Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа
Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
"Наш помощник - этикет"
Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино.
Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
Ход занятия
Появляется взрослый в костюме Буратино.
Учитель. Сегодня мы поговорим об этикете.
Буратино. Какое красивое слово. Наверное, это что-то вкусное!
Учитель. Здравствуй, Буратино. А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?
Буратино. Ой! На это уйдет много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно, так и быть... (начинает здороваться с каждым ребенком за руку).
Учитель. Буратино, совсем не обязательно всем пожимать руки, можно поприветствовать сразу всех одним словом - "здравствуйте".
Буратино. Здравствуйте! (Дети здороваются.) Так о чем вы собирались поговорить?
Учитель. Об этикете.
Буратино (обращается к детям). Что означает это слово? (Ответы детей.)
Учитель (обобщает ответы). Это правила культурного поведения. Каждый человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в детском саду, в театре, на приеме у врача - везде мы должны выполнять правила этикета. Человек, который их соблюдает, - желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении, у него много друзей. Вот ты, Буратино, всегда ведешь себя культурно?
Буратино. Конечно! Мне Лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю часто. У Карабаса Барабаса был, в трактире "Три пескаря" с Лисой Алисой и Котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.
Учитель: Вспомним, ребята, чем это чаепитие закончилось. (Зачитывает фрагмент из главы "Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино".) Скажите, какие правила этикета Буратино нарушил, когда был в гостях у Мальвины? (Дети отвечают.)
Буратино. Теперь я понимаю, почему Мальвина так рассердилась.
Учитель: Поможем Буратино, научим его вести себя за столом? (Дети соглашаются.) Перед тем как принять гостей, мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать, и объясните, для чего нужен каждый предмет сервировки.
Дети накрывают на столы, называя предметы сервировки и объясняя их назначение. При затруднении Буратино задает наводящие вопросы, например: "Для чего на столе лежит тряпочка: стол вытирать, если суп пролился?" Дети объясняют назначение тканевой салфетки, показывают, как ею пользоваться.
Учитель: Теперь, Буратино, ты должен научиться правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами.
Дети и Буратино садятся за столы. Буратино суетится, облокачивается на стол, толкает соседей и размахивает руками. Воспитатель обращает внимание на его действия, объясняет, какие ошибки он допустил.
Учитель: Сидеть следует ровно, не наклоняясь над тарелкой, не ставя локти на стол и не беспокоя соседей. Дети, покажите Буратино, как надо правильно держать столовую ложку, вилку и нож, чайную ложку и как вы ими пользуетесь, когда едите (суп, котлету, картофельное пюре, салат и т.п.).
Младшие школьники показывают приемы обращения со столовыми приборами, комментируя свои действия.
Буратино пытается есть при помощи вилки и ножа. Роняет приборы, во время пережевывания пищи громко разговаривает и т.п.
Учитель: Скажите, какие ошибки допустил Буратино? (Дети отвечают.)
Буратино. Опять все неправильно, а я так старался! Какая трудная это наука - этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!
Учитель: Приходи к нам в группу обедать. Наблюдай, как дети ведут себя во время еды, и ты не только узнаешь правила поведения за столом, но и научишься их выполнять.
Буратино благодарит воспитателя, прощается с детьми.
Приложение №2
"Как вести себя за столом"
Сказка
Учитель: "Сядьте поудобней - сказала как-то мама Маше и Мише. - Сейчас я расскажу вам интересную и поучительную сказку.
Жила-была девочка Даша. Пошла она как-то раз в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучалась в дверь и спрашивает: "Кто здесь живет? Можно войти?" Из окошка выглянула старушка: "Входи. Здесь живу я и мои внучата. Мы как раз обедаем, садись с нами!"
Обрадовалась девочка и вошла в дом, но не успела сделать двух шагов, как поскользнулась и упала - на полу валялись макароны.
Даша встала и огляделась по сторонам. За столом сидели мальчики. Один из них дул на горячий суп так сильно, что брызги летели в разные стороны. Потом он стал вылавливать из супа кусочки моркови и раскладывать их на столе вокруг тарелки.
Другой мальчик устроил настоящую охоту за котлетой. Он старался наколоть ее на вилку и громко стучал по тарелке. И когда ему это удалось, стал обгрызать котлету со всех сторон, пачкая нос, щеки и подбородок. Гордо взглянув на Дашу, он вытер лицо рукавом рубашки.
"Фу, как некрасиво! Что-то мне есть уже не хочется. На другом конце стола девочка компот пьет, сяду рядом с ней подумала Даша. И тут же вскрикнула от неожиданности. Девочка выплюнула вишневые косточки прямо на стол.
"Как вам не стыдно
так себя вести!" - крикнула
Даша. Все сразу стали ей что-то
отвечать, но понять, что они говорят,
было невозможно, потому что они
говорили и жевали
"Извините, - вздохнула Даша. - Я, конечно, очень проголодалась, но за столом с вами мне сидеть не хочется. Уж лучше я останусь голодной".
И девочка ушла.
"Плохой конец у сказки! - сказал Миша. - Надо было не уходить, а научить их, как себя вести за столом".
"Правильно! - улыбнулась мама. - Ты бы, например, что им посоветовал?"
"На горячий суп дуть нельзя, надо помешать его ложкой, чтобы скорее остывал. И косточки выплевывать надо не на стол, а в ложку!"
"А от котлеты надо кусочки отламывать вилкой!" - добавила Маша.
"Молодцы!" - похвалила мама.
Подумайте, что еще дети в сказке делали неправильно?
Приложение №3
Уроки вежливости
Решение поставленных перед исследованием задач необходимо начинать с первых дней пребывания ребёнка в СКШИ.
Как показал наш констатирующий эксперимент, воспитанники СКШИ VIII вида часто не придерживаются правил поведения, или делают одинаковые «ошибки» в результате незнания этих правил.
Такое положение побудило нас подобрать и разработать игры под условным названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в формировании этических представлений.
Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке.
Урок первый
Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее фея вежливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи выяснили, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней используют эти слова.
Затем фея раздавала некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорил «спасибо», выясняла, хочет ли он с ней дружить и играть, и учила благодарить за предложенную игрушку.
Другим детям кукла предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».
Приложение №4
Урок второй
У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора. Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произносят, смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нужную игрушку или на обидчика.
Мы снова использовала на этом уроке фею вежливости.
Фея. Сегодня я видела, как мальчик спросил у Н.В. машину. Хотите, покажу, как он это сделал?
На ширме появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не успевают понять конец фразы.
Фея обсуждает с детьми эпизод.
Фея. Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо обращаться с просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь.
Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).
В дальнейшем, если дети забывают это правило, я вносила фею вежливости, или напоминаю ее слова, или сама так повторяю вопрос ребенка, чтобы он понял свою ошибку и обратился вежливо.
Приложение №5
Урок третий
Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в кружок и, смотря сразу на троих ребят, сказала: «дай мне твой платок». Свои платочки протянули Сережа, Оля и Саша.
«Сережа, удивился я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя, Оля, не просила». Таким образом, я напомнила детям о правилах вежливости, подчеркнула: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначены твои слова, но и не вежливо.
Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я постоянно контролировала поведения детей. В дальнейшем они сами напоминали товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.
Приложение №6
Урок четвертый
Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному. Я предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.
Когда эту же ситуацию обыгрывала другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудобство для проходящих. Снова возник разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действовала правильно.
Эту ситуацию мы проигрывали несколько раз в течение двух недель, но вместо роли бабушки вводили роль нашей нянечки с ведром, или женщины с тяжелыми сумками, или просто чей-то мамы.
Приложение №7
Урок пятый
В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста».
Мы использовали разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно задевала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести сачок, а когда он направляется в мою сторону, просила его повернуть обратно. Ребенок задевал сачком кого-либо из детей, сам того не желая. Я рассказала, что извиниться в таком случае – не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.
Приложение №8
Урок шестой
Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обиженный ребенок либо жалуется воспитателя, либо начинает плакать, либо отходит в сторону, затаив обиду.
Однажды я повторила подобную ситуацию с помощью кукол.
«Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.
«Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И они начали вырывать мяч друг у друга.
Тогда я стала стыдить кукол:
«Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит вежливости наших кукол!»
Катя и Настя, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.
Ваня и Антон нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», - сказал Ваня, и мальчики начали бросать мяч друг другу.
Затем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они, как нужно поступать.
Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками – машины, барабаном и т.п.
Последующие уроки с данной тематикой шли под условным названием «Ожившие картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной игры «Так и не так».