Введение
Актуальность исследования. История человеческой цивилизации
насыщена различного рода конфликтами.
Одни конфликты охватывали целые континенты
и десятки стран и народов, другие вовлекали
большие и малые социальные общности,
третьи происходили между отдельными
людьми. Возникновение государственности
можно рассматривать, как стремление создать
универсальный механизм для предотвращения
и разрешения конфликтов. На протяжении
веков лучшие умы человечества создавали
теоретические модели бесконфликтного
общества, а порой пытались воплотить
их в реальную жизнь. К великому сожалению,
всё заканчивалось неудачей и порождало
ещё более ожесточённые конфликты
[6, с. 56].
Сегодня конфликты – повседневная
реальность. Для эффективного решения
возникающих проблем каждому
человеку необходимо усвоить
определённый минимум теоретических
знаний и практических навыков
поведения в конфликтных ситуациях[31,с.44].
В настоящее время усилился
научный интерес к проблеме
конфликта, что в немалой степени
объясняется повышением общего
уровня конфликтности современного
общества. Формирование умений различать
конфликты, стимулирующие развитие
личности и общественных отношений,
и конфликты, разрушающие коммуникацию,
обеспечивает подготовку молодого
поколения к самостоятельной жизни [14,
с. 78].
Впервые
человек сталкивается с этим
явлением сразу же после рождения.
Попытки ребёнка познать тот
мир, который будет окружать
его на протяжении всей жизни,
часто пресекаются словами взрослых
о том, что этого или того
делать нельзя, а то, что делать
разрешается, не всегда соответствует
его познавательным потребностям.
Таким образом, свобода действий
и перемещений, начиная с момента
рождения, уже направляется взрослыми
в определённое русло, которое
в большинстве случаев противоречит
стремлениям ребёнка. Возникает
конфликт: дети нервничают,
плачут, стремясь любыми путями
добиться желаемого [15, с. 79].
Своё продолжение это находит
в начальной школе, где ученик
вступает в конфликты не только
со сверстниками, но и с учителями.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков
определяют конфликт, как осознанное
противоречие между общающимися
личностями, которое сопровождается
попытками его разрешения на фоне
эмоциональных отношений [8, с. 17].
А.А. Ершов определяет конфликт
как действие противоположных,
несовместимых в данной ситуации
мотивов, интересов, типов поведения
[16, с. 78].
А.Г. Ковалев считает, что конфликт
- это явление межличностных и
групповых отношений, это проявление
противоборства, активного столкновения
оценок, принципов, мнений, характеров,
эталонов поведения
[21, с. 47].
Особенно
уязвимым к конфликтам является
подростковый возраст.
Подростковый возраст – это
возраст значительных перемен
в психике ребёнка, перестройки
всего его организма, смены
ценностных ориентаций, потери авторитета
одними людьми и приобретения
его другими, изменение взаимоотношений
в семье, которые являются факторами
конфликтного поведения [1, с. 82].
Чтобы
предотвращать конфликты необходимо
формировать конфликтную компетентность
- умение удерживать противоречие
в продуктивной конфликтной форме,
то есть способность к разрешению
конфликта [19, с. 72].
По
мнению И.А Колесниковой, конфликтная
компетентность - это освоение позиции
партнёрства, сотрудничества на
фоне позитивного овладения способами
регуляции поведения, представляющая
собой динамическое структурно-уровневое
образование, отражающее единство
содержательного, деятельностного
и личностного компонентов [24, с. 58].
Л.А.Петровская
определяет конфликтную компетентность
как компетентность человека
в конфликтной ситуации, а
основными образующими конфликтной
компетентности считает: компетентность
участника в собственном Я (Я-компетентность),
в потенциале другого участника (участников)
и ситуационная компетентность [5, с. 93].
Конфликтная компетентность является
неотъемлемой частью конфликтологической
компетентности, то есть способностью
действующего лица (организации,
социальной группы, общественного
движения и т.д.) в реальном
конфликте осуществлять деятельность,
направленную на минимизацию деструктивных
форм конфликта [58, с. 52.]
Решение проблемы заключается
в эффективной организации работы
с конфликтными подростками, которая
состоит в своевременном выявлении
у детей тех или иных предпосылок
конфликтного поведения, с помощью
диагностических методик, профилактики
конфликтного поведения, а если
конфликты уже имеются, в эффективном
и правильном их ослаблении
и разрешении, а также в профессионализме
учителей, социальных педагогов,
способных работать с конфликтными
подростками.
В связи с этим темой нашего
исследования является: «развитие
конфликтной компетентности у
современных подростков»
Объект исследования - процесс социально-педагогической
деятельности по формированию конфликтной
компетентности у подростков.
Предмет исследования - особенности развития конфликтной
компетентности у современных подростков.
Цель исследования – рассмотреть особенности и
основные направления деятельности
социального педагога по развитию конфликтной
компетентности у современных подростков.
В соответствии с проблемой,
предметом, объектом и целью
исследования были поставлены
следующие задачи:
1.рассмотреть основные концепции
по изучению конфликтной компетентности
в современной психологии;
2.изучить конфликтную компетентность
и её основные психологические
составляющие;
3.выявить особенности проявления
конфликтности у современных
подростков, обобщить основные направления
и стратегии, а также методы
и приёмы по развитию конфликтной
компетентности у подростков;
4.исследовать
особенности развития конфликтной
компетентности в подростковом
возрасте.
Гипотеза исследования – предполагается, что уровень
развития конфликтной компетентности
у современных подростков определяется
степенью овладения способами регуляции
поведения, умением находить оптимальные
стратегии поведения в конфликтной ситуации
и уровнем развития коммуникативных умений.
Методы исследования:
1. Теоретические
(анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования,
систематизация, формулировка выводов,
выделение главного, обобщение);
2. Эмпирические
(беседа, анкетирование, тестирование,
эксперимент ).
Методологическая основа исследования: работы по общей теории конфликтов
(А.Я Анцупов, В.В Дружинин, В.Н Кудрявцев,
Д.С Конторов); теории по исследованию
структуры, характеристик и динамики конфликтов
(Н.В.Гришина, А.А.Ершов, В.Н.Кудрявцев, А.Н.Сухов);
концепции по изучению психологических
характеристик конфликтных личностей
(В.Т.Зазыкин, Е.В.Зайцева, Н.В.Крогиус, А.Н.Сухов);
ролевого поведения в конфликте (Е.Г.Баранов);
стратегий и тактик конфликтного противоборства
(Н.ВГришина, А.С.Гусева, В.В.Козлов); методов
разрешения конфликтов (Г.Томас, Ф.Кильман,
И.А.Фурманов); исследования социальных
конфликтов (С.М. Емельянов, A.B. Карпов,
В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И.Пригожин,
Т.Н. Привалихина и др.); работы по определению
конфликтной компетентности (Л.С.Выготского,
Т.В.Ковшечниковой, А.Н.Клермона, Ж.Пиаже,
Б.И.Хасана, Г.Д.Щедровицкого, Л.М.Митина,
Л.А.Петровская, И.И.Рыданова, И.А Колесниковой);
теории, посвящённые изучению подросткового
возраста (Л.И.Божович, С.Холл, А. Гезелл,
Д.Б.Эльконин, К.Левин, А.Н Леонтьев, А.Р.
Лурия, В.Н. Мясищев, В.С.Мерлин, Я.Л.Коломенский,
М.И Рожков).
Теоретическая значимость исследования: рассмотрены основные концепции
изучения конфликтной компетентности;
изучены основные уровни конфликтной
компетентности; проанализированы основные
психологические составляющие конфликтной
компетентности; выявлены основные
стратегии управления конфликтом; определены
основные направления, методы и приёмы
по развитию конфликтной компетентности
у подростков.
Практическая значимость исследования: исследование позволило выявить
уровень развития конфликтной компетентности
у подростков; разработать комплекс мер
по развитию конфликтной компетентности
у подростков; материалы данной работы
могут быть использованы в практической
деятельности психологов и социальных
педагогов в работе с подростками и с их
родителями.
Структура работы: работа состоит из двух глав,
каждая из которых состоит из трёх подпунктов;
включает введение, выводы по главам, заключение,
список литературы, состоящий из 60 литературных
источников, 7 приложений, 2 таблицы, и 10рисунков.
Объём работы –63 страницы.
Экспериментальная
база исследования: исследование проводилось
в МБОУ СОШ №35 и №6 с учениками 8 класса
в возрасте 14 лет; в количестве 36 человек.
Глава1. Теоретико-методологические
основы изучения конфликтной компетентности
в современной психологии
1.1.
Основные подходы к рассмотрению конфликтной
компетентности в современной психологии
В настоящее время проблема
конфликта и конфликтной компетентности
стала одной из важнейших проблем
нашего общества. Рост интереса
к конфликту и конфликтологии
всё больше возрастает. Отсутствие
взаимопонимания между людьми, насилие,
агрессия, терроризм, всё это приводит
к конфликту. Конфликт в самом
общем виде – эта специфическая
организованность деятельности, в
которой противоречие удерживается
в процессе его разрешения. Если
мы признаем противоречивый характер
процессов развития, то следует
всерьез обсуждать конфликтную
компетентность как базовую характеристику
эффективной продуктивно-коммуникативной
деятельности. До наших дней эффекты
конфликтофобии, боязни конфликтов,
были и остаются очень устойчивыми,
тогда как понимание конфликта
как связующего, а не разобщающего
звена есть одно из оснований
конфликтной компетентности.
Конфликты несут нам переживания
и негативные эмоции. Они вредят
делу, мешая совместным согласованным
действиям, портят отношения между
людьми. Они вызывают нервное
напряжение и стрессы, что в
свою очередь, негативно влияет на
здоровье человека [4, с. 82].
В психологических трудах, посвященных
конфликтам, преобладают работы
по общей теории конфликтов (А.Я.Анцупов,
В.В.Дружинин, В.Н.Кудрявцев, Д.С.Конторов
и др.), исследования структуры,
характеристик и динамики конфликтов
(Н.В.Гришина, А.А.Ершов, В.Н.Кудрявцев,
А.Н.Сухов), психологических причин
(А.Я.Анцупов, В.Т.Зазыкин, Н.С.Нечаева,
Т.С.Сулимов и др.), психологических
характеристик конфликтных личностей
(В.Т.Зазыкин, Е.В.Зайцева, Н.В.Крогиус
, А.Н.Сухов .), ролевого поведения
в конфликте (Е.Г.Баранов .), стратегий
и тактик конфликтного противоборства
(Н.В.Гришина, А.С.Гусева, В.В.Козлов.), методов
разрешения конфликтов ( Г.Томас, Ф.Кильман,
И.А.Фурманов).
По
мнению А.Я. Анцупова и А.И.Шипилова,
«в России на всех этапах
развития конфликты оказывали
не просто заметное, а, как правило,
решающее влияние на её историю.
Войны, революции, борьба за
власть, борьба за собственность,
межличностные и межгрупповые
конфликты в организациях, убийства,
бытовые и семейные конфликты,
самоубийства как способы разрешения
внутриличностных конфликтов - основные
причины гибели людей в нашей
стране. Конфликт был, есть и
в обозримом будущем будет
решающим фактором, влияющим на
безопасность России и её граждан» [4, c.79].
В психологических словарях конфликт
определяется как трудно разрешимое
противоречие, связанное с острыми
эмоциональными переживаниями [12, с. 34].
По
мнению К.К. Платонова и В.Г.
Казакова конфликт это осознанное
противоречие между общающимися
личностями, которое сопровождается
попытками его разрешения на фоне
эмоциональных отношений [9, с.34].
А.А.
Ершов определяет конфликт как
действие противоположных, несовместимых
в данной ситуации мотивов, интересов,
типов поведения
[10, с.82].
Н.В.
Гришина рассматривает конфликт
как осознанное препятствие в
достижении целей совместной
деятельности, как реакцию на
почве несовместимости характеров,
несходства культурных основ и потребностей
[10, c.94].
Д.П.
Кайдалов и Е.И. Суименко называют
конфликтом столкновение интересов,
взглядов, установок, стремлений личности
[20, с. 65].
А.Г.
Ковалев считает, что конфликт
- это явление межличностных и
групповых отношений, это проявление
противоборства, активного столкновения
оценок, принципов, мнений, характеров,
эталонов поведения.
Конфликт представляет собой деструкцию
этих отношений на эмоциональном, когнитивном
или поведенческом уровнях. С точки зрения
психического состояния противоборствующих
сторон, конфликт выступает одновременно
и как защитная реакция, и как ответная
эмоционально окрашенная реакция. Исходя
из этого, конфликт представляет собой
механизм развития человеческой деятельности,
личности. Условием эффективного разрешения
конфликтного противоречия является наличие
у субъекта соответствующей компетентности
– способности к самообразовательной
деятельности [25, c.78].