Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Разнообразны  пути и средства познания педагогом  своих воспитанников. Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире детей, их отношении  к окружающим, к детскому саду воспитатель  может получить, наблюдая поведение  детей в повседневной жизни.

Специальные исследования свидетельствуют о  существенном отличии степени сформированности гностической деятельности у педагогов-«мастеров» и «немастеров». Воспитатели-«мастера» превосходят «немастеров» в развитии таких гностических умений, как умение понять ребенка, объяснить причины его поведения, чутко воспринимать реакции детей на свои замечания, объяснения, умение наблюдать за детьми, видеть каждого и др.

Воспитатели различаются по уровню развития понимания  детей.

 Низкий  уровень характеризуется отражением  лишь отдельных черт ребенка,  внешней картины его поведения,  без проникновения в его мотивационную  сферу. Оценка ребенка в значительной  степени обусловлена его поведением  в процессе бытовой деятельности. Отражаются в первую очередь  качества, которые способствуют или затрудняют организацию воспитателем детей, выполнение режима («спокойный ребенок», «дерется», «плохо ест» и т. п.).

Допускаются существенные ошибки как при характеристике группы в целом (особенно системы  межличностных отношений детей), так и при оценке достижений отдельных детей в игровой, учебной, художественной деятельности, в определении эмоционального климата ребенка в группе сверстников, в семье. Характерен высокий субъективизм в оценке воспитанников. Нет инициативы в изучении личности ребенка, микросреды его группы в целом.

Воспитателям  среднего уровня понимания детей  свойственно более полное и глубокое познание как отдельных детей, их внутреннего мира, так и группы в целом. Характер оценки детей определяется в решающей степени поведением их в значимых для них видах деятельности. Для данного уровня понимания  характерна более верная (по сравнению  с низким уровнем) оценка развития отдельного Ребенка, его положения в системе личных отношений. Наблюдается частичное Проникновение в структуру группы, мотивационную сферу детей. Однако проявляется еще недостаточное видение влияния всех подструктур микросреды (особенно семейной) на развитие ребенка. Имеются самостоятельные попытки в изучении группы, отдельных детей, их микросреды.

Высокий уровень понимания характеризуется  способностью достаточно верно охарактеризовать группу в целом, оценить развитие отдельных детей по суще- ственным для данного возраста параметрам, диагностировать процесс развития видением сдвигов в развитии, способностью предвидеть (с большой вероятностью) дальнейшие шаги в становлении личности ребенка, его успехи в значимых видах деятельности, группы в целом. Для воспитателей высокого уровня понимания характерно глубокое проникновение в познавательную, волевую и в мотива- ционную сферы ребенка, распознавание зарождающейся направленности, видение не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребенка, его «изюминки ». С большой степенью достоверности эти педагоги определяют и уровень развития группы в целом, ее структуры, положение каждого воспитанника в системе личных отношений. Проявляется интерес и инициатива в изучении группы и каждого ребенка, всех подструктур его личностной микросреды. Для более глубокого понимания группы, отдельных детей используются социально-психологические методы исследования (подробнее см. главу 26).

Информация, полученная в процессе гностической деятельности, помогает воспитателю  грамотнее и успешнее осуществлять конструктивную, организаторскую, коммуникативную деятельность.

Конструктивная  деятельность воспитателя связана  с проектированием, планированием  работы с детьми и родителями, с  отбором материала для воспитательно- образовательной и просветительной работы. Конструктивно-динамические умения, используемые при этом, обеспечивают воспитателю возможность видеть «завтрашний день» воспитанников, чтобы проектировать личность каждого ребенка в отдельности, группы в целом. Они выражаются в умении дать детям «ориентирующую и стимулирующую оценку» (Ананьев Б. Г., 1980) с учетом их «ближайшей зоны развития» и т. д. Большое значение имеет творческое воображение воспитателя. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть затруднения в работе и в создании условий для предотвращения их. Они включают умения планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные умения — это и умение переработать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных возможностей, и умение целесообразно комбинировать части занятий и т. д.

В структуре  профессионального труда воспитателя  существенное место занимает организаторская деятельность. В ее процессе он организует как деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для успеха в этом необходимы умения заражать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности и другие умения. Особо значимым аспектом деятельности воспитателя детского учреждения является коммуникативный аспект.

С профессионально  значимой целью воспитатель вступает во взаимодействие с отдельными детьми и со всей группой, с родителями своих воспитанников, с коллегами по работе, администрацией. Немало трудностей встречается при этом. Наиболее часто воспитатели указывают на такие трудности профессионального общения, которые связаны с формированием у родителей правильного отношения к детскому саду, с необходимостью убедить (переубедить) отдельных родителей в ошибочности избранных ими средств, методов воздействия на ребенка, с привлечением их к оказанию помощи детскому саду, общением при первой встрече с родителями ребенка, с предотвращением эффективных вспышек детей, выработкой единого подхода к воспитанникам детского сада, единой системы в работе с воспитателем-напарником и др.

Общение с (родителями — сложная, важная и  пока еще малоизученная сторона коммуникативной деятельности воспитателя. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям. Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога (Котырло В. К., 1982). Родители ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.

  1. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии.

Игра - это  процесс, который отражает другие явления, процессы, отношения, ситуации, сложившиеся  обстоятельства и позиции, реальные и абстрактные, проявленные и неявные, через сторонние от того, что они обозначают, символы. По сути игра - это моделирование и симулятор опосредованностью (через посредство чего-нибудь другого) всего, что может быть, в какой-либо определённой, отдельно взятой сфере восприятия, с упрощением или усложнением количества и качества исходных факторов.

Игра — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.

В психологии игра рассматривается как ведущая  развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают  основные новообразования данного  возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те «психические особенности, которые появляются и  формируются у ребенка в период, когда данная деятельность выступает в качестве ведущей».

Специфическое значение сюжетно-ролевой игры для  развития ребенка заключается в следующем. В первую очередь игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, таким образом, формируется план представлений. Внешние действия замещения (игровые предметы-заместители, взятие на себя роли, обобщенные действия) выступают в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

Существенным  моментом является то, что игра в  ее развернутой форме требует  от ребенка видения предметов  в соответствии с взятой на себя ролью и согласования своей точки  зрения с точками зрения других играющих. На этой основе у ребенка развивается  новая система операций, осуществляется переход от дооперационного мышления к конкретным операциям.

В игре у  ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.

Структура развернутой формы сюжетно-ролевой  игры 1. Единица, центр игры - роль, которую  берет на себя ребенок. В детском  саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. 2. Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия (или заместители). В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) - в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры. 3. Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте

В игровой  деятельности наиболее интенсивно формируются  психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые  потом приобретают самостоятельное  значение.

1. Влияние  игры на общее развитие ребёнка. 

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться  произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются  лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают  постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка  заключается в том, что через  неё он знакомится с поведением и  взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для  его собственного поведения, и в  ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные  виды деятельности – рисование, конструирование  – на разных этапах дошкольного  детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри  игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

2. Влияние  на различные функции. 

Очень большое  влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё  ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться  со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре ребёнок постигает  специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие  мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

3. Рефлексия. 

Игра  как ведущая деятельность имеет  особое значение для развития рефлексивного мышления. Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

  1. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте.

Игра - ведущий  тип деятельности ребенка дошкольного  возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"