Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа
Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной цели перед нами стоят следующие задачи:
проанализировать особенности труда врачей и выявить основные экстремальные факторы их деятельности при помощи изучения особенностей содержания труда;
предложить комплекс мероприятий, направленных на стимулирование профессиональной деятельности врачей с помощью поддержания ФС на оптимальном уровне, и, опираясь на результаты экспериментально-эмперического исследования, выяснить какой из методов психологической саморегуляции будет наиболее эффективным у врачей с разным типом доминирующей сенсорной модальности образной сферы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 . Врачебная деятельность……………………………………………..6
1.1. Феномен профессионализма во врачебной деятельности………..………………………………………………………..6
1.2. Содержание и конкретные условия труда медицинских работников……………………………………………………………….......8
1.3. Профессия врач-педиатр...……………………………………..……...12
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления о функциональных состояниях……………..14
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс…………………………………………………………………16
2.2.2. Утомление……………………………………………………………18
2.3. Методы и средства оптимизации функциональных состояний врачей……………………………………………………………….…….....21
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4. Проведение экспериментально-эмпирического
исследования…………………………………………………….....………32
4.1. Общая характеристика исследования…………………………….......32
4.2. Характеристика выборки испытуемых…………………………….....33
4.3. Диагностические методики исследования…………………………...33
4.4. Организация и план проведения исследования………………….......36
4.5. Описание и обсуждение результатов исследования………………...37
4.6. Выводы………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс СР…………………………………………………………...………49
Профессиограмма………………………………………………………....52
МГУ им. М. В. Ломоносова
Факультет
психологии
Курсовая работа на тему:
«Оптимизация функциональных состояний
врачей-педиатров».
Выполнила:
Научный
руководитель
Москва
2011
г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 .
Врачебная деятельность…………………………………………….
1.1. Феномен профессионализма
во врачебной деятельности………..…………………………………
1.2. Содержание
и конкретные условия труда медицинских
работников……………………………………………………
1.3. Профессия
врач-педиатр...…………………………………….
Глава 2. ФС у врачей ……………………………………………………….....14
2.1. Общие представления
о функциональных состояниях………
2.2. Неблагоприятные ФС. Причины возникновения, последствия и методы оптимизации ………………………………………………………15
2.2.1. Стресс………………………………………………………………
2.2.2. Утомление………………………………………………………
2.3. Методы
и средства оптимизации
Глава 3. Образ в системе психической регуляции деятельности и его связь с доминирующей сенсорной модальностью………………………….29
Глава 4.
Проведение экспериментально-
исследования………………………………………………
4.1. Общая характеристика
исследования…………………………….......
4.2. Характеристика
выборки испытуемых…………………………….
4.3. Диагностические
методики исследования………………………
4.4. Организация
и план проведения
4.5. Описание
и обсуждение результатов
4.6. Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..……49
Сеанс
СР…………………………………………………………...………
Профессиограмма…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Социальное и экономическое благополучие общества, качество жизни населения во многом зависят от состояния индивидуального и популяционного здоровья граждан, их трудовой активности и возможности создания устойчивой финансово-экономической базы государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения является одним из главных приоритетов государственной политики. В современных условиях здоровье общества во многом определяется деятельностью учреждений здравоохранения. При этом основными факторами, влияющими на качество оказания медицинской помощи, являются профессиональная подготовка и функциональное состояние медицинских работников.
Цена врачебной ошибки очень велика, а так как ее вероятность повышается при ухудшении функционального состояния специалистов, вопрос профессионального здоровья и личностного благополучия врачей является на сегодняшний день важной проблемой, требующей рассмотрения [3].
В
связи с высоким уровнем
Основной целью нашей работы является анализ причин возникновения неблагоприятных функциональных состояний (ФС) у врачей и нахождение эффективных способов борьбы с ними; а также подбор комплекса мероприятий для оптимизации ФС, который наилучшим образом подойдет конкретному профессионалу.
Для достижения поставленной
цели перед нами стоят
Итак, мы предполагаем, что врачебная деятельность содержит в себе предпосылки для формирования неблагоприятных ФС, требующих обязательного использования средств саморегуляции для решения задачи эффективного управления ФС в условиях профессиональной деятельности врача.
Актуальность изучения разных аспектов саморегуляции связана с прикладными задачами, к числу которых относятся: повышение работоспособности врачей, сохранение здоровья специалистов, улучшение эффективности их деятельности (количественных и качественных характеристик) и обеспечение успешного профессионального развития [4].
Специфика
данной работы в том, что мы делаем
акцент на изучении таких механизмов
саморегуляции, которые осуществляются
через работу профессионала с
образом. Мы также учитываем
Новизна
нашей работы заключается в попытке
анализа возникновения
Глава
1. Врачебная деятельность
Профессионализм - системное образование, которое предполагает не только некий высокий уровень умений, но и определенную системную организацию психики [18]. Все аспекты деятельности врача должна пронизывать особенная профессионально-личностная культура. Ее можно определить как совокупность знаний, умений и личностных качеств, а также постоянная направленность на личностное и профессиональное совершенствование.
Профессионализм врача включает в себя систему определенных профессионально значимых знаний, умений и навыков. Выделяют следующие профессиональные компетенции врача: высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); высокий уровень концентрации и устойчивости внимания; хорошее развитие мнемических способностей; хорошо развитая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность; способность переносить большие физические нагрузки (для некоторых специализаций); вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить; тонкая моторная координация, точность движений при проведении различных лечебных процедур.
Одной из важнейших компетенций врача является коммуникативная компетенция, которая включает в себя навыки активного слушания; способность грамотно выражать свои мысли; рефлексивное отслеживание процесса коммуникации; сознательный контроль над эмоциями; и способность эффективно выстраивать обратную связь, формулируя свои мысли в доступной для собеседника форме. Профессия врача предполагает постоянное непосредственное общение с людьми: с коллегами - специалистами других профилей, со средними и младшими медицинскими работниками, а также с пациентами. При этом общение с коллегами необходимо для успешного профессионального развития врача-профессионала, с помощью него он зачастую получает информацию о своих пациентах, о новейших разработках в профессиональной области, а также обратную связь по поводу качества своей деятельности.
Медицинское мышление обеспечивает постановку и решение диагностических, лечебных и профилактических задач через анализ генезиса и развития патологических процессов. Современный врач-профессионал должен обладать гибким, пластичным мышлением, проявляющимся в быстроте преобразования, изменения способа, тактики лечения, диагностических заключений, в соответствии с изменениями объективной ситуации (изменение течения болезни) [19].
К числу личностных качеств, которые обязательно должны присутствовать у каждого врача-профессионала относятся ответственность, аккуратность, тактичность, доброжелательность, терпеливость, внимательность и готовность в любое время оказать медицинскую помощь нуждающимся. Человеческая теплота, искреннее сочувствие, сопереживание и умение расположить к себе пациента - это те необходимые составляющие врачебной деятельности, от которых зависит терапевтический успех.
Еще одной из предпосылок успешной профессиональной деятельности является оптимальное соответствие состояния организма профессионала особенностям окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности [10]; это зависит от физиологических и психических особенностей профессионала, которые обеспечивают приспособление к условиям, характеру и напряженности профессиональной деятельности [7]. Несоответствие состояния профессионала требованиям деятельности может привести к нарушениям в соматической и психической сферах. Поэтому важнейшим условием для успешной деятельности врача-профессионала является поддержание его психического и физического здоровья.
Таким
образом, каждый врач-профессионал должен
владеть навыками психологического самообслуживания.
В нашей работе мы предложим некоторые
методы ПСР, как эффективное средство
для сохранения профессионального и личного
благополучия на долгие годы.
Медицинская профессия – особый вид деятельности, предъявляющий повышенные требования к личности специалиста. Профессия врача очень сложная, ответственная и напряженная, она сопровождается воздействием широкого спектра экстремальных факторов, под влиянием которых у профессионала могут возникать различные неблагоприятные состояния.
Состояние здоровья врачей и, как следствие, качество выполнения ими трудовых задач напрямую связано с условиями труда и особенностями профессиональной деятельности.
Информация о работе Оптимизация функциональных состояний врачей-педиатров