Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста в СКШИ VIII вида.
Объект исследования - особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - пути и способы оптимизации культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Особенности культурно-гигиенических навыков младших школьников в СКШИ VIII вида
1.1 Психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии младших школьников
1.3 Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из целей коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Организация и методика проведения экспериментальной работы
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3Экспериментальная работа по оптимизации процесса формирования культурно – гигиенических навыков младших школьников СКШИ VIII вида
2.4 Динамика уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у учащихся СКШИ VIII вида после проведения экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 590.39 Кб (Скачать файл)

В число вопросов, изучаемых гигиеной личной, включаются также мероприятия по предупреждению обморожений в холодное время года и нарушений теплорегуляции в жаркое время года.

Основа гигиены быта — соблюдение и поддержание в квартире чистоты и порядка. Комнаты не стоит загромождать мебелью — это затрудняет уборку и способствует скоплению пыли. Для поддержания чистоты нужно ежедневно вытирать пыль, подметать пол влажной щеткой (мыть пол следует не реже одного раза в неделю), регулярно, по мере загрязнения, мыть окна. Мягкую мебель и ковры лучше чистить пылесосом.

Чтобы воздух был всегда чистым, помещение необходимо хорошо проветривать, открывая форточку на 30 минут не менее трех раз в день: утром во время зарядки, при уборке помещения и перед сном.

Летом окна следует держать открытыми.

В кухнях, ванных комнатах, туалетах имеются решетки, через которые т1шже осуществляется вентиляция.

В комнатах по возможности должна поддерживаться постоянная, комнатная температура воздуха: в теплое время года — от 22 до 25°С, в зимнее время от 20 до 22°С (но не ниже 18°С). Большое внимание следут уделять соблюдению чистоты в местах общего пользования.

Особенно тщательно следует убирать кухню. Для предупреждения появления мух, тараканов, грызунов не следует оставлять в открытом виде пищу и грязную посуду, пищевые отходы нужно собирать в закрывающееся ведро и своевременно их выбрасывать. Ванну следует мыть после каждого пользования. Унитазы мыть ежедневно специальной щеткой.

Практическая работа с учащимися

После рассказа учитель предлагает учащимся задания.

Первое практическое задание. Способом вырезанных силуэтов из бумаги изобразить самые ходовые предметы личной гигиены (зубная щетка, расческа или гребень, мыло и мочалка, лосьон, предметы одежды и обуви).

Второе практическое задание. Изобразить аппликацией те предметы, которыми пользуются при уборке помещения (веник, пылесос, ведро, щетки и метелки).

Учащиеся по выбору выполняют задания. По окончании работ учитель показывает лучшие работы и комментирует их.

Подведение итогов классного часа (урока)

В конце классного часа учитель делает вывод, что гигиена (греч. — приносящий здоровье) — меры, обеспечивающие сохранение здоровья, условий жизни, влияющих на здоровье, предупреждающие заболевания.

Гигиена рассматривает влияние воздуха, воды, одежды, жилища и т. д. нездоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

Классный час

умственный отсталый культурный гигиенический школьник

Тема: «Друзья Вода и Мыло» (игровая программа)

Цель: привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.

Оборудование: лист ватмана, фломастеры, альбомные листы для детей, карандаши.

Ход классного часа

Беседы по теме «Друзья Вода и Мыло»

Учитель.

— Послушайте «Сказку о микробах»: Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и Мухи!» И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

— Подумайте, что в этой сказке - тправда, а что вымысел? Что помогает нам победить микробы? (Вода. С водой надо дружить. Вода — доктор. Без воды не может жить человек.)

— Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, ] как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

— Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)

— Да. Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

— Когда следует мыть руки? Как надо правильно мыть руки? (При обсуждении этого вопроса к доске или на стену прикрепляется большой лист бумаги и j отмечается фломастером каждый шаг.)

• Сильно намочите руки.

• Пользуйтесь мылом.

• Намыливайте руки с обеих сторон.

• Намыливайте руки между пальцами.

• Полощите руки чистой водой.

• Вытирайте руки насухо полотенцем. Сначала некоторые дети, а потом и все остальные демонстрируют все стадии мытья и вытирания рук.

Заучивание слов:

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Практическое задание «Вредные советы»

Учитель предлагает задание.

— Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» — они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» — они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал «Вредные советы».

Никогда не мойте руки. Шею, уши и лицо. Это глупое занятье

Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки. Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы. Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет. К старости сама собою Облысеет голова.

- Нарисуйте портрет человека, который выполнил эти «вредные  советы». Это красивый человек?

Выскажите свое мнение об этих «советах». Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал чистюлей.

Учитель выслушивает несколько рассказов детей, затем анализирует лучшие рисунки учащихся.

Подведение итогов классного часа (урока)

Учитель поощряет активных учеников и делает вывод, что умываться надо регулярно с мылом, мытье рук должно стать хорошей привычкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 16

Классный час

 

Тема: «Правила ухода за телом» (беседа-практикум)

Цели: привитие навыков здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом; — знакомство второклассников с основными правилами мытья тела, рук и ухода за волосами. |

Оборудование: таз с водой, мыло, полотенце, зеркало. Несколько красочных рисунков или репродукций картин об уходе детей за телом. Книги К. Чуковского, В. Маяковского.

Ход классного часа

Ситуация «Мытье тела и уход за волосами» 1

Учитель открывает картинку, на которой нарисованы опрятные, аккуратно одетые ученик и ученица, и показывает ее детям.

Пояснив, что мальчика зовут, например, Володей, а девочку Наташей, учитель спрашивает учащихся, что они могут сказать про Володю и Наташу, как они назовут таких мальчика и девочку. Учитель напоминает, что надо давать полные ответы, слова произносить правильно.

Учащиеся обычно отвечают, что Володя чистый,3 опрятный, аккуратный; волосы у Володи коротко острижены; Володя бодрый, здоровый, крепкий. 3 Наташа аккуратно причесаны волосы.

Учитель поясняет, что все школьники должны быть такими же чистыми, опрятными, здоровыми. Но это не дается без старания, без труда. Чтобы быть чистым и опрятным, надо постоянно и правильно заботиться об этом.

Напомнив учащимся о том, что называется телом человека, учитель задает вопрос: чем покрыто тело человека? Учащиеся отвечают, что тело человека покрыто кожей.

Учитель может предложить детям рассмотреть кожу на своих руках. Он обращает внимание на то, что кожа мягкая, розоватая, что на ней видны бороздки, складки. При движении пальцев кожа то легко натягивается, то образует складки.

Учитель спрашивает учащихся, что у них появляется на коже, когда им бывает очень жарко (например, при беге в жаркий день). Учащиеся отвечают, что на коже выступают капельки пота.

Учитель добавляет, что на коже постоянно есть еще тонкий слой жира (кожного сала).

Если человек долго не моется, то у него на коже собираются кожное сало, остатки пота и пыль в большом количестве, кожа становится грязной, она грубеет, на ней могут появиться трещины.

— Грязная кожа может принести вред здоровью, кроме того, на грязного мальчика (грязную девочку) неприятно смотреть. Для того чтобы кожа была чистой, нужно все тело мыть не реже одного раза в неделю; мыться надо теплой водой с мылом и мочалкой (намыливать кожу надо 2—3 раза). Только таким способом можно хорошо смыть жир, имеющийся на коже (кожное сало), полностью смыть грязь. Мыться можно либо в бане, либо дома. После мытья человек чувствует себя лучше, бодрее.

На волосах и между ними при плохом уходе собирается много кожного сала, пыли, грязи. Поэтому мальчикам лучше всего волосы стричь коротко, под машинку. Тогда голову так же легко вымыть, как и шею и лицо. Это особенно удобно в жаркое время.

Девочкам с длинными волосами надо мыть голову не реже чем раз в неделю, после мытья прочесывать волосы чистым гребнем. Ежедневно надо аккуратно причесываться (показать картинки). Взлохмаченные, растрепанные волосы — признак неряшливости, неопрятности.

Девочкам надо запомнить, что ленточки в косичках будут выглядеть у них красиво лишь в том случае, если волосы будут совершенно чистые.

После мытья надо обязательно надеть чистое белье (показать картинку). Почему?

Потому, что белье при носке пропитывается потом, кожным салом, загрязняется.

Запомним первых два правила ухода за телом.

1. Мыть тело теплой  водой с мылом и мочалкой (или  губкой) не реже раза в неделю.

2. После мытья надевать  чистое белье.

Далее учитель предлагает практически закрепить правила ухода за телом. Вызывает к столу с оборудованием (таз с водой, мыло, полотенце) любого ученика. Во время общения с детьми использует их имена (в тексте приведены примеры имен второклассников).

Учитель. Для того чтобы быть чистым и опрятным, надо не только еженедельно мыть все тело. Необходимо также ежедневно мыть лицо, шею, уши, руки.

Почему мы моем лицо не раз в неделю (как все тело), а каждый день, даже по несколько раз в день?

Потому что лицо, уши, шея одеждой не покрыты. Они быстро загрязняются пылью, которая оседает на них из воздуха и смешивается с потом, с кожным салом.

Как часто надо умываться?

Не менее двух раз в день: утром после вставания и i вечером перед тем, как ложиться спать. Следует умываться и днем, например, после некоторых игр, работ, после ходьбы по пыльной дороге.

Сейчас Дима и Надя покажут нам, как надо умывать лицо, шею и уши.

Вот здесь у нас приготовлено все, что нужно для умывания (вода, таз, мыло). Полотенце Дима повесил. Правильно сделал. А то некоторые дети перед умыванием накидывают полотенце на себя (на плечи, на шею) или опоясываются им. Так нельзя делать. Когда полотенце накинуто на плечи, оно загрязняется брызгами из таза или раковины.

Хорошенько присматривайтесь. Все мальчики и девочки должны научиться так аккуратно умываться.

Мальчик снимает костюм, остается в майке, аккуратно кладет снятую одежду на стул. Девочка поливает из кувшина. Сначала мальчик моет руки с мылом, а затем лицо.

Учитель поясняет, что мыться надо в майке, а еще лучше раздетым до пояса. Мыть лицо надо только чистыми руками. Учитель обращает внимание детей на то, что мальчик хорошо намыливает лицо, уши, шею, полностью смывает мыльную пену. Воду подносит аккуратно, не расплескивая.

Учитель добавляет, что некоторые дети моют руки и лицо водой, налитой в таз. Так делать нельзя. Надо мыться чистой водой, из крана или кувшина. Затем мальчик вытирается полотенцем. Учитель объясняет, что вытираться надо хорошо, насухо. Если после мытья кожа остается мокрой, то она становится негладкой, шершавой, грубеет, на ней в холодную погоду образуются трещины.

Учитель может показать детям, что полотенце после того, как им вытирались, осталось чистым. Это произошло потому, что Дима хорошо вымыл руки и лицо. Если дети плохо моют их, то полотенце становится грязным после первого же пользования им.

Можно ли вытираться общим полотенцем? Нет.

Каждый школьник должен иметь отдельное полотенце и вытираться только им.

После употребления полотенце вешают на отведенное для него место. Мыльницу с мылом надо также всегда хранить в каком-либо одном месте (например, на полочке).

Учитель может предложить Диме проверить в зеркале, хорошо ли он вымыл лицо. Затем предлагает всем детям посмотреть, полюбоваться, как чисто вымыл Дима лицо, уши, шею, как посвежело лицо, похорошело. Каждому мальчику и девочке после умывания надо посмотреть в зеркало, чтобы убедиться, что хорошо умылся.

Ситуация «Мытье рук и уход за ногтями»

Учитель. Как часто мы моем руки? Чаще, чем лицо, или реже? Чаще. Почему? Руки, так же как и лицо, не покрыты одеждой. Учитель предлагает детям перечислить, к каким предметам приходится им притрагиваться в течение дня, затем подытоживает полученные ответы. Руками мы работаем. А во время работы, например при подметании пола комнаты, чистке картофеля, при столярной работе или работе в огороде и т. д., руки почти всегда загрязняются. Могут загрязняться руки и при письме. Руки у нас обязательно загрязняются, когда мы играем в мяч, в городки, когда притрагиваемся к калошам, дверным ручкам, к крючку и цепочке в уборной, к кошке, собаке и т. д. На всех этих предметах обычно есть грязь.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно-гигиенических навыков младших школьников с интеллектуальной недостаточность