Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

 Надо, чтобы свои способы  поведения продемонстрировали все  участники группы, даже если времени  каждому хватит только на один  из трех вариантов. Для этого  каждому из участников должна  быть предложена ситуация, отличная  от тех, что были ранее предложены  другим. Если при работе над  этими ситуациями прибегать к  ролевым играм, участники группы  могут идентифицировать себя  с самыми уверенными, неуверенными  или агрессивными людьми из  числа их знакомых. При этом  они должны помнить, что невербальное  поведение говорит о человеке  не меньше, чем произносимые им  слова, поэтому интонации, жесты  и позы должны соответствовать  изображаемой реакции. Если для  этого упражнения используют  ситуации, которые приведены ниже, можно либо вызывать добровольцев  из числа участников группы, либо  обходить всех по очереди. При  этом надо, чтобы каждый получил  обратную связь от участников  группы, которая будет оценивать  степень уверенности или агрессивности  его реакций. Абсолютно правильных  реакций в таких случаях не  бывает, и их обсуждение может  быть очень информативным.

 

 Ниже приведены примеры ситуаций  для упражнений в уверенном,  неуверенном и агрессивном поведении,  но руководитель группы и его  участники могут придумать и  что-нибудь другое.

 

 Приятель лезет к вам с  разговорами, а вы ужасно спешите,  и вот чтобы отделаться от  него, вы говорите: ...

 

 Вы заказали в ресторане  бифштекс с кровью, но он оказался пережаренным. Вы говорите официанту: ...

 

 За ремонт автомобиля вы  получили счет на сумму, которая  на 25 долларов превышает предварительную  оценку, Вы говорите служащему  мастерской:...

 

 Вы ловите на себе взгляд; привлекательной особы противоположного  пола и  чувствуете, что, возможно, заинтересовали ее (или его) собой.  Вы подходите к ней (к нему) и говорите: ...

 

 Собака вашего соседа использует  ваш газон как отхожее место.  Вы подходите к соседу и  говорите ему:...

 

  Ваш сосед по комнате в  общежитии поставил вас в неловкое  положение, без вашего ведома пригласив в гости незнакомого вам человека. Вы говорите ему:

 

 Вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади вас кто-то громко  болтает. Вы оборачиваетесь и  говорите: ...

 

 Вы пришли в ресторан, но  вас не устраивает место, которое  вам предложили. И вы говорите  метрдотелю:

 

 Ваш знакомый (знакомая) приглашает  вас куда-либо, но вам с ним  не очень-то интересно. И вы  говорите: ...

 

 Ваш друг просит вас одолжить  ему вашу машину, но вы не  считаете его таким уж хорошим  водителем. Вы говорите ему:

 

 Ваш приятель ставит вас  в неловкое положение, рассказывая  при всех истории о вас, и  вы говорите ему: ...

 Тренинг умения вести разговор

 

Цель. Неуверенным в себе людям  часто не хватает элементарных коммуникативных  навыков. Это упражнение, взятое из работы Келли (Kelley, 1978), снимает напряжение, возникающее при необходимости  вступить в разговор, и позволяет  попрактиковаться в коммуникативных  умениях.

 

Необходимое время. 30 минут.

 

Материалы. Не требуются.

 

Подготовка. Специальной подготовки не требуется.

 

Процедура. Группа разбивается на пары. На первом этапе работы один из партнеров задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. (Вопрос «Ты живешь в общежитии?»  является закрытым, а вопрос «Где ты живешь?» — открытым.) Тот, кто  отвечает, включает в свой ответ  любую информацию о себе — не обязательно имеющую прямое отношение  к заданному вопросу. Например, если на вопрос «Где ты живешь?» ответить «В об­щежитии», это будет не очень информативно. Гораздо больше информации содержит ответ вроде такого: «Я живу в студенческом городке в одном из этих новых общежитии, и со мной в комнате живут еще трое». Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

 

 На втором этапе упражнения  один из участников каждой  пары начинает с того, что рассказывает  что-нибудь о себе или описывает  какой-то свой личный опыт. Второй  старается поддержать разговор  либо прося пояснить, либо пере­фразируя. Например, если первый говорит: «Вчера вечером я специально прошелся по студенческому городку, чтобы посмотреть места, где я еще не был», второй может продолжить: «Ты имеешь в виду, что был удивлен тем, как велик студенческий городок». Через пять минут участники диалога меняются ролями.

 

 Между двумя этапами работы  надо предусмотреть время на  то, чтобы ее участники могли  обменяться впечатлениями и рассказать  друг другу о возникших у  них трудностях. По мере того  как участники будут приобретать  все большую способность и  готовность к самораскрытию, они  будут осваивать умение задавать  вопросы, предусматривающие больше  возможностей для ответов. Умение  вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.Группы тренинга умений

 

 Представленные в предыдущих  главах этой книги подходы  к работе с психокоррекционными  группами имеют целью разбитие  личности, то есть реализацию  человеческого потенциала. Такая  ориентация отличает эти группы  от групп тренинга умений, основанных  в большей степени на бихевиеризме»  поведенческой терапии. В группах  тренинга умений, или развития, жизненно  важных навыков, учат адаптивным  способам поведения, действиям,  которые служат средством удовлетворения  важнейших жизненных потребностей. Работа в этих группах более  структурирована, чем в любых  из «писанных выше. Структурированность и систематичность этой работы, а также ее концептуальные основы связывают ее с бихевиористской терапевтической моделью.

 История и развитие

 

 Бихевиористская терапевтическая  модель, основанная на теории  научения, сильно отличается от  психодинамической Модели, чье влияние  на психотерапию было в этом  веке наиболее сильным, а также  от гуманистической модели, приверженцами  которой были Карл Роджерс  и его единомышленники. Бихевиористская  модель была разработана в  лабораторных условиях и по-прежнему  предполагает в первую очередь  научную точность, тщательные измерения  и контролируемое воздействие  на наблюдаемые события (Kanfer and Phillips, 1970). Многие бихевиористские  формулировки фундаментальных законов  процесса научения явились результатом  экспериментов на мелких ла­бораторных животных в строго контролируемых условиях. Большинству студентов-психологов знакомо имя русского физиолога Ивана Павлова, открывшего условный рефлекс. Интерес И. П. Павлова к тому, как животные адаптируются к среде обитания и учатся реагировать на происходящие в ней изменения, привел его к экспериментам по индукции у собак слюноотделения в ответ на звонок, с которым ранее сочеталось предъявление пищи. Эти основополагающие эксперименты дали мощный толчок исследованиям законов по-

 

 ведения, и в настоящее  время объектом этих исследований  стал человек. Впервые термин  «поведенческая терапия» (behavioral therapy) независимо друг от друга употребили  Арнольд Лазарус в 1958 году и  Ганс Айзенк в 1959 году, имея  в виду применение методов  экспериментальной психологии для  исследования проблемы поведения  человека. Сегодня эта методология  играет чрезвычайно важную роль  в разработке прагматических  подходов к большому числу психологических проблем и в определении эффективности лечения с помощью тщательно контролируемых исследований.

 

 Специалисты по поведенческой  терапии только начинают разрабатывать  групповые методы работы. Первоначально  применение бихевиористских принципов  в клинической практике стимулировалось  лабораторными экспериментами, которые  показали, что учитываемые в бихевиористской  теории научения параметры, например  вероятность подкрепления, могут  влиять на вербальную активность  и на лидерский статус членов  исследуемой группы (Liberman and Teigen, 1979). Основываясь на этих результатах,  клиницисты бихевиористской ориентации  объединили традиционные формы  работы в группах и поведенческие  методики. Поведенческие терапевты  проявили большую активность  в переводе концепций работы  с группами на язык теории  социального научения (см. Liberman, 1970). Их основной интерес состоял  в том, чтобы сиять налет  мистицизма с методов, которыми  пользуются руководители психокоррекционных  групп, и с этой целью они  стремились свести происходящие  в группах взаимодействия к  стимулам и реакциям на них.  Например, ощущение поддержки, которое  дает тревожному участнику присутствие  других членов группы, имеющих  аналогичные проблемы, в терминах теории научения именуется «десенсибилизацией» (desensitization), а их реакции на действия этого участника могут «подкреплять» у него некоторые формы поведения.

 

 С недавних пор руководители  поведенческих групп стали применять  более директивные методы структуризации работы в группах и подавления спонтанных внутригрупповых процессов, чтобы лучше пользоваться теми преимуществами, которые имеются у специфических поведенческих методик. По большей части, они, в целях экономии времени и денег, просто переносят методы индивидуальной терапии на всю группу, а эффекты групповой динамики при этом игнорируют. Например, нескольких клиентов, страдающих фобиями, можно объединить в одну группу для лечения методом систематической десенсибилизации. Такой подход есть не что иное, как проведение индивидуальной терапии в условиях группы, сходный с работой «один на один» в гештальт-группах или группах трансактного анализа.

 

 Многие поведенческие терапевты  отнюдь не отказываются от  объединения используемых ими  методов с более традиционными  подходами к групповой терапии,  поскольку это дает возможность  более полно использовать все  разно­образие опыта, которым обладают члены группы, и таким образом создать более широкую основу для приобретения ими новых жизненных навыков (Lazarus, 1968). Практически любые поведенческие проблемы неизбежно имеют отношение к взаимодействиям с другими людьми. Это очевидно, когда дело касается недостатка коммуникативных навыков, или неумения назначать свидания, или неспособности к близким отношениям. Но даже в симптомах тре­вожности или в таких вредных привычках, как курение или переедание, обычно можно выделить компоненты, связанные с межличностными отношениями. Присутствие или отсутствие других людей может усиливать или ослаблять проблемное поведение. Группа — это микрокосм, в котором отражается весь реальный мир. Это — система социальных отношений, в которой можно приобрести социальные навыки. Более того, группа делает более стабильными отношения между клиентом и терапевтом, давая возможность первому оценивать второго и не позволяя терапевту навязывать клиенту собственные установки. Как ни называть группы — психотерапевтическими группами, группами тренинга, или тренинга умений, — законы обучения и научения во всех случаях одинаковы. В этом смысле различия касаются только состава групп истоящих перёд ними задач.

 Основные понятия

 

 В фокусе внимания поведенческого  подхода находится наблюдаемое  поведение. Фрейдистские концепции  бессознательного, подавления и  переноса подчеркнуто отвергаются  или, в крайнем случае, переводятся  на менее символический язык. Поведенческие психотерапевты обычно  работают с проблемными формами  поведения непосредственно и  не вдаются в исследование  их причин или исторических  корней. Бихевиористы вполне допускают,  что текущие проблемы могут  являться результатом событий  прошлого, но предпочитают воздействовать  на наблюдаемое поведение и  на те обусловливающие его факторы, которые существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место наблюдаемые поведенческие реакции. Здесь не место обсуждать достоинства и недостатки поведенческого подхода в психотерапии, однако описанные выше принципы следует принять во внимание, поскольку концептуальные основы групп тренинга умений несут на себе выраженный отпечаток бихевиоризма.

 Учебная модель

 

 В группах тренинга умений  присутствует стремление объединить  дидактические способы обучения  с обучением на основе непосредственного  опыта. На приобретение опыта  направлены многие упражнения, предлагаемые  в таких группах, но в целом  форма работы в них явно  учебная, что соответствует отходу  от лечебной медицинской модели и переориентации на решение проблем, которое требует определенных умений. Занятия в таких группах больше похожи не на психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся не как к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам, стремящимся исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое умение жить (Factor and Daubenspeck, 1979). Вместо того чтобы предлагать лечение, руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят перед собой.

 

 Для руководителей групп  тренинга умений наибольший интерес  представляет изучение нормального  развития личности, а не психологические  аномалии. В таких бестселлерах, как «Passages» Гайл Шихи (Sheeny, 1976) и «The Seasons of a Man's Life» Дэниэла Левинсона  (Levinson, 1978), говорится, что на каждом  этапе жизни человека, перед ним  встают определенные задачи, и  ему необходимы определенные  умения, чтобы он мог преодолеть  критический период и достигнуть  нового уровня зрелости. Например, тому, кто подумывает о вступлении  в брак, следует расширять репертуар  умений, необходимых для объединения  двух уникальных личностей, обладающих  каждый своим стилем жизни,  в гармоничное целое. Если необходимые  умения не приобретены на соответствующем  этапе развития, человек оказывается  в невыгодном положении при  встрече с будущими трудностями  и стрессовыми ситуациями.

Информация о работе Как повысить самооценку