Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

              На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности – потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется усваиваемыми индивидом и социальными нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, уставами и т.д., которые усваиваются индивидом. «Я-образ» облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счёт формирования своей присоединяющей образующей – системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социальной.

              В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны – с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для дифференцирующей образующей «Я-образа», которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей образующей.

              Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение вовнутрь отношения других: принятие другими или отвержение ими.

 

              На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации – в труде, любви, спорте и т.д. – и реализуется с помощью ориентации на собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в «Я-образе» ведущее место начинает занимать дифференцирующая образующая «Я-концепции», обеспечивающая неслучайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как её условие.

 

              Самоотношение, в свою очередь, оказывается структурно-сложным образованием, включающим в себя как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические параметры: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других.

 

              Самоотношение активно защищается личностью. Этот тезис находит солидное подтверждение в литературе. В частности, описан феномен компенсации, который может быть интерпретирован как защита самоотношения с помощью приукрашивания себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления (Baumeisntr R., Jones E., 1978).

              В работе А. Тиссера и Дж. Кэмпбелла приводится механизм, названный ими моделью поддержания самооценки (Tesser F., Campbell J., 1982), Суть его состоит в том, что человек селективно подходит к оценке успехов близких ему людей, с которыми он находится на далёкой межличностной дистанции, а также к тому, в какой области – значимой или незначимой для него – существуют эти достижения. Согласно этой модели, люди позитивно оценивают успехи друзей, если они относятся к незначительным для них самим сферам; когда же успехи друзей относятся к релевантным для оценщиков сферам, то эти успехи оцениваются гораздо менее позитивно. При восприятии посторонних людей соотношение обратное: более позитивно оцениваются успехи в релевантной сфере. Менее в нерелевантной.

             

              Самоотношение может также поддерживаться с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опровергающего другую репутацию.

             

              Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самоотношения.

 

              Механизм защиты самоотношения, таким образом, не менее – если не более – важный объект психодиагностики, чем содержание «Я-концепции» и самоотношение.

 

              Представления о себе могут относиться к разным сферам проявления человека. Такие исследователи, как И. Джемс, К. Роджерс, М.Розенберг выделили различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «морально Я», «семейное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем»), либо по какому-то иному существенному признаку. Количество таких «Я-образов» и их содержание определяются, как правило, на основе теоретических соображений. С точки зрения ориентации на психологическую помощь, важно знать, в какой именно сфере деятельности субъект переживает себя состоятельным или несостоятельным. На чём содержательно базирует своё самоуважение, стремится ли к достижению своего идеала, переживает ли разорванность своего «интимного Я» и публичной самопрезентации. Эти аспекты самосознания должны отражаться с помощью психодиагностических методик.

 

              15.3. Методики психодиагностики самосознания

 

              В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандпартизованные самоотчёты в форме описаний и самоописаний (тест-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных матриц, проективные техники, включая подкласс рефрактиынх техник.

              В соответствующем разделе руководства А. Анастази аннотируются как наиболее употребительные четыре диагностические методики:

1)     контрольный список прилагательных Г. Гоха;

2)     Q-классификация В. Стефенсона;

3)     семантический дифференциал Ч. Осгуда;

4)     тест ролевых конструктов Г. Келли (Анастази А., 1982. Т. 2).

              Стандартизованные самоотчёты. К этому типу методик относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из более или менее развёрнутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьирует в различных опросниках: используется двух-, трёх-, четырёх- пяти-, семиальтерантивный выбор, вербальное или невербальное согласие. Среди таких опросников наиболее популярны следующие:

              Шкала «Я-концепции» Теннеси – Fitts W., 1965) – опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов анализа «Я-концепции» и 10 пунктов лжи. Используется пятишаговая шкала ответов от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен». Пункты опросника отбирались с помощью экспертов – клинических психологов. Требовалось согласие семи экспертов в отнесении каждого утверждения к определённым строке и столбцу.

 

              По строкам были представлены:

1)      самокритичность;

2)      самоудовлетворённость;

3)      поведение.

 

По столбцам были представлены:

1)      «физическое Я»;

2)      «моральное Я»;

3)      «личностное Я»;

4)      «семейное Я»;

5)      «социальное Я».

 

              Расчёт показателей для строк и столбцов даёт восемь индексов теста. Дополнительно вычисляются два индекса: 1) вариабельности – как меры согласованности восприятия в различных областях; 2) распределения – как меры расположения субъектом своих ответов по пятишаговой шкале. Выбор в основном средних значений (низкий индекс распределения) говорит о большом включении защитных процессов, выбор лишь крайних значений может свидетельствовать о шизофрении.

              Существует консультативная (упрощённая) и клиническая формы опросника. Ретестовая надёжность для клинической формы колеблется от 0,75 до 0.92 для разных шкал. Факторная структура опросника недостаточно ясна. Данные по валидности в основном строятся на сравнении показателей пациентов психиатрических клиник, алкоголиков, делинквентов  с показателями обычных испытуемых и в целом свидетельствуют в пользу опросника.

              С помощью данного опросника можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворённость) и специфические формы отношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник также позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении в отличие от содержательного аспекта «Я-концепции» (самоидентичности и дифференцирующие характеристики).

              Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg’s Self Esteem Scale) – опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение.

              Состоит из 10 утверждений:

1.       Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие.

2.       Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3.       Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4.       Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5.       Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6.       Я отношусь к себе хорошо.

7.       В целом я удовлетворён собой.

8.       Мне бы хотелось больше уважать себя.

9.       Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10.   Иногда я думаю, что я во всём нехорош.

 

              Опросник предполагает 4 градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен».

              Опросник создавался и использовался как одномерный, однако проведённый позднее факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение (Kaplan H., Pokomy A., 1969). Самоуважение существует и при отсутствии самоунижения, и наряду с ним; в последнем случае оно выступает в защитной функции.

              Опросник обладает хорошей надёжностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью, психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

              В целом, несмотря на методологическую критику опросников, они остаются основным инструментом в исследованиях «Я-концепции»; постоянно создаются новые опросники для специфических целей и популяций. Многие проблемы, связанные с использованием опросников для анализа «Я-концепции», и прежде всего проблемы конструктивной валидности, ещё ждут своей разработки.

             

              Контрольные списки также являются разновидностью стандартизованного отчёта. От опросников их отличает краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных. Наиболее известен контрольный список прилагательных Г. Гоха, который содержит 300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном порядке (Gough H., 1960). Испытуемого просят выбрать те из них, которые соответствуют объекту. Список содержит 24 шкалы, 15 из которых соответствуют перечню потребностей Г. Мюррея, а 9 получены эмпирически. К последним относятся:

1)      общее количество выбранных прилагательных;

2)      защищаемость;

3)      расположенность к себе;

4)      нерасположенность к себе;

5)      самоконфиденциальность;

6)      самоконтроль;

7)      лабильность;

8)      личностная приспособленность;

9)      готовность к консультированию.

 

 

              Контрольный список предусматривает измерение глобального самоотношения, причём независимо от его позитивного и негативного полюсов («расположенность к себе» и «нерасположенность к себе»). Существенно наличие шкал «защищаемость» и «самоконфиденциальность». Последняя отражает измерение самоотношения, названное некоторыми авторами «самоинтерес».

 

              В русской лексике начало разработки подобного списка, получившего название «личностного семантического дифференциала», заложено работами А.Г. Шмелёва (1983).

              Списки – относительно удобные диагностические инструменты в смысле простоты применения и обработки, однако они обладают рядом недостатков:

1)      они навязывают субъекту оценку по параметрам, которые, возможно, не являются значимыми для его «Я-концепции», но по которым грамотный человек в принципе может дать оценку. В результате может возникать некоторое «фантомное» самоописание;

2)      вынесение категорических суждений относительно значимых для субъекта личностных параметров наталкивается на внутреннее сопротивление;

3)      как показано уже в исследованиях Ч. Осгуда и его коллег, значения слов обладают, помимо предметно, денотативного, также и аффективным, коннотативным, значением.

 

              Самоописания на основе прилагательных оказываются связанными с самоотношением и не вполне ясно, какой именно аспект – знание о себе или отношение к себе – в большей мере они выявляют.

              Все эти недостатки приводят к тому, что семантическая структура самоописания (и описания других) с помощью прилагательных оказывается неустойчивой при расщеплении выборки пополам и факторизации каждой половины данных отдельно (Шмелёв А.Г., 1983).

 

              Нестандартизованные самоотчёты. Поскольку «Я-концепция», так или иначе, проявляется  в любом развёрнутом самоописании (в дневниковых записях, в нестандартизованных ответах на вопросы анкеты или в интервью, в письмах и т.д.), появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру конент-анализа. На этом основана, в частности, приведённая ниже методика.

 

              Тест двадцати утверждений на самоотношение (Twenty statements self attitude Test Kuhn M., McPartland T., 1966). Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращённый к самому себе: «Кто я такой?». Испытуемого просят давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ данных исследований позволяет выделить ряд категорий, которые впоследствии использовались в контент-анализе:

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"