Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:57, курс лекций
1.Психология как наука. Научное и житейское понимание психологических явлений.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний.
Психическое состояние гнева возникает вследствие различных отрицательных раздражителей - моральных (нанесение оскорбления), физических (ранение, удар). Чувство гнева часто связано со стремлением причинить страдания другому. Между гневом и страхом есть существенное различие. В то время как чувство страха всецело связано со страданием, чувство гнева представляет собой смешанное чувство. Человек испытывает страдание от нанесенного ущерба, но зато получает некоторое удовольствие от стремления нанести страдание другому..
Положительным видом эмоций является радость, жизнерадостность, приятное самочувствие. Есть два вида радости - внутреннее глубокое состояние (собственно радость) и внешняя форма, выражающаяся смехом и живыми действиями (веселость).
Эмоциями, противоположными по своему содержанию радости, являются печаль, грусть, скорбь. Они вызываются безуспешностью деятельности личности, потерей близких людей, событиями, которые личность расценивает как препятствие для осуществления целей и ожиданий.
Высшие чувства (моральные, интеллектуальные, эстетические). Воспитание чувств
Моральные чувства возникают
при оценке поступков людей, анализе
условий жизни и при совершении
нравственных поступков. Важнейшим
моральным чувством является чувство
долга. В основе его лежит переживание
общественных потребностей и необходимости
их выполнения. К моральным чувствам
относится также чувство
Воспитание нравственных качеств личности на современном этапе развития общества актуализируется. Личность в современном индустриальном обществе поставлена в такие условия, что часто вынуждена полагаться только на собственные нравственные инстанции в ситуации выбора.
К интеллектуальным чувствам
относят переживания, которые связаны
с умственной деятельностью,- чувство
нового, удивления, уверенности в
силу разума, удовольствие от решения
проблемы, неуверенность в истинности
решения и т. д. В основе названных
чувств лежит любовь к знаниям, которая
может принимать различные
Эмоциональный стресс и здоровье.
Стрессом называется эмоциональное
состояние, которое вызывается ситуациями
сверх сильного напряжения - угрозы
жизни, физического и умственного
напряжения, страха, необходимости
принимать быстрые и
Силу стрессового раздражения определяет не только объективная величина фактора (интенсивность физической и умственной напряженности, реальность угрозы жизни и т. д.), но и психическое состояние человека. Так, если человек уверен, что он способен контролировать стрессовую ситуацию (например, может по своему усмотрению снизить физическое или умственное напряжение, уйти из жизнеопасной ситуации), то воздействие стрессового фактора снижается. Значительные нарушения психической деятельности и здоровья человека наблюдаются в случаях, когда человек не может изменить ситуацию стресса, чувствует обреченность.
Эмоциональные реакциями
Эмциональными реакциями
называются переживания человека, вызванные
внезапными раздражителями. Кратковременная,
но интенсивная эмоциональная
Различают физиологический и патологический аффекты. При физиологическом аффекте человек, несмотря на внезапно возникшее потрясение, способен руководить своей деятельностью. Физиологический аффект возникает в ответ на сильный и внезапный раздражитель. Патологический аффект возникает после сравнительно слабого раздражителя, например незначительного оскорбления, иногда вообще без какого-либо внешнего возбуждения и характеризуется значительным двигательным и речевым возбуждением.
Эмоциональные состояния.
Переживание тех или
иных чувств человеком создает
Расстройство эмоциональных
отношений наблюдается при
Среди болезненных изменений эмоционального состояния выделяется также постоянная раздражительность, инфантилизм (взрослый больной напоминает своим поведением ребенка), постоянный беспричинный гнев, несдержание эмоций - переходы от смеха к рыданию.
Эмоциональные отношения.
Эмоциональные отношения
- это переживание связи
Основными эмоциональными
отношениями являются привязанность,
страсть, вражда, неприязнь, ненависть.
Нарушение эмоциональных
С другой стороны, соматические и психические болезни человека могут изменить его эмоциональные отношения. Незначительные изменения эмоциональных отношений во время болезни не следует рассматривать как патологические. Однако нарастающее равнодушие, безразличие к людям, замкнутость, невыполнение своих обязанностей являются серьезным психическим нарушением, так называемым аутизмом.
27. Эмоции и чувства
Эмоции – это процессы, отражающие в форме переживаний личностную значимость и оценку внешн. И внутр. Ситуации для жизнедеятельности человека
Функции эмоций:
Эмоциональные процессы включают в себя 3 основных компонента:
Чувства – устойчивое эмоционально
отношение человека к различным
объектам действительности, свойственных
только человекуи представляют собой
продукт культурно-
Классификация эмоций и чувств:
Сложные – возникают в
А. моральные
Б. интелектуальные
В. Эстетические
3. по влиянию на деятельность
А. стенические чувства – вызывают активное состояние организма( радость, гнев, ненависть
Б. астенические – вызывают пассивное состояние, угнетают жизнедеятельность человека,(тоска, уныние, печаль
4. по силе проявления
А. настроение – относительно слабо выражается
Б. аффект – кратковременное бурное проявление эмоций
В. Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком свое неудачи
Г. Страсть - сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированного вокруг определенного вида деятельности, предмета и человека
28. Эмоциональные состояния
Эмоциональные состояния — психические
состояния, которые возникают в
процессе жизнедеятельности субъекта
и определяют не только уровень информационно-
По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:
стенические — повышающие жизнедеятельность организма и
астенические — понижающие их.
Эмоциональное состояние, в котором
преобладают стенические или
астенические эмоции, могут проявляться
у человека в любом виде его
деятельности и стать его
От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.
Последовательность
1. Зона активной жизни:
a) Энтузиазм.
b) Веселье.
c) Сильный интерес.
2. Зона консерватизма:
a) Консерватизм (Средний интерес,
умеренный интерес.
b)Скука (Монотонность, однообразие.
3. Зона антогонизма:
a) Антагонизм, открытая враждебность.(
4. Зона гнева:
a)Гнев (злость, ярость). (Ненависть.Негодование.
5. Зона страха:
a) Отсутствие эмоций.
b) Скрытая враждебность.
c) Страх.Отчаяние.Ужас.
d) Сочувствие.
d) Задабривание, потребность умилостивить (примирение).
6. Зона горя и апатии:
a) Горе (печаль).
b) Заглаживание вины, искупление вины.
c) Жертва.
d) Апатия.
Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:
1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).
Обычно человек хорошо знает
свое эмоциональное состояние и
производит перенос на других людей
и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное
состояние человека, тем легче
ему достичь своих целей в
жизни. Такой человек рационален,
разумен, поэтому он более счастлив,
более жив, более уверен. Чем ниже
его эмоциональное состояние, тем
больше поведение человека находится
под управлением его
29. Регуляция эмоциональных состояний
Классификаций способов регуляции
эмоций существует немного. Так, К. Изард
выделяет следующие способы регуляции
эмоционального состояния: а) взаимодействие
эмоций – сознательная активация
другой эмоции, противоположной переживаемой,
с целью подавления, снижения интенсивности
последней; б) когнитивная регуляция
– использование внимания и мышления
для подавления нежелательной эмоции
или контроля над ней; в) моторная
регуляция – физическая активность,
снижающая интенсивность
Классификация способов регуляции:
I. Эмоциональное отреагирование. Является
самым оптимальным, поскольку
эмоция осознается и