Особенности психологического консультирования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:53, реферат

Краткое описание

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (консультирование).doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

В работе с родителями психолог должен помнить, что далеко не все из них имели опыт общения с психологами, адекватно представляют себе ситуацию, процесс и методы консультирования. Не все из них готовы сразу на откровенную беседу. Все эти вопросы консультанту необходимо обсудить с родителем после знакомства. В случае принятия условий начинается беседа по существу. Реализуя принцип анализа целостного жизненного пути ребенка, психолог ведет первичную беседу, собирая так называемый психологический анамнез. Одной из задач первичной беседы психолога с родителями является снятие эмоционального напряжения у них. Нередко только после беседы с психологом родители открывают для себя, что те трудности, которые они считали аномалией развития, на самом деле являются нормативными для данного возраста. В беседе следует направлять родителя в структурировании и упорядочивании проблем: выделить главные — те, которые необходимо решить в первую очередь, второстепенные. Если школьник обследуется по запросу учителя, необходимо постараться собрать информацию о нем и от родителей. Это заметно повышает эффективность диагностической и коррекционной работы, что согласуется с принципами стереоскопичности диагноза и комплексности обследования в консультировании.

В работе с подростком (и старшеклассником) полезно придерживаться ряда общих правил. После знакомства психолог должен дать возможность подростку освоиться и отметить, что ребенок может не отвечать на те вопросы, на которые не хочет отвечать, на любом этапе обследования может отказываться от работы с психологом. В ходе обследования у многих детей, в том числе и подростков, повышается тревожность, он делается менее откровенным, если психолог по ходу беседы делает записи. Поэтому результаты беседы приходится записывать после обследования. Манера поведения психолога, его тон, жесты очень сильно влияют на самоощущение и поведение подростка в процессе обследования. Необходимо вырабатывать демократичный стиль общения с детьми.

В ходе диагностической беседы обычно применяется тактика расспроса в сочетании с методом активного слушания. В некоторых случаях, когда, например, подросток растерян, потому что не знает, что надо говорить психологу, акцент делается на расспросе (иначе ребенок будет просто молчать). В других — когда подросток приходит поделиться тем, что наболело, преимущество отдается активному слушанию. Расспрос используется в минимальной степени либо вовсе не применяется. Иногда целесообразно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием. Приступая к работе в школе, психолог с самого начала должен согласовывать с администрацией случаи, когда он не будет обследовать детей. К ним относятся: отказы детей контактировать с психологом; нежелание родителей подвергать своих детей психологическому обследованию; запреты родителей детям рассказывать в школе что-либо о своей семье; такие нарушения поведения у подростка, при которых необходимо проконсультировать его у психоневролога, на что родители не дают согласия.

Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей  
и т.д.

В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога. В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.

В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.

В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера, отношений к животным, взаимоотношений со сверстникам.

Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним, в какой форме.

Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент, и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.

В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей. В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.

Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами. Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы. В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке  
(в классе и т. д.).

Проанализировав результаты обследования, консультант составляет психологическое заключение.

Старшие подростки неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, но с готовностью просят помощи в налаживании отношений с родителями. Если, например, проблема матери — ее конфликтное отношение к сыну, то трудность сына в том, что мать не принимает его образ жизни (на самом деле она не принимает его личность в целом).

В процессе психотерапии личностных проблем подростка возникает необходимость в личностном консультировании. Это бывает в тех случаях, когда подростку нужно получить совет психолога, как вести себя в конкретных ситуациях общения.

Нередко в практике личностного консультирования во время обсуждения психологом трудностей клиента между ними устанавливаются хороший контакт и более доверительные отношения, помогающие клиенту обнаруживать свои подлинные проблемы. Переход личностного консультирования в психотерапевтический процесс наблюдается в практике телефонов доверия, семейных консультаций.

Тесно связаны с личностным консультированием и другие виды консультирования. Когда родители подростков обращаются в консультацию за разъяснением, в чем состоит особенность подросткового возраста, хотят получить совет, как воспитывать подростка, какие формы поощрения и наказания можно применять, они, как правило, просят помощи в преодолении своих личностных трудностей, связанных с конфликтами в семье.

Психолого-педагогическое консультирование, как и профессиональное консультирование подростка, может стать первоначальным этапом личностного консультирования. Если у подростка, беседующего с психологом о своих учебных трудностях, возникает доверие к нему, он решается попросить у него совета, обсудить с ним трудности другого рода: в общении с одноклассниками, родителями, самим собой. В беседе с психологом о выборе профессии, анализируя свои склонности и интересы, подросток нередко расширяет рамки консультации и обращается к психологу со своими трудностями в самых разных сферах жизни.

Если подростку не с кем посоветоваться, а к школьному психологу или профконсультанту он чувствует доверие, его обращение за помощью в разрешении учебных трудностей или в выборе профессии будет лишь поводом для серьезного разговора. В таких случаях психологу следует понять истинный мотив обращения подростка и перестроить установку с диагностической на помогающую.

Только с позиции принятия психолог способен помочь подростку осмыслить то, что мешает ему самореализоваться, и одолеть препятствия в достижении цели. Психолог принимает подростка независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершает. Психологу мало преодолеть антипатию к асоциальному, необаятельному подростку или занять нейтральную позицию. Чтобы помочь подростку открыться, к нему необходимо проявить заинтересованное отношение. Однако инициатива в общении всегда у психолога. Он чувствует, как следует говорить с робким или, наоборот, дерзким, как помочь   выразить  себя  неуверенному  или  направить  в  нужное  русло   безудержного говоруна.

Когда подросток делится с психологом, он рассчитывает на прямой совет. Лучше всего давать «развивающий» совет, т. е. такой, чтобы он предполагал некоторый диапазон возможных действий и побуждал подростка самостоятельно искать оптимальный ход. Кроме «развивающего» совета можно сообщить подростку «развивающую» информацию: знания, которые позволят ему действовать наиболее адекватно.

Если ситуация требует совместного принятия решения, психолог делает это максимально тактично. Он не навязывает подростку своего мнения, он не директивен и вводит свои соображения с помощью слов «по-моему», «а что если». Не надо думать, что недирективный взрослый воспринимается подростком как неуверенный. Сложность состоит в том, чтобы за осторожными высказываниями обнаружить свою твердость и определенность позиции, а, предоставляя подростку свободу, косвенно подсказать ему оптимальное решение.

Эффективная работа с детьми и подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы войти во внутренний мир подростка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный, экономический, политический аспекты современного ему бытия. Психолог-консультант общается не с представителем пола или возраста, не с носителем тех или иных черт, а с уникальным индивидом, неотторжимым от среды его обитания (школа, семья, улица) и находящимся в определенной системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Подросток в каждый момент жизни несет в себе и свое прошлое, и свое будущее. Ввиду огромной миграции населения в нашей стране психологу следует принимать во внимание культурную специфику развития подростка (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникаций). Очень важно учитывать маргинальность подростка, если он живет в инородной среде.

4.1 Решение  психолого-педагогических проблем  подросткового возраста.

У родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков нередко возникают следующие проблемы, требующие проведения психологического консультирования.

 

Вариант 1. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам.

Конфликты между подростками и родителями в семье – очень часто встречающееся явление. Оно в определенной степени является естественным, если иметь в виду не конфликты как таковые, а порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей. Поскольку конфликты между подростками и взрослыми людьми встречаются практически почти в каждой семье, то их можно считать нормальным явлением.

Такие конфликты обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости, поэтому они не должны вызывать у родителей особого беспокойства, в частности за будущее конфликтогенного ребенка. В этом прежде всего и должен постараться убедить психолог-консультант  
клиента.

Нужно дать понять клиенту, что острый межличностный конфликт в отличие от нормально наступающего подросткового возрастного кризиса, неизбежным следствием которого становится обострение взаимоотношений с окружающими людьми, – это аномальное явление. Такой конфликт препятствует психологическому развитию подростка, если его быстро и вовремя не устранить.

Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это – взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.

Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самими различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

 

Вариант 2. По какой-то причине дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п.

Это вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых. Неприятные поведенческие симптомы, связанные с этой проблемой, чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового возрастного кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.

Однако кризис подросткового возраста может затянуться, и если с указанными выше отрицательными симптомами в поведении активно не бороться, то в конечном счете это может привести к задержке психологического развития и к закреплению в личности и поведении подростка весьма неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненные привычки. С разъяснения этого также следует начинать психологическую консультацию с родителями или учителями, обратившимися к психологу в связи с обсуждаемой здесь проблемой.

Информация о работе Особенности психологического консультирования детей