Методы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.

Содержание

Введение
I. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.
1.1. Понятие тревожности.
1.2.Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка.
1.3.Причины тревожности и особенности поведения тревожного подростка.
II. Эмпирическое исследование.
2.1Измерения уровня тревожности Тейлора.
2.2.Тест-опросник на тревожность Спилбергера-Ханина.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр. р. методы психодиагностики.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

      Состояние  тревожности это следствие подросткового  кризиса, который протекает, по-разному  и дезорганизует личность подростка,  влияет на все стороны его  жизни. Эти кризисы могут стать  причиной разных форм отклоняющегося  поведения и личностных нарушений,  в том числе и тревожности.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО ПОДРОСТКА

  • учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное;
  • долго переживает неудачи в течение урока;
  • с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры;
  • при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;
  • долго выполняет любое задание, часто отвлекается;
  • требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
  • по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
  • заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах;
  • не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания;
  • почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;
  • после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания;
  • затрудняется применять ранее усвоенные понятия.

     Наряду с такими типологическими особенностями, педагоги каждодневно сталкиваются с периодически или регулярно возникающими у обучающихся состояниями, проявляющимися в ощущениях соматического и психологического дискомфорта. Школьник в таком состоянии в той или иной степени «отключается» от происходящего в классе, а это создаёт проблемы и для него, и для учителя, и для остальных учащихся.

      Таким образом,  поведение тревожных детей отличается  частыми проявлениями беспокойства  и тревоги, такие дети живут  в постоянном напряжении, все  время, ощущая угрозу, чувствуя, что  в любой момент могут столкнуться  с неудачами.

      По мировой  статистике, обычная «норма тревожности» - 15% , в России - 60-75%.


 

Особенности психодиагностики подростков и юношей.

      От описания  психологии подростков перейдём  к описанию особенностей их  психодиагностики.

       Отмечу  главное: к подросткам – коль  скоро они уже не дети, но  ещё и не взрослые – необходим  особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские,  так и взрослые черты. По  уровню своего интеллектуального  развития подростки не намного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь ещё существуют и должны учитываться многие ограничения. Имея в виду то, что подростки – это ещё наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые      формы тестирования.

         Подчёркнутое стремление к независимости  требует предоставления им большей  самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям  младшего школьного возраста.  По отношению к подросткам  можно значительно ослабить требование  поиска стандартных решений, учитывая  их стремление к оригинальности  и самостоятельности. Кроме того, подчёркиваемое одобрение и позитивная  оценка со стороны взрослых  людей именно нестандартных решений   подростка позволяют получать  данные, полностью отражающие  его  уровень интеллектуального развития. В противном случае отсутствие  интереса и нежелание решать  тестовые задачи может быть  ошибочно принято за низкий  уровень умственного развития. 

           Повышенное внимание подростка  к самопознанию создаёт благоприятные  условия  для применения  в  процессе их тестирования методик,  позволяющих получать интересные  и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в  этом возрасте, как пишет Р.С.  Немов, бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. Правда, следует признать, что в силу субъективности личностного подросткового восприятия и достаточно сильного желания видеть у себя некоторые положительные  качества, не замечая наличия отрицательных, тесты, предлагаемые подросткам, должны сводить к возможному минимуму влияние субъективных установок на результаты проводимого тестирования.

      Важно, наконец,  чтобы практическое участие в  тестировании позволяло подростку  реализовать свою потребность  в ролевом поведении, особенно  – в экспертном и лидерском,  т.е. таком, где подросток может  блеснуть своими знаниями, умениями  и показать себя в роли лидера.

      Подбирая  нужный комплекс методик, предназначенных  для разносторонней психодиагностики  старших школьников, необходимо  ориентироваться на то, что важно  и актуально именно для юности. К примеру, стремление  к углубленному  самопознанию, к самосовершенствованию,  к анализу своих чувств и  интимных отношений – это психологические  проблемы, наиболее значимые для  юности; с другой стороны, такие  вопросы, как цель и смысл  жизни, одиночество, образ жизни  и профессиональные достижения, больше волнуют взрослых людей,  чем юношей и девушек. 

       Тестирование  в старшем школьном возрасте  рекомендуется проводить в привычных  для юношей и девушек условиях  – занятия на уроках в школе.

 

 

                 

                     II. Эмпирическое исследование.

Программа эмпирического  исследования.

Цель - дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность – СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Задача - выявить уровень личностной тревожности испытуемого.

 Участником исследования стал  подросток 15 лет

 

              2.1 «Измерения уровня тревожности Тейлора»

 

Методика разработана  Ж. Тейлором в 1953 году. Она входит в  состав ММРI в качестве дополнительной шкалы. Адаптирован в России Т. А. Немчиновым в 1966 году.Материал: бланк-опросник, содержащий 50 утверждений .

Инструкция. Вам предлагается ответить на опросник, в котором содержатся утверждения, касающиеся некоторых свойств личности. Здесь не может быть хороших и плохих ответов, поэтому свободно выражайте свое мнение, не тратьте время на размышления. Давайте первый пришедший в голову ответ. Если Вы согласны с данным утверждением по отношению к Вам, поставьте рядом с его номером любой знак в графе: «Да», если не согласны – «Нет», если не можете четко определить – «не знаю».

Обработка данных производится с помощью ключа

Оценка результатов исследования по опроснику проводится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.

Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17,  18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32,  33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47,  48, 49, 50

 и ответ «нет» на  высказывания 1, 2, 3, 4, 5,6 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается  в 1 балл.

В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов и к  ней прибавляется число ответов  «Не знаю», деленное на два. Полученный итоговый результат соотносится  с критериями оценки.

Критерии оценки:

0 – 5 баллов – низкий  уровень тревожности;

5 – 15 баллов – средний  уровень с тенденцией к низкому;

15 – 25 баллов средний  уровень с тенденцией к высокому;

25 – 40 баллов высокий  уровень;

40 – 50 баллов – очень  высокий уровень.

 

Психологический портрет  высокотревожных  лиц:

Для них характерна склонность в  широком диапазоне ситуаций воспринимать любое проявление качеств их личности, любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке. Усложненные ситуации они склонны воспринимать как угрожающие, катастрофические. Соответственно восприятию проявляется и сила эмоциональной реакции.

Такие люди вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и готовности к  защите, даже если в этом объективно нет надобности. Для них, как правило, характерна неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы. Особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций в ситуациях, где речь идет об их компетенции в тех или иных вопросах, их престиже, самооценке, их отношении. Излишнее подчеркивание результатов их деятельности или способов поведения как в лучшую, так и в худшую сторону, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающий сомнение, - все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, к созданию различного рода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с такими людьми.

К высоко тревожным людям опасно предъявлять категорично высокие  требования, даже в ситуациях, когда  объективно они выполнимы для  них, неадекватная реакция на такие  требования может задержать, а то и вообще отодвинуть на долгое время  выполнение требуемого результата.

Психологический портрет низкотревожных лиц:

    Характерно ярко выраженное спокойствие. Они не всегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широком диапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению и др.). В личностном плане такие люди спокойны , считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала.

  Начинать писать заключение  лучше с анализа личностной  тревожности, как более устойчивой  черты личности, проанализировав совместные данные по опросникам Тейлор и Спилбергера. Далее перейти к анализу ситуационной тревожности.

      После этого  дается краткое обобщение. При  написании заключения можно использовать  портреты высоко- и низкотревожных лиц.

      Рекомендательная  часть заключения должна содержать  конкретные рекомендации по коррекции  выявленного уровня тревожности.

Рекомендации для высокотревожных людей: полезно сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности, стоит формировать чувство уверенности в успехе.

Для низкотревожных: требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компанентов деятельности, возбуждение заинтересованности и чувства ответственности в решении тех или иных задач.

 

               2.2.«Тест-опросник на тревожность Спилбергера-Ханина»

 

Данный тест является надежным и  информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (СТ) и личностная тревожность (ЛТ).  Цель:  дифференцированное измерение тревожности как состояния (ситуационная тревожность - СТ) и как личностного свойства (личностная тревожность - ЛТ).

Описание: опросник по исследованию тревожности состоит из 40 утверждений: 20 предназначены для оценки СТ и 20 для оценки ЛТ. Соответственно эти утверждения представлены в 2-х бланках с разными инструкциями.

Процедура проведения: Исследование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается сначала бланк с вопросами направленными на изучение ситуативной тревожности, а затем бланк с вопросами направленными на изучение личностной тревожности. В опроснике нужно оценить каждое утверждение относительно того, в какой степени они соответствуют представленному состоянию. Возможны 4 варианта выбора, в зависимости от степени выраженности.

Инструкция: Прочитайте внимательно  каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните соответствующую цифру  справа, в зависимости от того, как  вы чувствуете себя в данный момент (обычно). Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Обработка результатов: подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой шкале. Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20.По некоторым пунктам баллы начисляются в обратном порядке, это пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности. 

Информация о работе Методы психодиагностики