Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

 Методы работы в современных  группах, организуемых с целью  развития у людей уверенности  и способности бороться со  страхом и избеганием, далеко  отошли от исходных концепций,  предложенных в свое время  Солтером и Вольпе. Ланге и  Якубовский (Lange and Jakubowski, 1976) подразделяют  существующие в настоящее время  группы тренинга уверенности  в себе на четыре типа в  зависимости от структуры занятий  в них: 1) группы, где основу каждого  занятия составляют различные  ролевые игры; 2) группы, где каждое  занятие посвящено одной определенной  теме, например конструктивной критике; 3) группы, где ролевые игры используются  в сочетании с другими процедурами,  на­правленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование родительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых проводится в соответствии с текущими потребностями of дельных участников.

 Оценка уверенности в себе

 

 Работа в группах тренинга  уверенности в себе начинается  с оценки степени ее проявления  в поведении участников. Для того  чтобы выявлять те проблемы  в поведении, которые имеют  отношение к уверенности в  себе, существует по меньшей мере 1? опросников (Kelley, I979). В качестве  примера в табл. 11-4 приведен опросник, разработанный Рейтасом (Rathus, 1974). В сущности, уверенность в себе означает способность определять и выражать свои потребности, желания, предпочтения и ожидания. Уверенность в себе проявляется в умении использовать просьбы и отказы в отношениях со значимыми другими либо с посторонними (Cottier and Guerra, 1976). Социальная просьба — это, например, предложение встретиться со знакомым или обращение к незнакомцу, чтобы узнать точное время. Отказ (или защита) — это, например, выражение нежелания провести уик-энд с родственником или купить что-либо у продавца. Компонентами уверенного поведения могут быть взгляд, поза, жестикуляция, выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений.

 

Таблица 11—1. Опросник для оценки уверенности  в себе (Rathus, 1973)

 

Инструкция. Определите, насколько  соответствуют вашим представлениям о себе приведенные утверждения, пользуясь для этого следующими обозначениями:

 

+3 соответствие полное, описание  точное;

 

+2 соответствие достаточно полное, описание довольно точное;

 

+1 соответствие примерное, описание  приблизительное;

 

-1 соответствие не очень точное, описание не очень верное;

 

-2 соответствие довольно неточное, описание довольно неверное;

 

-3 никакого соответствия нет,  описание совершенно неверное.

 

Для подсчета баллов надо сложить  оценки каждого утверждения, изменив  знаки у тех, что помечены звездочкой.

 

1. Большинство людей кажутся  мне более агрессивными и уверенными  в себе, чем я.

 

2. Из-за своей застенчивости  я испытываю колебания всякий  раз, когда назначаю свидание  или соглашаюсь на него.*

 

3. Если в ресторане блюдо  мне не нравится, я выражаю  официанту свое недовольство. 4. Я  стараюсь не обижать других, даже  когда чувствую, что сам ими  обижен.*

 

5. Если продавцу стоило значительных  усилий показать мне товар,  который мне не подошел, мне  трудно отказаться от покупки.*

 

6.   Если меня просят что-либо  сделать, я должен знать, зачем  это надо.

 

7. Временами я провоцирую людей  на ссору.

 

9.  Я стремлюсь быть первым, как большинство других людей.

 

10.  Если честно, то другие  частенько используют меня в  своих интересах.*

 

11. Мне нравится заводить разговоры  с едва знакомыми и даже  вовсе незнакомыми людьми.

 

12. Я часто не нахожу слов, когда беседую с привлекательной  особой противоположного

 пола.*

 

13. Я испытываю замешательство  всякий раз, когда надо позвонить  по делу в какое-нибудь учреждение.*

 

14.  Мне очень неудобно возвращать  покупку.*

 

15. Если близкие и уважаемые  мною родственники раздражают  меня, я скорее скрою свое раздражение,  чем буду его показывать.*

 

16.  Я избегаю задавать вопрос!»  из опасения показаться глупым.*

 

17. Во время ссоры я часто  боюсь, что слишком разволнуюсь и меня начнет трясти*

 

18. Если знаменитый и уважаемый  докладчик скажет что-нибудь такое,  что мне покажется неверным, я  доведу до сведения аудитории  и мою точку зрения.*

 

19.  Я избегаю споров о ценах  с продавцами*

 

20. Если мне удается сделать  что-либо стоящее, я стараюсь  поставить окружающих в известность  об этом *

 

21.  Я не имею привычки скрывать  свои чувства.

 

22. С тем, кто распространяет  обо мне ложные или дурные  слухи, я стараюсь встретиться  и поговорить как следует.

 

23.  Мне часто бывает трудно  сказать «нет».*

 

24.  Я скорее сдержусь, чем  устрою сцену.*

 

25. Я всегда предъвляю претензии  в случаях плохого обслуживания  в ресторане и где бы то  ни было.

 

26.  Услышав комплимент в свой  адрес, я иногда не знаю, что  сказать в ответ*

 

27. Вели на лекции или в  театре какая-нибудь пара рядом  со мной станет громко болтать,  я попрошу их разговаривать  потише или беседовать где-нибудь в другом месте.

 

28. Если кто-то пытается пролезть  впереди меня без очереди, он  может быть уверен, что

 получит от меня отпор

 

29.  Я высказываю себе мнение  сразу и без колебаний.

 

30.  Бывают случаи, когда я  просто не могу ничего сказать.

 

 Независимо от того, применяется  в группе опросник или нет,  руководитель группы заведет  с участниками разговор, который  должен помочь в выявлении  и уточнении тех проблем каждого  из них, которые касаются его  уверенности в себе. Руководитель  будет побуждать участников к  тому, чтобы они оценивали свое  поведение и приводили примеры  из своей жизни, когда они  вели себя уверенно либо неуверенно. Руководитель должен терпеливо  разъяснять членам группы, что  такое уверенное поведение и  чем оно отличается от неуверенного  и агрессивного поведения. Ему  следует всячески подчеркивать  отрицательные стороны неуверенного  поведения и важность тех дополнительных  возможностей, которые появляются  в жизни благодаря уверенности  в себе, включая возможность осуществлять  контроль над своей жизнью. Уверенность  в себе ведет к росту самоуважения.

 

 Неуверенный в себе человек  сдерживает свои чувства из-за  высокой тревожности, постоянного  чувства вины или из-за того, что у него недостаточно социальных  навыков. Агрессивный человек  нарушает права других, навязывая  им свою волю, унижая их и  оскорбляя. Агрессивность исключает  взаимное уважение, поскольку подразумевает  удовлетворение потребностей агрессора  за счет потери самоуважения  теми, на кого направлена его  агрессия. Различия между неуверенным,  уверенным и агрессивным поведением  проясняются в ходе обсуждения  группой конкретных ситуаций.

 

 Для того чтобы преодолеть  свою тревогу, избавиться от  чувства неполноценности и научиться  вести себя уверенно, члены психокоррекционной  группы прежде всего должны  усвоить, что уверенное поведение  вполне нормально. Положительный  пример уверенною поведения должен прежде всего подавать руководитель группы. Келли (Kelley, 1979, р: 58-59) составил список основных прав человека, которые поддерживают его уверенность в себе:

 

 •   право на одиночество;

 

 •   право на независимость;

 

 •   право на успех;

 

 •   право быть выслушанным  и принятым всерьез;

 

 •   право получить то, за что уплачено;

 

 •   право иметь права,  то есть право действовать  уверенно;

 

 •   право отвечать отказом  на просьбу, не считая себя  при этом эгоистичным и не  чувствуя вины;

 

 •   право обращаться с  любыми просьбами;

 

 •   право делать ошибки  и отвечать за  них;

 

 •   право не самоутверждаться.

 

 Членам группы надо показать, что уверенность в себе не  следует путать с бесчувственностью  и ограничивать ее выражением  только отрицательных эмоций. Важным  условием развития уверенности  в себе является способность  к выражению положительного, заботливого  отношения к другим. Членам группы  надо сказать и то, что право  на уверенность в себе не  означает необходимости быть  уверенным при любых обстоятельствах.

 

 Другой подход к описанию  уверенного поведения предлагают  Ланге и Якубовский (Lange and Yakubowski, 1976), которые выделили шесть способов  выражения уверенности. Базовый  способ подразумевает прямое  сообщение о соб­ственных чувствах, мыслях, мнениях или правах, например: «Я хочу уйти сейчас же» или: «Ты мне очень нравишься». Эмпатический способ выражения уверенности предполагает осознание позиции и чувств другого человека и сообщение о собственной позиции, например: «Я знаю, что тебе хочется пойти со мной, но в этот раз я хочу быть там один». При способе выражения уверенности по нарастающей сначала делают заявления, требующие минимальных внутренних усилий, но они становятся все более категоричными каждый раз, когда уже продемонстрированная уверенность не приносит результатов. Такую форму могут иметь просьбы вести себя потише, обращенные к беспокойному соседу в кинозале. Конфронтация в качестве способа выразить уверенность в правильности своей позиции применяется в отношениях с теми людьми, чьи дела расходятся со словами. Конфронтация включает напоминание оппоненту о том, какие намерения он высказал прежде, описание того, что он сделал реально, и, наконец, пожелания на будущее. Например: «Из ваших слов я понял, что сегодня вы будете при деньгах. Теперь вы опять говорите, что денег у вас нет. Мне хотелось бы знать, почему их нет и когда они будут». Монологический способ выражения уверенности предусматривает описание действий другого человека, их последствий, собственных чувств в связи с этими действиями и собственных пожеланий. Этот способ может быть особенно полезен, когда надо выразить отрицательные эмоция, например: «Вчера вечером ты опять не помыл посуду. И вот сегодня я прихожу домой вместе с гостем и вижу гору грязной посуды. Представляешь, как мне было неудобно. Я хочу, чтобы свою часть работы по дому ты делал вовремя».

 

 В группе уверенность и  настойчивость должны проявляться  в подходящий

 для этого момент и с  достаточным тактом, чтобы приобретаемое с их помощью

 влияние не носило характера  агрессивности.

 Репетиция уверенного поведения

 

 В группах развития уверенности  в себе основной методикой  является репетиция уверенного  поведения. С этой целью в  них используются ролевые игры, моделирующие ситуации, которые  в свое время создали или  могут создать определенные сложности  для участников. При этом руководитель  группы выступает в роли тренера,  а игра строится на основе  взаимодействия одного из членов  группы с другими участниками,  которые представляют значимых  для него лиц. В структурированной  группе руководитель обычно начинает  с наиболее банальных ситуаций, которые могут создавать трудности  для большинства неуверенных  в себе людей. Как правило,  эти ситуации подразумевают необходимость как обратиться с просьбой, так и ответить отказом. Примерами могут быть занятия по отработке уверенного поведения при общении с работниками сферы обслуживания или в условиях критичного или неприязненного отношения со стороны окружающих, тренировка различных коммуникационных навыков, включая внимание к собеседнику, способность к самораскрытию в разговоре, умение делать и принимать комплименты, менять тему разговора, начинать и заканчивать разговор, выдерживать паузы.

 

 Поначалу в группе воспроизводятся  ситуации, которые не создают  для участников особых проблем.  Например, работу в многочисленной  группе можно начать, предложить  участникам посмотреть друг другу  в глаза, представиться, а затем  поделиться впечатлениями о процедуре  знакомства (Lange and Yakubowski, 1976). По мере  развития группы можно предлагать  отработку поведения в более  трудных ситуациях. Со временем  большинство групп тренинга уверенности  в себе становится менее структурированными, а материалом для ролевых игр  служат конкретные реальные проблемы  участников. Ролевые игры в таких  группах чем-то напоминают занятия  в группах психодрамы и таким  образом носят отпечаток идей  Якоба Морено. Но главная задача  этих игр не в том, чтобы  дать выход подавленным чувствам  с целью достижения катарсиса  или эмоциональной разрядки. Разыгрываемые  ситуации имеют отношение только  к проблемам, связанным с недостатком  уверенности в себе и с созданием  адаптивного поведенческого репертуара.

 

 Отработка поведения в группах  тренинга умений основана на  определенных бихевиористских принципах.  Во-первых, руководитель группы иди  какой-либо ее участник может  моделировать «правильное» поведение  в разыгрываемых на занятиях  ситуациях. Моделирование — это  особый прием поведенческой терапии,  использование которого весьма  эффективно в случаях, когда  членам группы требуется освоить  новые или усилить недостаточно  выраженные формы поведения (Bandura, 1971). Члены группы осваивают новый  для них способ поведения, наблюдая  за тем, как его моделируют  другие участники или руководитель, а также за своими реакциями  на моделируемое поведение. В  некото­рых, группах применяют аудио- и видеозаписи моделей образцового (в смысле, уверенности) поведения. Моделирование особенно полезно, когда участники имеют очень слабое представление о том, как надо действовать в данной ситуации, чтобы их поведение было уверенным. Группы, состоящие из более опытных участников, могут сразу переходить к фазе репетиции поведения. Разыгрывая различные роли, члены группы вовлекаются в групповой процесс и приобретают новые полезные поведенческие навыки. Типичная последовательность событий при отработке поведения может выглядеть так.

Информация о работе Как повысить самооценку