Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:17, реферат

Краткое описание

Детский сад - первая и ответственная ступень. Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни – он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе такой становится учебная деятельность.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3-5
2. ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мотивационной сферы старших дошкольников
1.1 Мотив как психологическая категория…………………………………………………6-18
1.2 Мотивы в структуре психологической готовности ребенка к школе……18-36
3. ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по изучению развития мотивационной сферы старших дошкольников
2.1 Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования мотивационной сферы старших дошкольников……………………………………….37-52
2.2 Оценка уровня развития мотивационной сферы старших дошкольников ДОУ……………………………………………………………………………………………………………..52-60
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………61-62
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………..63-65

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии образования.docx

— 228.36 Кб (Скачать файл)

 

 Подсчет тестового бала: диагносту достаточно подсчитать количество баллов в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля и в целом по группе. Выявляется порядковая структура мотивационных тенденций.

 

Возраст № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10

Юлия Д. 17 лет 3% 11% 14% 17% 13% 11% 12% 5% 9% 7%

Алеся К. 16 лет 4% 11% 11% 9% 11% 5% 5% 4% 5% 8%

Елена С. 16 лет 6% 10% 14% 12% 11% 8% 9% 7% 8% 11%

Катя Ш. 16 лет 7% 11% 12% 16% 8% 9% 6% 1% 11% 19%

Елена А. 15 лет 1% 9% 11% 6% 10% 5% 9% 4% 4% 12%

Анна Г. 15 лет 8% 10% 11% 11% 11% 9% 9% 10% 10% 10%

Юлия С. 16 лет 7% 14% 11% 6% 8% 11% 7% 13% 10% 12%

Катя Ю. 15 лет 5% 14% 13% 10% 13% 7% 11% 6% 8% 11%

Елена К. 15 лет 5% 14% 13% 11% 10% 10% 9% 6% 8% 12%

Катя Г. 16 лет 5% 15% 10% 8% 3% 6% 3% 4% 10% 13%

Дарья О. 15 лет 4% 10% 8% 11% 6% 8% 8% 5% 10% 9%

Юлия К. 16 лет 7% 12% 9% 13% 11% 8% 11% 8% 10% 9%

Юлия Л. 15 лет 7% 12% 11% 13% 12% 9% 7% 9% 10% 10%

Руслан С. 17 лет 11% 10% 10% 8% 12% 9% 8% 7% 10% 12%

Иван Ф. 16 лет 3% 8% 11% 10% 10% 18% 8% 2% 7% 2%

Денис Д. 16 лет 9% 8% 10% 11% 7% 15% 6% 6% 12% 16%

Девушки От 15 - до 17 лет 7,4% 14,5% 12% 11,5% 10,3% 8,6% 8,6% 6,6% 9% 11,5%

Юноши От 16 - до 17 лет 8,3% 9,4% 11% 10,5% 10,5% 15,4% 8% 5,5% 10,5% 10,8%

Общий результат От 15 до 17 лет 6% 12% 12% 11,5% 12% 10% 8,5% 7% 9,5% 11,5%

 

 

 

 Вывод: на основе изученных  результатов нами сделан вывод  о том, что в современных социально-экономических  условиях у подростков преобладают  следующие мотивационные тенденции: 1) взаимоотношение полов, 2) мода, 3) пагубные  пристрастия, 4) деньги, 5) человеческая  глупость, 6) карьера. Их наличие обусловлено  социально-экономической обстановкой  в стране (3, 4, 5 и 6 мотивационные тенденции), личностной нестабильности подросткового  возраста (1, 2, 3 и 5), социализацией личности  подростка (1, 2, 4 и 6) потребностью в  самостоятельности и самоопределении (1, 4 и 6). Таким образом, для становление оптимально развитой личности в современной системе образования необходимо создавать условия для развития социальной активности подростков, формировать установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы, развивать чувство личности. Включение индивида в активную социально-психологическую деятельность (общение, учебная деятельность, труд) является одним из условий формирования личности подростка, обуславливающим его дальнейшее поведение и профессиональный выбор.

 

 Этап П. Диагностика личностной  направленности.

 

 Исследование личностной направленности  подростков осуществлялось на  основе методики ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

 

 Цель исследования: выявить  преобладающую личностную направленность.

 

 Объект исследования: учащиеся 12 группы I курса УПК № 9 «Арбат».

 

 Предмет исследования: направленность  личности.

 

 Гипотеза: у учащихся первой  ступени профессионально-педагогического  образования основными компонентами  направленности личности являются  творческие наклонности и потребность  в общении.

 

 Метод исследования: тестирование.

 

 Методика предложена Е.А. Климовым.

 

 База исследования: УПК № 9 «Арбат».

 

 Время исследования: 30 марта 2001 года.

 

 Виды профессиональной направленности: 1) человек - природа (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством), 2) человек - техника (все технические профессии), 3) человек - человек (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением) 4) человек - знак (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками), 5) человек - художественный образ (все творческие специальности).

 

 

Таблица результатовИспытуемые Возраст № 1 № 2 № 3 № 4 № 5

Елена К. 15 лет 8 баллов 1 балл 5 баллов 2 балла 4 балла

Лидия С. 15 лет 5 баллов 1 балл 6 баллов 1 балл 7 баллов

Юлия Л. 15 лет 1 балл 2 балла 7 баллов 4 балла 6 баллов

Дарья О. 15 лет 5 баллов 2 балла 5 баллов 4 балла 4 балла

Елена А. 15 лет 3 балла 2 балла 7 баллов 4 балла 4 балла

Алеся К. 16 лет 2 балла 2 балла 7 баллов 6 баллов 3 балла

Светлана Н. 15 лет 3 балла 1 балл 5 баллов 4 балла 6 баллов

Екатерина Ш. 16 лет 3 балла 0 баллов 5 баллов 5 баллов 7 баллов

Екатерина Г. 16 лет 5 баллов 2 балла 6 баллов 3 балла 4 балла

Елена С. 16 лет 6 баллов 2 балла 5 баллов 1 балл 6 баллов

Юлия Д. 17 лет 6 баллов 4 балла 4 балла 0 баллов 6 баллов

Юлия С. 16 лет 3 балла 2 балла 5 баллов 4 балла 6 баллов

Анна Г. 15 лет 2 балла 3 балла 4 балла 4 балла 7 баллов

Юлия К. 16 лет 4 балла 1 балл 5 баллов 3 балла 7 баллов

Екатерина Ю. 15 лет 3 балла 1 балл 6 баллов 3 балла 7 баллов

Руслан С. 17 лет 5 баллов 0 баллов 7 баллов 5 баллов 3 балла

Денис Д. 16 лет 2 балла 4 балла 2 балла 5 баллов 7 баллов

Девушки От 15 - до 17 лет 59 баллов 26 баллов 82 балла 48 баллов 84 балла

Юноши От 16 - до 17 лет 7 баллов 4 балла 9 баллов 10 баллов 10 баллов

Общий результат От 15 - до 17 лет 66 баллов 30 баллов 91 балл 58 баллов 94 балла

 

 

 

 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ОПРОСНИК

 

 Предложим, что после соответствующего  обучения Вы сможете выполнять  любую работу. Однако если бы  Вам пришлось выбирать только  из двух возможностей, что бы  Вы предпочли?1а Ухаживать за животными ИЛИ 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а Помогать больным людям, лечить их ИЛИ 2б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток ИЛИ 3б Следить за состоянием, развитием растений

4а Обрабатывать материалы (древесина, ткань, металл, пластмасса и т.п.) ИЛИ 4б Доводить товары до потребителя

5а Обсуждать научно-популярные книги статьи ИЛИ 5б Обсуждать художественные произведения (пьесы, концерты)

6а Выращивать молодняк (жив.раст. либо породы) ИЛИ 6б Тренировать товарищей в выполнении каких-либо умений (трудовых, учебных)

7а Копировать рисунки (изображения) или настраивать музыкальные инструменты ИЛИ 7б Управлять каким-либо подъемным или транспортным средством (трактором, тепловозом и др.)

8а Обобщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) ИЛИ 8б Художественно-оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке концертов

9а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище ИЛИ 9б Искать и исправлять ошибки в тетрадях, таблицах, рисунках

10а Лечить животных ИЛИ 10б Выполнять вычисления, расчет

11а Выводить новые сорта растений ИЛИ 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а Разбирать споры, ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать ИЛИ 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты ИЛИ 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах,ожогах

15а Составлять точные описания – отчеты о наблюдениях, событиях, измеряемых объектах и др. ИЛИ 15б Художественно-описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а Делать лабораторные анализы в больнице ИЛИ 16б Принимать, осматривать больных беседовать с ними, лечить

17а Красить или расписывать стенды помещений, поверхность изделий ИЛИ 17б Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музей) ИЛИ 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а Вести работу с болезнями растений, с вредителями леса и сада ИЛИ 20б Работать на клавишных машинах, телефонах

 

Природа Техника Человек Знаковая Художественные

1а 1б 2а 2б 3а

3б 4а 4б 5a 5б

6а 

6б 

7a

 

7б 8а 

 

9а 

9б 

 

10а 

 

10б 

 

11а 11б 12a 12б 13a

13б 14а 14б 15a 15б

16а 

16б 

17а

 

17б 18a 

18б

 

19a 

19б 

 

20а 

 

20б 

 

 

 

 

 Вывод: данное исследование  показало, что в группе резко  преобладают творческие наклонности  личности и потребность в общении. Таким образом, наша гипотеза  подтвердилась. Можно сделать вывод  отом, что профессиональная мотивация является доминирующей в учебной деятельности. Мотивы определяют цели развития личности. Личность характеризуется направленностью, определяемой системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, создает базу для формирования индивидуального смыслового опыта.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Одной  из важнейших проблем в психологии (В.М. Бехтерев) считается проблема  личности, при этом личность трактуется  как интегративное целое. Важнейшей  целью многих работ психологов  считается изучение человека  и развитие его сфер личности, таких, как 1 ) потребностно - мотивационной, 2) эмоционально - волевой, 3) когнитивно - познавательной, 4) морально -нравственной, 5) экзистенционально - бытийной, 6) действенно -практической, 7) межличностно - социальной (И.А. Зимняя).

 Психологи  признают различные уровни активности  человека в поведении и деятельности. Изучая и систематизируя структуру  потребностной сферы личности, выделяют так называемый «потребностный треугольник» А. Маслоу, в котором, с одной стороны, высвечивается социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Также нами выделено, что одним из ранних исследований личностной мотивации была работа X. Мюррея, выделившего четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации.

 При изучения психолого - педагогической литературы нами выявлено, что мотивация изучалась как сложная система, в которую входят определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, как инвариант системы (В. Г. Асеев). Особое влияние на раскрытие темы курсовой работы оказали исследования таких ученых, как А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, Н.Ф. Талызина, А,К. Маркова, М.Г. Ярошевский, В.Г. Асеев, А. Маслоу, Д. Уотсон, Б. Скиннер и других. Понять особенности мотивации как сложного многоуровневого регулятора жизнедеятельности человека (его поведения и деятельности) стало возможным, анализируя работы А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Дж. Аткинсона и других. В работе, используя термины «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера», «поведение», «рефлекс», «личность», мы ссылались на определения А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.Г. Степанова, И.А. Зимней, А. Маслоу, Р. Мэя, Г. Олпорта и других.

 Исследования  И.А. Зимней стали базисом для  определения основных направлений  изучения проблемы (понятие мотивации  в психологии, структура мотивации, классификация мотивов, мотивация  учебной деятельности и другие). Также важно отметить и то, что рассматривая вопрос мотивации  учебной деятельности, изучены подходы  Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой, Т.А. Матиса, А.Б. Орлова и других к рассмотрению уровней развития учебной мотивации у подростков.

 Таким  образом, хотелось бы отметить, что  мотивация является одной из  наиболее важных проблем в  отечественной и зарубежной психологии, что и обуславливает множественность  подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также и методам ее изучения. Следует подчеркнуть, что основным методологическим принципом (И.А. Зимняя), определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации.

 Вышеперечисленные  положения позволяют определить  мотивацию как сложную многоуровневую  неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки и так далее, а также  полимотивированность деятельности и поведения человека.

 

 На основе  анализа литературы и проведенного практического исследования, выявляя условия формирования мотивации личности, личностной направленности и влияние этого учебно-профессиональную деятельность, мы определили следующие положения:

1) исследованию  мотивационной сферы человека  посвящено множество работ, в  то же время проблема мотивации  не имеет однозначного понимания;

2) мотивы  определяют цели развития личности;

3) профессиональные  мотивы, если они сформированы, всегда  являются ведущими, определяющими  характер познавательной деятельности  субъектов обучения;

 4) для формирования положительной мотивации и профессиональной направленности личности в современной системе обучения необходимо создавать условия для развития социально активной личности подростка путем внедрения новых методов обучения (проблемное обучение, реферативная форма работы, дискуссия, деловая игра, «мозговой штурм», лекция с заранее запланированными ошибками и т.д.), формировать установку на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы и тем самым развивать чувство личности.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность  учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.

Информация о работе Научно - теоритические знания в рамках психологии мотивационной функции образования (А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие)