Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.
То есть, в первом случае трудно было отказать китайцам, которых сопровождала белая человек, но очень легко было отказать, давая ответ почтой. По мнению М. Рокича, человек наделен субъективной целостной системой представлений, в которой теоретическому анализу подлежат три важнейшие ее составляющие: понятие «Я», ценности и аттитюды. В этой системе центральное место занимает понятие «Я». Ценность - устойчивое представление о особый способ поведения (инструментальная ценность) или цель-состояние (терминальная ценность). Бесспорно, аттитюды фиксируют не способ поведения или состояния, а представление о определенный предмет или ситуацию. И эти представления описывают объект или ситуацию как истинную или ложную, оценивают их как желательные или нежелательные, хорошие или плохие.
Попытка объяснить
различия между установкой и поведением
совершили и другие исследователи.
В частности М. Фишбейн рассматривал
установку как склонность индивида
к реакции, усвоенные в процессе
на-учиння. Он подтвердил, что поведение
человека в значительной степени
находится под контролем
И это намерение касалось именно действия, а не объекта - стимула установки. Поэтому установка в таком понимании совершенно теряет свой социальный смысл и превращается в индивидуальную поведенческих реакцию, усвоенные по известной схеме «стимул-реакция». М. Фиш-Бейн предложил определенную типологию аттитюдив, разделяя их на атты-тюды к действию и аттитюды к объекту. Такое распределение аттитюдив сам М. Фишбейн считал одним из важнейших открытий социальной психологии. Ведь он дает возможность объяснить те трудности, которые возникают при попытке изменить конкретные поступки личности в отношении объекта, воздействуя на систему аттитюдив, что есть в этой личности. Как нормативный фактор, который регулирует действие аттитюдив на реальное поведение, М. Фишбейн рассматривает влияние социального окружения.
Идея нормативного
воздействия, характерна для взглядов
М. Фишбей-на, нашла свое всестороннее
воплощение в трудах авторов социально-
В соответствии
с таким подходом, социальные установки
рассматриваются как
Были предприняты
и другие попытки преодолеть «индивидуализм»
социальной установки. Отдельные ученые,
понимая установку как
Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что из всех составляющих параметров главную роль в регулятивные функции играет именно ценностный (эмоциональный, субъективный) компонент, который пронизывает когнитивный и поведенческий компоненты. Конечно, преодолеть разногласия между социальным и индивидуальным, установкой и ценностные ориентации помогает понятие социальной позиции личности, которая объединяет эти компоненты. Понятно, что ценностная ориентация является основой возникновения позиции, ибо это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются мысли и чувства человека и учитывая которую решается множество жизненных вопросов.
Кроме
этого, установка «сообщает»
Б. Паригин считает эквивалентом динамической структуры личности еще более интегральным, чем установка, психическое настроение личности, который охватывает как предметно направлены, так и безпредметни психические состояния. П. Шихирев и другие, не отрицая того факта, что психическое настроение является важным структурным образованием личности, одновременно утверждают, что он не перекрывает понятие позиции. По их мнению, психическое настроение, так же как ценностная ориентация, предшествующий возникновению позиции. Таким образом, условием возникновения позиции личности является ее оценочная отношение и определенное психическое состояние (настроение), который предоставляет позиции разного эмоционального окраску - от глубокого пессимизма и подавленности в життествердного оптимизма и энтузиазма.
Еще один подход (учредительные-позиционный, диспозицийний) до структуры личности имеет свои особенности в концепции В. Ядова.
В ней диспозиция рассматривается как комплекс склонностей, готовности к полному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В таком понимании она очень близка к понятию установки (аттитюду). Названа диспозицийна концепция оценивает диспозиции личности как иерархически организованную систему с несколькими уровнями:
• первый (низший) - образуют элементарные фиксированные установки, без модальности (переживание «за» или «против») и когнитивных компонентов;
• второй - составляют социальные фиксированные установки, или атты-тюды;
• третий - основывается на базовых социальных установках или общей направленности интересов личности на конкретную сферу социальной активности;
• четвертый (высший) - сказывается системой ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения них целей.
Приведенная иерархическая система является результатом всего предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней вузе уровне осуществляют общую саморегуляции поведения, ниже, являются относительно самостоятельными, они обеспечивают адаптацию личности по конкретным меняющихся условий. Преимущественно рассмотрена концепция является попыткой найти взаимосвязь между диспозиция, потребностями и ситуациями, которые тоже образуют иерархические системы. Вышеупомянутые исследователи (П. Шихирев и др.) обращают внимание на то, что нет большого различия между диспозиция у В. Ядова и позицией личности, которую предлагают они. Объясняют это тем, »что позиция и является системой взглядов, установок, представлений, ценностных ориентаций относительно условий собственной жизнедеятельности, которые реализуются в поведении личности. Интересным здесь является и то, что позиция - это собственное, субъективное отношение, связанное с оценкой окружающей действительности и выбору оптимального поведения.
В целом большинство авторов социальную установку рассматривают как устойчивое, фиксированное, ригидне образование личности, которое обеспечивает стабильность направленности ее деятельности, поведении, представлений о мире и самого себя. Известная ряд теорий, где настройки сами образуют структуру личности, а в других - социальные установки занимают лишь определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.
К общим социально-психологических предпосылок поведения личности в структуре межличностных и групповых отношений относятся:
• участники взаимодействия: субъект А (отдельный индивид или группа людей), наделенный определенной организацией и активностью в построении целесообразной системы коммуникативных действий; субъект Б - другой участник взаимодействия (индивидуальный или коллективный), на который направлено поведение;
• готовность к действию;
• коммуникативная действие, поступок;
• определенная коммуникативная программа (линия, стереотип) поведения и механизм оценки эффективности ее выполнения (см. рис 14).
Своеобразие поведения человека зависит от характера ее отношений с другим собеседником или группой, членом которой она является. На поведение также влияют групповые нормы и ценности, статусная-ролевые предписания. Понимание конкретной личности как социально-психологического феномена требует рассмотрения поведения индивида как социальной по содержанию и психологической по форме, т.е. она представляет собой общение и взаимодействие двух субъектов (коллективных или индивидуальных), на основании определенных норм, интересов, установок, ценностей, личностных смыслов и мотивов. В зависимости от ситуации выделяют различные типы поведения: вербально (проявляется в языке); знаковая (реакция на знак); ролевая (соответствует требованиям, которые предъявляются к индивида определенной ролью); поведение, отклоняется (противоречит принятым в обществе правовым, моральным, социальным и другим нормам. Переоценка личностью своих коммуникативных возможностей, ослабление критичности в контроле за реализацией коммуникативной программы поведения, то есть неадекватность поведения негативно сказывается на межличностных и групповых отношениях, что может вызвать агрессию, депрессию, конфликт и т.п.
Поступок, то
есть коммуникативная, опосредованное
процессом общения и
В поступке
человек, изменяя себя, меняет
ситуацию и, таким образом,
влияет на социальное
Ученый определяет поступок ячейкой любой формы человеческой деятельности, и не только моральной. Поступок выражает любые отношения между личностью и материальным миром, он является способом личностного существования в мире. За В. Роменцем, все, что есть в человеке и в олюдненому мире, вчинковим процессом и его результатом. Поступок формирует и оказывает существенное силы личности, ее активность и творчество во взаимодействии с миром.
Он открывает
тайну этого мира в форме
практического, научного, социально-политического
и иного освоения. В таком понимании,
как считает исследователь,
По мнению
ученого, такую коммуникацию
• первый - ситуация (совокупность мировых событий, что определяется, освещается личностью и одновременно не определяется ею, потому что существует вне ее как неизвестный, неосвоенных материальный мир);
• второй - мотивация (направленное напряжение сосуществования ОСО-бистисного и материального миров, которое определяется ситуацией и проявляется в поезде к коммуникации с материальным миром);
• третий - вчинковий акг и его Последействие (реальный взаимный переход первых двух моментов и как результат поступка - событие).
Личность
как определенный социально-психологический
тип может иметь несколько
стереотипов поведения. Вместе с
тем социальная группа, членом которой
индивид является, также продуцирует
варианты социально-психологических
линий поведения, которые зависят
от членов группы, ее нормативных требований.
Нормативная регуляция
Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях