Особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Одной из актуальных задач дошкольного образования на современном этапе является развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательная деятельность в дошкольных образовательных организациях должна проходить в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 87.36 Кб (Скачать файл)

 Нами  было отмечено, что воображение является сложным и особым психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы. Мы отметили, что в зависимости от возраста воображение работает и развивается по-разному, выделили этапы развития творческого воображения в дошкольном возрасте, а также описали механизм его работы. Подробнее рассмотрели особенности развития творческого воображения у старших дошкольников.

Мы рассмотрели специфику восприятия музыки детьми 5-6 лет. Нами были проанализированы основные понятия, связанные с данным разделом, выделены особенности музыкального восприятия дошкольников. Также нами были подробно рассмотрены особенности музыкального восприятия детей 5-6 лет, и выяснили, что дети данного возрастного периода должны не только внимательно слушать музыку, но и различать марш, пляску, колыбельную, узнавать произведения по вступлению, сопоставлять характер разных построений, различать яркие средства музыкальной выразительности.

Нами были выделены условия развития творческого воображения средствами музыки. Нами были выделены следующие условия: ребенок должен иметь достаточный опыт музыкального восприятия и находиться в насыщенной предметно-материальной среде, при накоплении данного опыта важно, чтобы педагог грамотно руководил и создавал условия для развития творческого воображения, избирал разнообразные методы и формы работы, отбирал репертуар по основным принципам.

Нами был проведен констатирующий эксперимент, выделены цели, задачи методики, а также показатели, по которым проходило распределение детей по уровням развития творческого воображения при восприятии музыки. Нами были выявлены особенности развития творческого воображения детей 5-6 лет при восприятии музыки, проанализировано состояние работы ДОУ по данной теме, разработаны рекомендации для педагогов.

Таким образом, нами была полностью раскрыта тема исследования: определены особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с.
  2. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.:Музыка,1966.
  4. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки / И. Ю. Глебова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 31-34.
  6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-на-Дону, 2008.
  7. Дзержинская И.Л. Особенность восприятия музыки у дошкольников. – М., 1959.
  8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников// Вопросы психологии. - 1988. - № 6.
  9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.
  10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос, 2000. – 304 с. (электронный вариант)
  11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
  12. Кравцова Е. Развитие воображения //Дошкольное воспитание. - 1989. - №12.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, "Питер", 2001 г.
  14. Методика музыкального воспитания в детском саду // Н.А. Ветлугиной – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  15. Музыкальное воспитание дошкольников // О.П. Радыновой. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223 с.
  16. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии.
  17. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М.: Гном и Д, 2000..
  18. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь, 1998.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
  20. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
  21. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.; Л., 1947.
  22. Теплов Б.М. Психология. - М., 1953.
  23. Урунтаева Г.Д. Детская психология. – М.: Академия, 2001 – 336 с.
  24. Художественно-педагогический словарь / Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. - 480 с.
  25. Эстетика: Словарь. / Под ред. А Беляева - М: Политиздат, 1989.
  26. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Искусство, 1964.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1 - Анкетирование педагога старшей группы детского сада

№ П/п

Вопросы

Ответы педагога

1.

Что такое творческое воображение?

Процесс создания новых образов.

 

Какую роль играет творческое воображение в развитии ребенка?

Творческое воображение способствует развитию личности ребенка, развитию его творческих способностей.

 

Ставите ли вы задачу по развитию творческого воображения в своей работе или считаете, что эта способность развивается стихийно?

Да, но в основном в изобразительной деятельности.

 

В каких видах деятельности развивается творческое воображение?

В изобразительной, музыкальной, речевой деятельности.

 

Способствует ли музыка проявлению творческого воображения?

Да, музыка помогает детям воображать, создавать новое.

 

Какая музыка способствует проявлению творческого воображения?

Конечно же, классическая музыка, такие композиторы как П.И. Чайковский, Э.Григ, М.И. Глинка, И.С. Бах.


 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2 - Уровень развития творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет

Имя

Красочность, яркость рисунка

Сюжет рисунка и рассказа

Соответствие характеру музыки

Уровень

1

Максим К.

3 балла

обычный красочный рисунок, используется 4 цвета.

1 балл

типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста (дом на лугу).

0 баллов

ребенок никак не передает характер музыки.

низкий

2

Арина Б.

3 балла

обычный красочный рисунок, используется 3 цвета.

3 балла

необычный, но встречающийся у данных детей сюжет (лебеди плывут).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

средний

3

Ангелина К.

3 балла

обычный красочный рисунок, используется 3-5 цветов.

5 баллов

оригинальный, необычный сюжет (снежная королева не пускает людей гулять).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

средний

4

Настя П.

5 баллов

яркий, красочный рисунок с использование 6 цветов.

5 баллов

оригинальный, необычный сюжет (цветы сами себя разукрашивают и гуляют).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

высокий

5

Аня И.

5 баллов

яркий, красочный рисунок, используется 6 цветов.

1 балл

типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста (девочка гуляет).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

средний

6

Виолетта А.

5 баллов

яркий, красочный рисунок, используется 6 цветов.

1 балл

типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста (котик спит на коврике).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности (цвета, сюжета, композиции рисунка).

средний

7

Ксюша П.

3 балла

обычный красочный рисунок, используется 4 цвета.

1 балл

типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста (девочка гуляет).

0 баллов

ребенок никак не передает характер музыки.

низкий

8

Никита П.

1 балл

тусклый, неяркий рисунок, используется 2 цвета.

1 балл

типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста (человек плывет).

0 баллов

ребенок никак не передает характер музыки.

низкий

9

Никита Я.

3 балла

обычный красочный рисунок, используется 4 цвета.

5 баллов

оригинальный, необычный сюжет

(людоед ест облака  и складывает в лаву).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

средний

10

Валера Р.

5 баллов

яркий, красочный рисунок, используется 6 цветов.

1 балл

типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста (дом стоит в лесу).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

средний

11

Милана В.

3 балла

обычный красочный рисунок, использует 4 цвета..

1 балл

Типичный сюжет у детей дошкольного возраста (люди на лугу).

0 баллов

ребенок никак не передает характер музыки.

низкий

12

Алена Р.

3 балла

Обычный красочный рисунок, используется 4 цвета.

1 балл

Типичный сюжет у детей дошкольного возраста

(девочка гуляет и встречает  Бабу-Ягу).

3 балла

Ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки.

средний

13

Вова К.

3 балла

обычный красочный рисунок, используется 3 цвета.

3 балла

необычный, но встречающийся у детей сюжет

(шары летят в небо).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки.

средний

14

Ира Ш.

5 баллов

яркий, красочный рисунок с использованием 6 цветов.

5 баллов

оригинальный, необычный сюжет рисунка и рассказа (девочка пришла на елку раньше всех, построила горку и позвала радугу, солнышко и небо).

3 балла

ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности.

высокий

15

Маша И.

3 балла

обычный красочный рисунок, используется 4 цвета.

1 балл

типичный сюжет у детей дошкольного возраста (дома на лужайке)

0 баллов

ребенок никак не передает характер музыки.

низкий


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рисунок 1 – Уровни развития творческого воображения при восприятии музыки у детей 5-6 лет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности и условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет