Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

 

 Исследованием учебной деятельности  в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и многие другие.

 

 Учебная деятельность имеет  следующую структуру: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в форме задания; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценку, переходящую в самооценку. В частности, в мотивационную сферу учения входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес (А.К. Маркова, И.А. Зимняя). Таким образом, учебная деятельность имеет иерархичное строение.

 

 Существенно, что исследователями  также отмечается связь уровня  умственного развития и развития  формирования мотивационной сферы, мотивации учащихся. При этом  устанавливается прямая связь, зависимость  между высоким уровнем умственного  развития и складывающимися «положительными  мотивационными тенденциями» и  обратно, а также между мотивацией  и успешностью обучения для  детей с высокой и средней  мотивацией. (Есть основание предполагать  наличие этой связи и для  студенческого возраста.) Установлено  также чрезвычайно важное для  организации учебной деятельности  положение о возможности и  продуктивности формирования мотивации  через целеполагание учебной  деятельности. В выполненных под  руководством А.К. Марковой исследованиях  подчеркнуто, что личностно-значимый смыслообразующий мотив у подростков может быть сформирован и что этот процесс реализуется в последовательности становления его характеристик. /10, 44-45/

 

 Из этого можно сделать  вывод, что первым условием формирования  мотивации является правильная  организация, становление самой  учебной деятельности. При этом  результативнее направлять деятельность  на способ ее выполнения, чем на результат.

 

 В программу изучения мотивации  учения у школьников современные  психологи, в частности, В.Г. Степанов, включают следующие пункты: 1. выяснение  степени сформированности умения учиться у каждого ученика; 2. определение мотивов учения; 3. изучение целеполагания учащихся; 4. наблюдение и определение эмоций в процессе учения; 5. выявление возрастных особенностей мотивации учения. Таким образом, выделяется ряд ступеней включенности конкретного школьника в процесс учения, отношения к нему.

 

 Необходимо также отметить  связи между отношением школьников  к учению и степенью сформированности учебной деятельности. В частности, при умении только репродуктивно усваивать материал отмечается либо безразличное отношение к учению, либо ситуативный интерес, либо просто отрицательная мотивация.

 

 Важно учитывать, что формированию  положительной мотивации учения  способствует благоприятный психологический  климат в классе, руководство  учителя в виде не прямого  вмешательства, а сотрудничества, наталкивающего  на самостоятельное решение. Немаловажна  и занимательность, оригинальность  преподнесения материала, а также  наличие познавательных игр, дискуссий  и тому подобного.

 

 На развитие мотивации учебной  деятельности влияют следующие  факторы:

 

1. Дидактические принципы, реализация  которых позволяет целенаправленно  развивать мотивацию учения:

 

 • Принцип оптимального уровня  трудности (Л.В. Занков)

 

 • Принцип проблемности в обучении (В. Оконь, А.Н. Матюшкин)

 

 • Принцип последовательного  обобщения усваемого материала (А.М. Матюшкин)

 

 • Принцип продвижения в  учебном материале от абстрактного  к конкретному (В .В. Давыдов, А. К. Маркова)

 

2. Факторы, объединенные по критерию подхода к развитию мотивации учения:

 

 • Индивидуальный подход

 

 • Типологический подход

 

 • Топологический подход (В.Ф. Моргун)

 

3. Факторы, обусловливающие развитие  мотивов учения средствами реализации  в обучении той или иной  концепции:

 

 • Поэтапного формирования  умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

 

 • Проблемного обучения (А.М. Матюшкин)

 

 • Развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)

 

 • Программированного обучения (Н.Ф. Талызина)

 

 • Личностно - деятельного подхода (И. А. Зимняя)

 

 • Знаково - контекстного обучения (А.А. Вербицкий)

 

4. Субъективные характеристики  обучающихся и особенности их  проявления в деятельности:

 

 • Осознание обучающимися целей, процесса и результата учебной деятельности, своих способностей (Ю.Н. Кулюткин)

 

 • Избирательное отношение  субъекта к предмету деятельности (Г.И. Щукина)

 

 • Степень овладения субъектом  психологической структуры кчебной деятельности (А.К. Маркова)

 

 • Сформированность теоретической позиции школьника, анализа собственной мотивационной сферы (М.В. Матюхина, А.К. Маркова)

 

 • Осознание обучающимися значимости учебного предмета (Ю.Н.Кулюткин)

 

 • Активность и самостоятельность  личности в обучении (овладение  самоанализом, самооценкой, самоорганизацией, саморегуляцией, самоконтролем, самомотивацией) (Г.И. Щукина)

 

 • Уверенность в своих  силах, высокая самооценка (С.Л. Рубинштейн)

 

 • Положительные эмоции (Э. Стоунс)

 

 • Повышение успешности учебной  деятельности (М.В. Матюхина), и другие.

 

 Современные психологи, в частности, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и Н.Ф. Талызина, выделяют следующие уровни развития учебной мотивации у школьников:

 

1. Отрицательное отношение к  учителю. В данном случае доминирующим  является мотив избежания наказания. В результате возникает неуверенность в своих силах, неудовлетворенность собой.

 

2. Нейтральное отношение к учению. При этом интерес к результатам  учения весьма неустойчив. Следствием  является неуверенность, переживание  скуки.

 

3. Положительное ситуативное отношение  к учению. Наблюдается познавательный  мотив в виде интереса к  результату учения и к отметке  учителя и социальный мотив  ответственности. Характерна неустойчивость  мотивов.

 

4. Положительное отношение к  учению. Присутствуют познавательные  мотивы, интерес к способам добывания  знаний.

 

5. Активное, творческое отношение  к учению. Наблюдаются мотивы  самообразования, их самостоятельность; осознание соотношения своих  мотивов и целей.

 

6. Личностное, ответственное, активное  отношение к учению. Мотивы совершенствования  способов сотрудничества в учебно-познавательной  деятельности. Устойчивая внутренняя  позиция. Мотивы ответственности  за результаты совместной деятельности.

 

 При этом основными мотивами учебной деятельности (по А.А.Вербицкому) являются следующие мотивы: 1) усвоения нового, 2) развития своих способностей, знаний и личностных качеств, 3) интерес к учебным дисциплинам и процессу учения, 4) подготовки к будущей профессии, 5) социальные (ценность образования, общение в группе), 6) академические успехи, 7) ответственности за результаты учебной деятельности, 8) внешние по отношению к учебной деятельности.

 

 Для осуществления диагностики  мотивации, установления ее уровня существуют специальные методы и методики. В частности, учитель для выявления учеников, имеющих первые два уровня развития мотивации, может использовать методы наблюдения, беседы, создания ситуации выбора. Например, учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под любым благовидным предлогом, небрежно выполнять задания и т.п. В ходе беседы можно выявить наличие интереса ученика к конкретным заданиям, учебной деятельности в целом или его отсутствие. При использовании метода ситуации выбора существует, например, такой прием: предложить ученику составить такое расписание на неделю, которое его устраивает. При обнаружении слабо развитой мотивации необходимо выяснить причину этого.

 

 Коррекционная работа должна  быть направлена на ликвидацию  причины, приведшей к низкому  уровню мотивации. Если это неумение  учиться, то коррекция должна  начинаться с выявления слабых  звеньев. Поскольку в эти умения  входят как общие, так и специфические  знания и умения, то необходимо  проверить и те, и другие. Для  ликвидации слабых звеньев необходимо  провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть  индивидуальным, с включением учителя  в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель  должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. /36, 172-173/

 

 Таким образом, можно сделать  вывод, что задача учителя состоит  не только в передаче суммы  знаний, но и в том, чтобы пробудить  у учащегося желание усваивать  новый материал, научиться работать  с ним. Всего труднее этого  достичь, не овладев искусством  индивидуального подхода к школьнику. А для этого необходимо знать  и понимать личность ученика, владеть способами воспитательного  воздействия на него и самому  быть постоянно развивающейся  и совершенствующейся личностью. Сила современного учителя прежде всего в любви к детям, признании и уважении их личности, способствовании их свободному развитию и совершенствованию.

 

 

§ 3 Мотивация профессиональной педагогической деятельности

 Основное  содержание исследовательской работы  посвящено раскрытию понятия  мотивации как психологической  категории. Хотелось бы рассмотреть  вопрос, связанный с профессиональной  мотивацией подростков, окончивших  среднюю школу и являющихся  студентами 1 -ого курса колледжа.

 Как следует  из вышеизложенного материала, мотивация  учебной деятельности и ее развитие - одна из важнейших проблем современной педагогики и психологии. В том числе, исследование мотивации учебной деятельности студентов первой ступени непрерывного профессионального образования продолжает интересовать современных ученых, таких, как А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева, И.А. Зимняя, Н.Ф. Талызина, Ю.М. Орлов, А.К. Маркова, А.Г. Асмолов, Т.А. Матис и других. При этом мотив рассматривается (А.Г. Асмолов) как центральный системно-образующий фактор деятельности, которая сама по себе является источником развития личности; считается, что потребности и стремления личности детерминируют друг друга.

 

 Развивая  личностно - деятельностный подход к учению, И.А. Зимняя считает, что так как всякая деятельность, включая учебную, предпосылается потребностью, то преподаватель призван формировать не только познавательные, но и собственно учебные потребности в выработке обобщенных способов действия, приемов усвоения новых знаний, в формировании более развитых умений во всех видах профессионально -ориентированной деятельности. Проблема диагностики и формирования профессиональных мотивов была направлена на выявление иерархии профессиональных мотивов, взаимных влияний отдельных мотивационных компонентов, анализ психолого - педагогических условий их формирования.

 

 В частности, профессиональные мотивы исследовались  в рамках проблемы психологической  готовности к выбору профессии (в том числе, педагогической), в  связи с проблемами самоопределения, развития профессиональных притязаний  в процессе обучения. Также профессиональные  мотивы рассматривались как фактор, влияющий на эффективность учебной  деятельности. В частности, у студентов  с высокой успеваемостью преобладают  познавательные и профессиональные  мотивы, внутренние по отношению  к учебной деятельности, со слабой  успеваемостью - внешние мотивы (А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева).

 

 Сформированность профессиональной направленности определяется следующими факторами: 1) становление в сознании профессиональной доминанты, 2) сформированность образа мира, 3) сформированность образа профессии, 4) осознание себя как субъекта профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий). Профессиональная направленность составляет совокупность профессиональных мотивов как многоаспектное, неоднородное, длительно формируемое образование. Одним из важнейших ее факторов является степень представления студента о специфике избранной профессии. Профессиональная направленность - личностное новообразование, формирующееся в вузовском обучении; ее функциями являются: а) мотивирующая, б) организующая, в) направляющая, г) регулирующая. Динамику педагогической направленности определяют такие факторы, как профессионально значимые качества личности, самооценка, индивидуально - типологические свойства, характер общения студентов (Т.Ж. Качикеев). На формирование педагогической направленности студентов влияет профессиональная идентификация, развиваемая при проведении спецкурсов, анкетирования по выявлению уровня профессионального самосознания студентов, организация экскурсий в школы и институты усовершенствования учителей и другие мероприятия. Немаловажную роль играет соотношение видов самостоятельно работы студентов - творческого, поискового, репродуктивного (И. С Соломко, Т.А.Куликова, Н.А. Стародубова и др.).

 

 Профессиональную  направленность относят к структуре  психологической готовности к  педагогической деятельности. При  этом ведущим в структуре психологической  готовности к выбору профессии  учителя вступает мотивационный  компонент, сформированность которого в подростковом возрасте является критерием возрастной зрелости личности.

 

 Современные  психологи (Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий) выделяют следующие виды мотивов выбора профессии: 1) профессионально - педагогические, 2) познавательно - образовательные, 3) интеллектуально -развивающие, 4) коммуникативные, 5) эмоциональные, 6) честолюбия, 7) идентификационные, 8) материально - практические, 9) мотивы долга. Наиболее адекватными педагогической деятельности, естественно, являются педагогические и коммуникативные виды мотивов, т.е. внутренние профессиональные мотивы.

 

 При этом  А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева выделяют следующие мотивы профессиональной деятельности: 1) теоретического осмысления основ профессиональной деятельности, 2) профессионального роста, саморазвития, 3) интерес, призвание к профессии, 4) самовыражения, самореализации, 5) сотрудничества с коллегами, 6) совершенствования деятельности, 7) ответственности за результаты профессиональной деятельности, 8) прагматические (престиж, карьера, деньги).

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)