Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.

Содержание

Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ПДМШВ 2.2.docx

— 518.47 Кб (Скачать файл)

 

Примечание. «+» – Да; «–» – Нет.

 

2. Число совпадений по  каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень  тревожности определяется так  же, как в первом случае. Анализируется  общее внутреннее эмоциональное  состояние школьника, во многом  определяющееся наличием тех  или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2.  Переживание социального  стресса – эмоциональное состояние  ребенка, на фоне которого развиваются  его социальные контакты (прежде  всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха – неблагоприятный  психический фон, не позволяющий  ребенку реализовать свои потребности  в успехе, достижении высокого  результата и т.д.

4. Страх  самовыражения  – негативное эмоциональное переживание  ситуаций, сопряженных с необходимостью  самораскрытия, предъявления себя  другим, демонстрации своих возможностей.

5.  Страх ситуации проверки  знаний – негативное отношение  и переживание тревоги в ситуациях  проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих – ориентация  на значимость других в оценке  своих результатов, поступков и  мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных  оценок.

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу – особенности  психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка  к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи  в отношениях с учителями –  общий негативный эмоциональный  фон отношений с взрослыми  в школе, снижающий успешность  обучения ребенка.

Фактор: нормальный уровень тревожности составляет нормальную тревожность, а факторы: повышенная тревожность + высокая тревожность определяют повышенную тревожность.

[37, с. 323].

 Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 1 класса

 

Нормальная тревожность – Н;

Повышенная тревожность – П;

Высокая тревожность – В.

 

                       И.Ф.

Показатель наличия тревожности

Олег А.

Н

Вероника А.

П

Зоя Б.

Н

Александр В.

Н

Софья Е.

Н

Елизавета З.

Н

Юлия К.

Н

Егор К.

В

Мария К.

П

Екатерина К.

Н

Александр К.

Н

Юлия Л.

П

Татьяна Р.

Н

Иван С.

Н

Дарья Ф.

Н


 

Нормальная тревожность: 11 учащихся – 73%;

Повышенная тревожность: 3 учащихся – 20%;

Высокая тревожность: 1 учащийся – 7%.

Повышенная тревожность (П + В): 4 учащихся – 27%;

Нормальная тревожность (Н): 11 учащихся – 73%.

 

Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 2 класса

 

                   И.Ф.

Показатель наличия тревожности

Егор Б.

Н

Кирилл Г.

Н

Дарья З.

П

Юрий К.

П

Дарья М.

Н

Елизавета Р.

Н

Алена С.

Н

Дмитрий С.

Н

Виктория С.

Н

Дарья Т.

Н

Дмитрий У.

Н

Елизавета Ф.

П

Анна Ш.

Н

Кристина Ш.

Н

Диана Щ.

Н


 

Нормальная тревожность: 12 учащихся – 80%;

Повышенная тревожность: 3 учащихся – 20%;

Высокая тревожность: нет учащихся – 0%.

Повышенная тревожность (П + В): 3 учащихся – 20%;

Нормальная тревожность (Н): 12 учащихся – 80%.

 

 

 

 

Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 3 класса

 

                       И.Ф.

Показатель наличия тревожности

Анна А.

П

Ольга Г.

Н

Виктор Г.

Н

Елена Д.

Н

Валерия И.

Н

Игорь И.

Н

Евгения К.

Н

Виктория К.

Н

Дарья М.

Н

Антон С.

Н

Александр С.

Н

Наталья Ф.

Н

Юлия Х.

Н

Надежда Ц.

П

Кристина Ш.

Н


 

Нормальная тревожность: 13 учащихся – 86%;

Повышенная тревожность: 2 учащихся – 14%;

Высокая тревожность: нет учащихся – 0%.

Повышенная тревожность (П + В): 2 учащихся – 14%;

Нормальная тревожность (Н): 13 учащихся – 86%.

 

 

 

 

 

Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 4 класса

 

                          И.Ф.

Показатель наличия тревожности

Екатерина Б.

Н

Ольга Г.

Н

Владислав К.

Н

Наталья К.

Н

Евгений К.

Н

Александр К.

Н

Мария М.

Н

Мария Н.

Н

Арсений П.

Н

Максим С.

Н

Евгений С.

Н

Марина Т.

Н

Анастасия У.

Н

Никита Ф.

Н

Екатерина Х.

Н

Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста