Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:34, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый диплом ефременко.docx

— 265.47 Кб (Скачать файл)

Введение

          Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, всё заканчивалось неудачей и порождало ещё более ожесточённые конфликты

[6, с. 56].

         Сегодня конфликты – повседневная  реальность. Для эффективного решения  возникающих проблем каждому  человеку необходимо усвоить  определённый минимум теоретических  знаний и практических навыков  поведения в конфликтных ситуациях[31,с.44].

          В настоящее время усилился  научный интерес к проблеме  конфликта, что в немалой степени  объясняется повышением общего  уровня конфликтности современного  общества. Формирование умений различать  конфликты, стимулирующие развитие  личности и общественных отношений,  и конфликты, разрушающие коммуникацию, обеспечивает подготовку молодого  поколения к самостоятельной жизни [14, с. 78].

        Впервые  человек сталкивается с этим  явлением сразу же после рождения. Попытки ребёнка познать тот  мир, который будет окружать  его на протяжении всей жизни,  часто пресекаются словами взрослых  о том, что этого или того  делать нельзя, а то, что делать  разрешается, не всегда соответствует  его познавательным потребностям. Таким образом, свобода действий  и перемещений, начиная с момента  рождения, уже направляется взрослыми  в определённое русло, которое  в большинстве случаев противоречит  стремлениям ребёнка. Возникает  конфликт: дети нервничают,

плачут, стремясь любыми путями добиться желаемого [15, с. 79].

          Своё продолжение это находит  в начальной школе, где ученик  вступает в конфликты не только  со сверстниками, но и с учителями. 

         К.К. Платонов и В.Г. Казаков  определяют конфликт, как осознанное  противоречие между общающимися  личностями, которое сопровождается  попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [8, с. 17].

         А.А. Ершов определяет конфликт  как действие противоположных,  несовместимых в данной ситуации  мотивов, интересов, типов поведения

[16, с. 78].

         А.Г. Ковалев считает, что конфликт - это явление межличностных и  групповых отношений, это проявление  противоборства, активного столкновения  оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения

[21, с. 47].

        Особенно  уязвимым к конфликтам является  подростковый возраст.         Подростковый возраст – это  возраст значительных перемен  в психике ребёнка, перестройки  всего его организма, смены  ценностных ориентаций, потери авторитета  одними людьми и приобретения  его другими, изменение взаимоотношений  в семье, которые являются факторами конфликтного поведения [1, с. 82].

        Чтобы  предотвращать конфликты необходимо  формировать конфликтную компетентность - умение  удерживать противоречие  в продуктивной конфликтной форме,  то есть способность к разрешению конфликта [19, с. 72].

        По  мнению И.А Колесниковой, конфликтная  компетентность - это освоение позиции  партнёрства, сотрудничества на  фоне позитивного овладения способами  регуляции поведения, представляющая  собой динамическое структурно-уровневое  образование, отражающее единство  содержательного, деятельностного и личностного компонентов [24, с. 58].

       Л.А.Петровская  определяет конфликтную компетентность  как компетентность человека  в конфликтной ситуации, а   основными образующими конфликтной компетентности считает: компетентность участника в собственном Я (Я-компетентность), в потенциале другого участника (участников) и ситуационная компетентность [5, с. 93].

         Конфликтная компетентность является  неотъемлемой частью конфликтологической  компетентности, то есть способностью  действующего лица (организации,  социальной группы, общественного  движения и т.д.) в реальном  конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта [58, с. 52.]

          Решение проблемы заключается  в эффективной организации работы  с конфликтными подростками, которая  состоит в своевременном выявлении  у детей тех или иных предпосылок  конфликтного поведения, с помощью  диагностических методик, профилактики  конфликтного поведения, а если  конфликты уже имеются, в эффективном  и правильном их ослаблении  и разрешении, а также в профессионализме  учителей, социальных педагогов,  способных работать с конфликтными  подростками.

         В связи с этим темой нашего  исследования является: «развитие  конфликтной компетентности у  современных подростков»

Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности по формированию конфликтной компетентности у подростков.

         Предмет исследования - особенности развития конфликтной компетентности у современных подростков.

          Цель исследования – рассмотреть особенности и основные  направления деятельности социального педагога по развитию конфликтной компетентности у современных подростков.

          В соответствии с проблемой,  предметом, объектом и целью  исследования были поставлены  следующие задачи:

         1.рассмотреть основные концепции  по изучению конфликтной компетентности  в современной психологии;

         2.изучить конфликтную компетентность  и её основные психологические  составляющие;

         3.выявить особенности проявления  конфликтности у современных  подростков, обобщить основные направления  и стратегии, а также методы  и приёмы по развитию конфликтной  компетентности у подростков;

       4.исследовать  особенности развития конфликтной  компетентности в подростковом  возрасте.

         Гипотеза исследования – предполагается, что уровень развития конфликтной компетентности у современных подростков определяется степенью овладения способами регуляции поведения, умением находить оптимальные стратегии поведения в конфликтной ситуации и уровнем развития коммуникативных умений.

Методы исследования:

        1. Теоретические  (анализ психолого-педагогической  литературы по теме исследования, систематизация, формулировка выводов,  выделение главного, обобщение);

        2. Эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент ).

         Методологическая основа исследования: работы по общей теории конфликтов (А.Я Анцупов, В.В Дружинин, В.Н Кудрявцев, Д.С Конторов); теории по исследованию структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В.Гришина, А.А.Ершов, В.Н.Кудрявцев, А.Н.Сухов); концепции по изучению психологических характеристик конфликтных личностей (В.Т.Зазыкин, Е.В.Зайцева, Н.В.Крогиус, А.Н.Сухов); ролевого поведения в конфликте (Е.Г.Баранов); стратегий и тактик конфликтного противоборства (Н.ВГришина, А.С.Гусева, В.В.Козлов); методов разрешения конфликтов (Г.Томас, Ф.Кильман, И.А.Фурманов); исследования социальных конфликтов (С.М. Емельянов, A.B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И.Пригожин, Т.Н. Привалихина и др.); работы по определению конфликтной компетентности (Л.С.Выготского, Т.В.Ковшечниковой, А.Н.Клермона, Ж.Пиаже, Б.И.Хасана, Г.Д.Щедровицкого, Л.М.Митина, Л.А.Петровская, И.И.Рыданова, И.А Колесниковой); теории, посвящённые изучению подросткового возраста (Л.И.Божович,  С.Холл, А. Гезелл, Д.Б.Эльконин, К.Левин, А.Н Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.С.Мерлин, Я.Л.Коломенский, М.И Рожков).

         Теоретическая значимость исследования: рассмотрены основные концепции изучения конфликтной компетентности; изучены основные уровни конфликтной компетентности; проанализированы основные психологические составляющие конфликтной компетентности; выявлены  основные стратегии управления конфликтом; определены основные направления, методы и приёмы по развитию конфликтной компетентности у подростков.

         Практическая значимость исследования: исследование позволило выявить уровень развития конфликтной компетентности у подростков; разработать комплекс мер по развитию конфликтной компетентности у подростков; материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности психологов и социальных педагогов в работе с подростками и с их родителями.

        Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из трёх подпунктов; включает введение, выводы по главам, заключение, список литературы, состоящий из 60 литературных источников, 7 приложений, 2 таблицы, и 10рисунков. Объём работы –63 страницы. 

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в МБОУ СОШ №35 и №6 с учениками 8 класса в возрасте 14 лет; в количестве 36 человек.

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретико-методологические основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии

     1.1. Основные подходы к рассмотрению конфликтной компетентности в современной психологии

          В настоящее время проблема  конфликта и конфликтной компетентности  стала одной из важнейших проблем  нашего общества. Рост интереса  к конфликту и конфликтологии  всё больше возрастает. Отсутствие  взаимопонимания между людьми, насилие,  агрессия, терроризм, всё это приводит  к конфликту. Конфликт в самом  общем виде – эта специфическая  организованность деятельности, в  которой противоречие удерживается  в процессе его разрешения. Если  мы признаем противоречивый характер  процессов развития, то следует  всерьез обсуждать конфликтную  компетентность как базовую характеристику  эффективной продуктивно-коммуникативной  деятельности. До наших дней эффекты  конфликтофобии, боязни конфликтов, были и остаются очень устойчивыми,  тогда как понимание конфликта  как связующего, а не разобщающего  звена есть одно из оснований  конфликтной компетентности.

         Конфликты несут нам переживания  и негативные эмоции. Они вредят  делу, мешая совместным согласованным   действиям, портят отношения между  людьми. Они вызывают нервное  напряжение и стрессы, что в  свою очередь, негативно влияет на здоровье человека [4, с. 82].

         В психологических трудах, посвященных  конфликтам, преобладают работы  по общей теории конфликтов (А.Я.Анцупов,  В.В.Дружинин, В.Н.Кудрявцев, Д.С.Конторов  и др.), исследования структуры,  характеристик и динамики конфликтов (Н.В.Гришина, А.А.Ершов, В.Н.Кудрявцев,  А.Н.Сухов), психологических причин (А.Я.Анцупов, В.Т.Зазыкин, Н.С.Нечаева,  Т.С.Сулимов и др.), психологических  характеристик конфликтных личностей  (В.Т.Зазыкин, Е.В.Зайцева, Н.В.Крогиус  , А.Н.Сухов .), ролевого поведения  в конфликте (Е.Г.Баранов .), стратегий и тактик конфликтного противоборства (Н.В.Гришина, А.С.Гусева, В.В.Козлов.), методов разрешения конфликтов ( Г.Томас, Ф.Кильман, И.А.Фурманов).

        По  мнению А.Я. Анцупова и А.И.Шипилова, «в России на всех этапах  развития конфликты оказывали  не просто заметное, а, как правило,  решающее влияние на её историю.  Войны, революции, борьба за  власть, борьба за собственность,  межличностные и межгрупповые  конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты,  самоубийства как способы разрешения  внутриличностных конфликтов - основные  причины гибели людей в нашей  стране. Конфликт был, есть и  в обозримом будущем будет  решающим фактором, влияющим на  безопасность России и её граждан» [4, c.79].

         В психологических словарях конфликт  определяется  как трудно разрешимое  противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями [12, с. 34].

        По  мнению К.К. Платонова и В.Г.  Казакова конфликт это осознанное  противоречие между общающимися  личностями, которое сопровождается  попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [9, с.34].

        А.А.  Ершов определяет конфликт как  действие противоположных, несовместимых  в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения 
[10, с.82].

        Н.В.  Гришина рассматривает конфликт  как осознанное препятствие в  достижении целей совместной  деятельности, как реакцию на  почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей

[10, c.94].

        Д.П.  Кайдалов и Е.И. Суименко называют  конфликтом столкновение интересов,  взглядов, установок, стремлений личности [20, с. 65].

        А.Г.  Ковалев считает, что конфликт - это явление межличностных и  групповых отношений, это проявление  противоборства, активного столкновения  оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения.      Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Исходя из этого, конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности, личности. Условием эффективного разрешения конфликтного противоречия является наличие у субъекта соответствующей компетентности – способности к самообразовательной деятельности [25, c.78].

Информация о работе Основы изучения конфликтной компетентности в современной психологии