Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Обработка данных. Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем и 1-6 баллов - о низком. Примеры заполненных анкет родителями представлены в приложении 3.
По результатам анкет и после беседы с родителями, была определена группа детей для коррекционных занятий с высоким и средним уровнем тревожности (табл.2).
Таблица 2 - Уровень тревожности (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)
№ п/п |
Имя Ф. |
Пол |
Возраст |
Тревожность | ||
низкая |
средняя |
высокая | ||||
1 |
Катя Б. |
ж |
6 |
+ |
||
2 |
Сережа К. |
м |
6 |
+ | ||
3 |
Саша Р. |
м |
6 |
+ | ||
4 |
Паша В. |
м |
6 |
+ | ||
5 |
Саша П. |
м |
6 |
+ | ||
6 |
Сережа Б. |
м |
6 |
+ |
||
7 |
Лиза М. |
ж |
6 |
+ | ||
8 |
Саша Ж. |
м |
6 |
+ | ||
9 |
Влад П. |
м |
6 |
+ | ||
10 |
Олеся А. |
ж |
6 |
+ |
||
11 |
Лиза А. |
ж |
6 |
+ |
||
12 |
Егор Б. |
м |
6 |
+ | ||
13 |
Софья К. |
ж |
6 |
+ |
||
14 |
Дарина О. |
ж |
6 |
+ | ||
15 |
Денис А. |
м |
6 |
+ |
||
16 |
Дарина П. |
ж |
6 |
+ | ||
17 |
Ваня З. |
м |
6 |
+ | ||
18 |
Вадим О. |
м |
6 |
+ |
||
19 |
Антон Л. |
м |
6 |
+ |
||
20 |
Игорь Л. |
м |
6 |
+ |
Обобщая данные по выявленной группе детей с разной степенью тревожности, отметим что:
Высокий уровень тревожности – 55,0% (11 детей)
Средний уровень тревожности – 35,0% (7 человек)
Низкий уровень тревожности – 10,0% (2 ребенка)
Данное исследование позволило сделать вывод о том, что более половины детей испытывают высокий уровень тревожности, 35% - средний и только 10% детей имеют низкий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и по результатам анкетирования взрослых.
Таким образом, в ходе диагностики, в совокупности вышеназванных методик, выявилась группа детей (18 человек) с высоким уровнем тревожности и страхов, и именно на этих дети в первую очередь и направлена наша коррекционно-развивающая программа.
Кроме того, необходимо отметить, что при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий мы видим, что трудности имеют почти все дети. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д.
3.2. Формирующий эксперимент
Цель:
II этап нашего исследования - формирующий эксперимент включал в себя проведение с детьми коррекционных занятий, направленных на снижение реакций страха и тревожности.
Общая продолжительность коррекционных занятий составила 2 месяца, всего с детьми было проведено 16 занятий по 30-35 минут, с консультациями для родителей. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине дня 2 раза в неделю.
Коррекция ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.
В качестве основного метода мы используем коррекцию эмоциональных комплексов через рисование. При этом применялись различные изобразительные техники: рисование ладонями, пальцами, кулаком, ребром ладони; по-мокрому; с помощью трафаретов набрызг; с помощью тампона; кляксография.
Кроме того, как дополнение, в ходе занятий, использовались такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры и упражнения, направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников. Как известно, игра выполняет большую коммуникативную роль, благодаря ей ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушения поведения и т. д.). Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, которые приведены в приложениях 4 и 5.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей через коррекцию методами рисования.
В основу коррекционной программы легли следующие принципы:
- рисунок рассматривался
как сфера совмещения
- рисунок рассматривался
как феномен, т.е. комплексно, когда
любой отдельный показатель
- любая характеристика рисунка со временем могла изменить свое значение для одного и того же ребенка;
- рисование обязательно
должно было сопровождаться
- главный персонаж
рисунка являлся метафорой
- при рисовании
соблюдался принцип
Коррекционная программа включала в себя два этапа работы.
На первом этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности.
Цель данного
этапа: знакомство детей с группой
и методами работы, создание теплой
эмоциональной атмосферы, помочь
детям освоиться в новой
Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня тревоги на данном этапе использовалась «Игра в рисунки».
Второй этап - этап объективирования ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме рисуночной терапии, в совокупности с другими приемами. Ставится задача формирования предпосылок для преодоления тревожности и страхов.
Так как ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, перед началом психокоррекционного занятия и после него мы включали релаксационные упражнения, тонизирующую физкультминутку или дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка.
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
В качестве примера, приведем некоторые из занятий.
Занятие №1. Знакомство
Цель: раскрепощение участников.
«Игра в рисунки». В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы). «В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?»
Если ребенок не отвечает, психолог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша. «Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, психолог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Психолог проводит прямую линию от двери вниз.
Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, психолог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», психолог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Психолог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой».
Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем психолог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, психолог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то психологу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.
«Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с психологом.
Занятие №2. Ритуал символического исцеления
Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Задачи:
1. Помочь детям представить и актуализовать свой страх.
2. С помощью рисунка материализировать и трансформировать страх.
Оборудование: настольная лампа, тазик с водой, пластмассовая баночка, полотенце для рук, краски, кисти, бумага, емкость для воды, “волшебный пенек”.
Дети были приглашены в необыкновенное сказочное путешествие такими словами: «Сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну, где вам предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые нам встретятся на пути. Ведь мы решительные, смелые и сообразительные. А я буду всегда с вами, и, если вам потребуется моя помощь, вы можешь на меня рассчитывать».
1 этап. Внешнее отделение. «Мы закроем комнату, чтобы нам никто не мешал».
2 этап. Подготовка.
«Давайте опустим руки в тазик
с водой. Это волшебная вода. Видите,
какая она необычная. Такая вода
придаст нам силы и
3 этап. Представление или актуализация. «А сейчас мы по очереди будем садиться на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять разные истории и защищает нас от всего плохого. Я тоже сяду рядом с вами. Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь откройте глаза и попытайтесь по очереди рассказать о своем страхе или о том, чего вы боитесь. Можно сочинить историю, ведь мы сидим на волшебном пенечке».
4 этап. Материализация.
«Сейчас мы сядем за стол, возьмем
краски и нарисуем свой страх,
о котором только что
5 этап. Трансформация.
Продолжая работу, спрашивали у
каждого ребенка: «Что бы ты
хотел теперь сделать со своим
страхом, чтобы он тебя больше
не пугал? Я хочу предложить
тебе разорвать или порезать
свой страх на маленькие
Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии