Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 590.39 Кб (Скачать файл)

Игру проводила по подгруппам в 2-4 человека и со всей группой одновременно.

Вот примерное содержание пары картинок. На одной из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет. На второй – этот же мальчик бросает фантик в урну.

Я предложила «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их, они должны были точно повторить изображенные действия. С начала «оживили» картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители сразу определили, что так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в качестве урны использовали детское ведерко). В заключение дети еще раз рассмотрели картинки и проанализировали их.

Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки.

 

 

Приложение №9

 

В формировании навыков культурного поведения мы не ограничивались только уроками вежливости.

Широко использовала чтение художественной литературы,

"Азбука добрых качеств" Авторы: Александра Лопатина, Мария  Скребцова. Художник: Светлана Жижина М: Амрита-Русь.2009;

Книга для педагогов. "Воспитание нравственных качеств у детей" Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова М: Амрита-Русь.2009; «Вечная мудрость сказок» АвторыА. Лопатина, М. Скребцова - М.: «Амрита-Русь», 2007.

 

 

Приложение №10

 

Конспект занятия по формированию гигиенических навыков для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями "Где прячется здоровье?"

 

Программное содержание:

1. Продолжать учить осознанно  подходить к своему здоровью.

2. Уточнить значимость  питания для ценности здоровья.

3. Учим понимать значение  пословиц и поговорок о здоровье.

4. Развиваем познавательный  интерес, мыслительную активность, воображение детей.

5. Формировать представления  дошкольников о зависимости здоровья, о двигательной активности и  закаливании, питании.

6. Воспитывать у детей  желание заботиться о своём  здоровье, стремление вести здоровый  образ жизни.

7. Активизация словаря: почемучки, ёмкость, легенда, Геракл, хот дог.

Предварительная работа:

1. Прочитать детям Н. Кун  «Легенды и Мифы Древней Греции»

2. Познакомить детей с  иллюстрированной картиной, на которой  нарисован «Геракл»

3. Пригласить в группу  старшую медсестру для беседы  с ребятами о здоровом образе  жизни.

Оборудование:

1.Модель солнца,

2.Модель рисунка "Поговорки",

3. Набор иллюстраций - “Продукты  питания”,

4. Макет дерева,

5. Рекламный мячик,

6. Грамзапись для физкультурной  минутки “Чунга–чанга”.

7. Оборудование для опыта: ёмкость с водой, бутылочки и  трубочки по количеству детей, ёмкость для снега, снег.

Методические приёмы:

1. Сюрпризный момент, приход  гостей.

2. Рассказ воспитателя  «Старая легенда»

3. Проблемная ситуация  «Лучики солнца»

4. Физкультминутка.

5. Игры с детьми.

6. Отгадывание загадок.

7. Опыты с участием  детей.

8. Итог.

Ход занятия:

Учитель:

Ребята, у нас сегодня гости! Подойдите, поздоровайтесь с душой и сердцем.

А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю. Уважаемые наши гости, я, Татьяна Сергеевна, и мои ребята из группы “Почемучки” рады видеть вас у нас в гостях, мы всегда рады гостям.

Вопрос:

Ребята, почему я вас назвала “почемучками?” А ты, “почемучка?”

Учитель:

А знаете ли вы, сколько ваших вопросов я слышу каждый день?

Вопрос:

А ты как думаешь? 5 тысяч “где”, 7 тысяч “как”, 100 тысяч “почему”!

Сегодня, мои милые “Почемучки”, мы найдём ответ ещё на один вопрос.

Расскажу я вам старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали решать…. Каким должен быть человек.

Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал:

“Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”.

Но один из богов сказал так:

“Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека." Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Учитель:

Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребёнка), в каждом из нас.

Вопрос:

Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит, быть здоровым?

А как ты считаешь? А ты здоров? Почему?

Учитель:

Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила.

Вопрос:

Каких вы людей считаете сильными? А твой папа сильный? А ты сильный?

А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах.)

Учитель:

Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы.

Самые сильные мышцы у (….) как у Геракла, посмотрите ребята! Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки стали сильными?

Учитель:

Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (выбегайте, вставайте в круг) “Кто зарядкой занимается тот здоровья набирается!”

Зарядка.

Учитель:

Посмотрим, сколько силы стало в ваших руках (проверяют сами).

Вопрос:

Добавилось?

Учитель:

Сразу видно, “силушка по жилушкам огнём бежит”.

Вопрос:

Какие мышцы стали у тебя?

Учитель:

Ребята! А вот и ответ на вопрос: почему человек должен быть сильным?

Сила укрепляет здоровья человека!

“Крепится человек – крепче камня

Ослабнет - слабее воды!”

Чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.

Возьмите по бутылочке, загляните внутрь.

Вопрос:

Что там лежит? А у тебя что–то есть? Сейчас мы увидим, кто там прячется!

“Один, два, три невидимка из бутылочки беги”- опускайте бутылочки в воду.

Вопрос:

Что за невидимка сидел в бутылочке?

Учитель:

Мы увидели воздух, который был в бутылочке. Давайте посмотрим, какой воздух

мы вдыхаем. Поставьте бутылочки, этот фокус вы можете показать дома.

Ребята все мы знаем:

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы

Дышим он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Опыт:

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Вопрос:

Что вы чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? А ты что чувствовал?

Учитель:

Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем (давайте вспомним, какое упражнение на дыхание мы знаем).

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения?

А откуда в воздухе появляется кислород?

Учитель:

Правильно, ребята, воздух, богатый кислородом, – это чистый воздух!!

Вопрос:

Как же зовут второй лучик здоровья?

Учитель:

Чтобы быть здоровым нужен чистый свежий воздух? (переворачиваю лучик).

Ребята, какая поговорка зашифрована? Молодец, первым догадался...

Вопрос:

Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда? Как ты считаешь?

Вы согласны?

Учитель:

В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты.

Давайте поиграем в игру "Рекламный мячик" и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство.

Игра.

Жёлтая Фанта - напиток для франта

Ответ детей:

Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри.

В мире лучшая награда – это плитка Шоколада

В мире лучшая награда – это ветка Винограда.

Знайте, дамы, господа: “Сникерс” - лучшая еда.

Будешь кушать “Сникерс” сладкий будут зубы не в порядке.

Если много есть Горчицы – полетишь быстрее птицы

Будешь много есть горчицы, будешь злей самой волчицы.

Я собою очень горд, я купил сегодня Торт.

Фрукты, Овощи полезней, защищают от болезней.

В благодарность Пепси–Коле самым умным будешь в школе.

Вкус обманчивый порой, Молоко пей дорогой.

Даёт силы мне всегда очень Жирная еда.

Даёт силы нам всегда Витаминная еда.

тать здоровым мне помог с красным кетчупом хот дог.

Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги.

Учитель:

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты. Ребята, я предлагаю вам стать садовниками здоровья, давайте вырастим чудо–дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают на дерево). Полюбуйтесь своей работой.

Вопрос:

Почему на дереве выросла морковка?

Чем полезно молоко?

Какой витамин в свекле?

Почему (…) вырастила орех?

Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Учитель:

Вот так чудо-дерево получилось

Полезными плодами оно расцветилось

Мы запомним навсегда

Для здоровья нам нужна витаминная еда

(открываю третий лучик)

Следующий лучик нашего здоровья прячется под салфеткой.

Отгадаете загадку, узнаете отгадку:

“На горе горой, а в избе водой.”

Учитель:

Внести ёмкость с комочками снега.

Пусть ваши руки отгадают, что под салфеткой лежит?

“Возьмите снежные комочки, разотрите ими щёчки”

(игры со снегом)

Учитель:

“Смолоду закалишься, на весь век сгодишься”

Вопросы:

Почему вы закаляетесь?

Как вы думаете, почему именно холодом закаляется человек?

А вам нравится закаляться?

Чем ещё вы закаляетесь? (Водой)

Чем больше любите закаливаться, снегом или холодной водой?

“Закаляться надо снегом и водой холодной, и тогда микроб голодный вас вовек не одолеет".

Вопрос:

Так что надо делать, чтобы стать здоровым? (Открываю лучик).

Учитель:

Внимательно, внимательно посмотрите друг на друга, почему у (…) сверкают

глаза.

Почему у (…) добрая улыбка?

Почему вы все весело улыбаетесь?

Какое у вас настроение. Хорошее настроение - вот имя последнего лучика.

Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. А вот вы сможете ли беречь его? Молодцы, я уверена в вас! А смогут ли сохранить здоровье, данное им богами, наши гости?

Подойдём, спросим.

(Беседа детей и гостей).

 

 

Приложение №11

 

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков для умственно отсталых младших школьников "Если сладко спиться, сон хороший снится"

 

Программное содержание:

1. Дать детям понятие  о сне;

2. Показать значение сна  в жизни человека;

3. Объяснить детям физиологию  сна;

4. Ознакомить с основными  гигиеническими правилами сна.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность