей гораздо больше знаменитостей, чем в популяции при случайном распределении. Но помимо наследственности здесь очевидно влияние среды: одаренные люди, помимо «хороших» генов получают и хорошее воспитание (музыкальное - несколько поколений семьи Баха, Моцарта; художественные - Тициан, Корраджио; ученые - Дарвин, Эйлер и др.). Гальтон показал: шансы быть знаменитыми для братьев и сыновей этих людей равны 1 : 5, а для внуков – 1 : 30. Однако надо учитывать, что потомки знаменитостей «стартуют» с определенного пьедестала, что облегчает восприятие их одаренности окружающими.

Отклонения от нормы могут быть ключом для понимания нормальных механизмов творчества и его крайнего проявления - гениальности. В этом случае изучение слабоумия является парадоксальным приемом для понимания механизмов гениальности. Повреждающими факторами могут быть и среда во время внутриутробного периода, и гены - хромосомные аберрации. Гениальность как альтернатива слабоумию также формируется по самым разнообразным причинам, как редкая, уникальная комбинация генов. На основании сведений о гениальных людях Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство» отметил базовые особенности гениев: утонченная глубокая впечатлительность, сильные страсти и различные комбинации этих впечатлений. Что касается психического здоровья гениальных людей, то среди них встречаются как психически нормальные, так и психически больные люди. Однако   описания   семей     гениальных     людей свидетельствует о том, что среди их родственников достаточно часто встречаются случаи психической патологии. Такие случаи отмечены среди родственников Гегеля, Байрона, Шопенгауера, Канта. Это указывает на наследственное   предрасположение   к   психической патологии в этих семьях. Однако, если гениальность проявляется раньше, чем психическое заболевание, то этот человек делает существенный вклад в развитие общества.

Также было отмечено, что многие гении    имеют повышенное содержание мочевой кислоты. Впоследствии В.П. Эфроимсон привел сведения о том, что у примерно 20% гениальных людей имеется гиперурикемическая стимуляция интеллекта, которая объясняется структурным сходством мочевой кислоты с кофеином. Известны случаи, когда даровитость проявлялась во время приступов подагры или туберкулеза.  У 3% гениев отмечаются     маниакально—депрессивные   состояния. Многие гении искусственно вызывали приливы крови к голове, например, Декарт опрокидывал голову на диван, Руссо обдумывал на солнце свои произведения, а Цезарь, Сократ, Гендель, Глюк для этого употребляли алкоголь.  Все это указывает на множественность механизмов гениальности.

Поэтому, гениальность многокомпонентное свойство, одни из компонентов имеют наследственную обусловленность, а другие обусловлены влиянием   среды. Раскрытие механизмов гениальности будет способствовать интеллектуальному росту человечества.

§7. Патологии

 

Умственная отсталость проявляется в стойком нарушении познавательной деятельности человека на основе органического поражения головного мозга (вследствие мозговых инфекций или травм) или  носит наследственный характер.

К заболеваниям, возникшим в результате органического поражения головного мозга, можно отнести такие как:

- Психический инфантилизм. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутробной интоксикацией, токсико-инфекционными воздействиями в первые годы жизни ребенка).

Психический инфантилизм также возникает на основе рано перенесенных органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций и травм.

- Задержка психического развития (ЗПР). Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабленной ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

  - Олигофреническое слабоумие: Дебильность. Имбецильность. Идиотия.

Причиной олигофрении можно считать грубое нарушение развития головного мозга обусловленное длительным токсическим воздействием в течение эмбрионального развития. Психическое недоразвитие здесь носит тотальный характер.

 

Рассмотрим подробно заболевания, обусловленные генетическими факторами.

Фенилкетонурия (ФКУ) — заболевание, развивающееся в результате избытка важной аминокислоты — фенилаланина (Phe) в организме человека. Избыток фенилаланина приводит к развитию умственной отсталости. Механизмы ее наследования объясняет Второй Закон Менделя (Закон расщепления).

Частота встречаемости ФКУ относительно низка (примерно 1 на 10 000 новорожденных), тем не менее около 1% умственно отсталых индивидуумов страдают ФКУ, составляя, таким образом, сравнительно большую группу пациентов, умственная отсталость которых объясняется однородным генетическим механизмом. 

Исследователи изучали частоту встречаемости ФКУ в семьях пробандов. Оказалось, что пациенты, страдающие ФКУ, обычно имеют здоровых родителей. Кроме того, было замечено, что ФКУ чаще встречается в семьях, в которых родители являются кровными родственниками. Пример семьи пробанда, страдающего ФКУ: больной ребенок родился у фенотипически здоровых родителей — кровных родственников (двоюродных брата и сестры), но сестра отца ребенка страдает ФКУ. 

ФКУ передается по рецессивному типу наследования, т.е. генотип больного содержит два аллеля ФКУ, полученные от обоих родителей. Потомки, которые имеют только один такой аллель, не страдают заболеванием, но являются носителями аллеля ФКУ и могут передать его своим детям. Каждый из родителей имеет один аллель ФКУ и один нормальный аллель. Вероятность того, что каждый ребенок может унаследовать аллель ФКУ от каждого из родителей, составляет 50%. Вероятность того, что ребенок унаследует аллели ФКУ от обоих родителей одновременно, составляет 25% (0,5 х 0,5 = 0,25; вероятности умножаются, поскольку события наследования аллелей от каждого из родителей независимы друг от друга).  

Ген ФКУ и его структурные варианты, встречающиеся в разных популяциях, хорошо изучены. Знания, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют проводить своевременную пренатальную диагностику с тем, чтобы определить, унаследовал ли развивающийся зародыш две копии аллеля ФКУ от обоих родителей (факт такого наследования резко повышает вероятность заболевания). В некоторых странах, например в Италии, где частота встречаемости ФКУ достаточно высока, такая диагностика проводится в обязательном порядке для каждой беременной женщины. 

Как уже отмечалось, ФКУ чаще встречается среди тех, кто вступает в брак с кровными родственниками. Несмотря на то, что встречаемость ФКУ сравнительно низка, примерно 1 человек из 50 является носителем аллеля ФКУ. Вероятность того, что один носитель аллеля ФКУ вступит в брак с другим носителем такого аллеля, составляет примерно 2 %. Однако при заключении брака между кровными родственниками (т.е. если супруги принадлежат к одной родословной, в которой аллель ФКУ передается по наследству) вероятность того, что оба супруга окажутся носителями аллеля ФКУ и одновременно передадут два аллеля будущему ребенку, станет значительно выше 2 %.

В случае умственной отсталости имеется возможность выделить случаи, определенно обусловленные изменениями наследственного материала. Это хромосомные нарушения у человека. При хромосомной патологии почти все клинические проявления сопровождаются множественными нарушениями скелета и психики. Однако выраженность этих нарушений очень сильно изменяется при одних и тех же хромосомных аномалиях. Было также отмечено, что у больных с аномалиями аутосомных хромосом интеллект нарушается в большей степени, чем при аномалиях половых хромосом.

 

Синдром Дауна (СД) — одно из весьма ограниченного числа наследуемых заболеваний, фенотип которого хорошо известен даже неспециалистам. Его «известность» является результатом того, что, во-первых, частота встречаемости СД достаточно высока и, во-вторых, фенотип этого заболевания легко узнаваем: больным СД свойственны характерные внешние черты, выражение лица и умственная отсталость 

Болезнь Дауна - это синдром трисомии 21-й хромосомы, характеризующийся умственной отсталостью, плоским лицом, монголоидным разрезом глаз. IQ у таких индивидов 20-60. Часть больных может научиться читать и писать, но большая часть таких людей не способна жить самостоятельно. При синдроме Дауна не обнаруживаются особые дефекты в лингвистических способностях, психомоторной координации, скорости восприятия и пространственной ориентации. Отмечают бодрость и дружелюбие таких индивидов, способность к подражанию, запоминанию лиц, музыки. С возрастом у таких людей увеличивается замкнутость.

Первые клинические и научные описания СД появились в середине прошлого века, а его точное определение было дано в 1866 г. Дж. Дауном, описавшим несколько таких пациентов. Гипотезы о том, что СД контролируется генетически, были сформулированы в начале XX в. К 30-м годам было высказано предположение, что это заболевание развивается в результате аберрации хромосом (структурных отклонений в хромосомном наборе), причиной которой служит их нерасхождение в процессе мейоза. В 1959 г. было обнаружено, что СД вызывается трисомией хромосомы 21, т.е. наличием в клетках трех, а не двух, как обычно, хромосом. Сегодня известно, что примерно 1 из 600 новорожденных является носителем этой аномалии. Кроме того, по современным оценкам, примерно 1 из 150 оплодотворенных яйцеклеток человека является носительницей трисомии 21 (большинство яйцеклеток с трисомиями гибнет). Пациенты с СД составляют около 25% всех умственно отсталых, формируя самую большую этиологически однородную группу умственно отсталых. 

Генетический механизм СД представляет собой иллюстрацию явления хромосомных аберраций. Во время формирования половых клеток — гамет — все 23 пары хромосом делятся, и каждая гамета становится носителем одной хромосомы из каждой пары. Когда спермий оплодотворяет яйцеклетку, хромосомные пары восстанавливаются, причем в каждой паре одна хромосома приходит от матери, вторая — от отца. Несмотря на отлаженность процесса образования гамет, в нем случаются ошибки, и тогда разделение хромосомных пар нарушается — появляется гамета, которая содержит не одну хромосому, а их пару. Это нарушение называется нерасхождением хромосом. Когда такая гамета при оплодотворении сливается с нормальной гаметой, образуется клетка с тремя одинаковыми хромосомами; подобное явление и называется трисомией. Нерасхождение хромосом служит главной причиной спонтанных абортов в течение первых нескольких недель жизни плода. Тем не менее, существует некоторая вероятность того, что зародыш с аномальным хромосомным набором продолжит развитие.

Точная причина нерасхождения неизвестна. Надежным коррелятом трисомии-21 является возраст матери: согласно исследованиям, у 56% матерей старше 35 лет плоды оказываются носителями трисомии-21, и в таких случаях примерно 90% диагностированных женщин предпочитают искусственно прервать беременность. Поскольку СД появляется «заново» в каждом поколении (нерасхождение — единичное событие, вероятность появления которого увеличивается с возрастом матери), постольку СД нельзя рассматривать как заболевание, передающееся по наследству.

 

Синдром трипло-Х встречается у женщин (частота 1 на 1000 рождений) и является следствием дополнительных Х-хромосом (кариотип ХХХ). Многие женщины с синдромом трипло-Х физически нормально развиты и имеют детей. Однако их интеллект значительно ниже среднего, и они чаще встречаются среди пациентов учреждений для умственно отсталых. Среди женщин с кариотипом XXX чаще встречается эпилепсия и шизофреноподобные психозы. 

Информация о работе Интеллект как психологический феномен