Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55

Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Pisareva.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

Л.И. Матвеева, изучая развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения, подчёркивает мысль, что начальная школа представляет собой переходный период, когда дети соединяют в себе черты дошкольного детства с особенностями ученика. Эти качества уживаются в их поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, в том числе возможностями формирования самооценки, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих качеств, включая способность адекватно оценить свои достижения, своё поведение и т.п., закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников [27, с.66].

         Р.С. Немов отмечает, что в младшем школьном возрасте  на первый план выходят и приобретают в глазах детей особенную ценность стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, а также социально-психологические стимулы. Доминирование этих форм оценочной мотивации является одним из свидетельств личностной возрастной зрелости ребёнка. Характерной чертой данного возраста в стимулировании учебной деятельности становится то, что наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями  [31, с.390].

Моральное воспитание детей  начинается задолго до школы. Но только в школе они встречаются с  такой четкой и развернутой системой требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Оценивая поведение детей, младшим школьникам указывают на широкий свод норм и  правил, которыми они должны руководствоваться  в разных ситуациях, во время пребывания в общественных местах и на улице. Дети семи - восьми лет уже перед  поступлением в школу психологически подготовлены к ясному пониманию  смысла этих норм и правил и к  их повседневному выполнению, но нередко  эта готовность своевременно не используется педагогами и другими взрослыми, что отражается на процессе формирования самооценки детей, затрудняющихся в  соблюдении всего спектра норм и  правил общественной жизни и испытывающих затруднения социального характера.

 Формулируя требования  к детям младшего школьного  возраста, взрослые не всегда  последовательно проверяют действительное  выполнение своих указаний, поэтому  у детей может возникнуть ощущение, что соблюдение правил во многом  зависит от настроения взрослых, от складывающейся ситуации, от  их собственных желаний; представление,  что правила имеют формальный  характер и должны выполняться  не из-за их внутренней необходимости,  а под влиянием внешних обстоятельств.  Неконкретность формулировки требований  к детям младшего школьного  возраста может отразиться и  на их самооценке, т.к. она формируется  под влиянием, прежде всего, оценок  значимых взрослых [11, с.74]. 
        Ю.Н. Григоренко отмечает, что действенное и органичное усвоение детьми младшего школьного возраста норм и правил поведения предполагает, прежде всего, наличие у педагога хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная и соответствующая реакция на их несоблюдение - важные условия формирования самооценки у младших школьников. Будучи сформированной у детей младшего школьного возраста, самооценка как продукт самосознания и самоактуализации становится внутренним и органическим достоянием их личности [14, с.16].

  В исследованиях Якобсона  С.Г. подчёркивается, что в процессе  совместной учебной деятельности  у детей устанавливаются новые  взаимоотношения. Через несколько  недель, проведенных в школе, у  большинства первоклассников исчезают  робость и смущение от массы  новых впечатлений. Они начинают  устанавливать контакты с одноклассниками,  которые симпатизируют им или  обнаруживают сходство интересов [42, с.79].

 Сознание младших школьников  еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило  для них критерием подлинной  оценки самого себя, своего поведения.  Конечно, дети девяти-десяти лет  с большим интересом относятся  к оценке, которую дают им одноклассники,  и остро переживают, если эта  оценка расходится с желаемой; но такие переживания кратковременны  и легко изменяются оценкой  со стороны педагога.

          С.Г. Якобсон утверждает, что мнение педагога является для формирования самооценки младших школьников наиболее существенным, т.к. дети этого возраста безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких, до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими переживаниями. Учитель для детей этого возраста выступает общим нравственным арбитром, основным источником информации для самооценивания детьми своей деятельности, поведения и т.д. [42, с.85].

  Младший школьный  возраст называют вершиной детства.  Дети сохраняют много детских  качеств – легкомыслие, наивность,  но они уже начинают утрачивать  детскую импульсивность в поведении,  у них появляется другая логика  мышления, на основе сравнения  результатов своей учебной деятельности  с результатами одноклассников  развивается рефлексия личности, а на её основе личностная самооценка. Эти новообразования позволяют эффективно проводить работу по разным педагогическим направлениям, т.к. младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, к внешним оценкам, особенно со стороны значимых взрослых.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными  резервами развития. Их выявление  и эффективное использование  – одна из главных педагогических задач, но прежде чем использовать имеющиеся  резервы, необходимо развить детей  до нужного уровня готовности  обучения.

О.С. Богданова, В.И. Петрова отмечают, что с поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с чтением и трудом, что также не может не сказаться на формировании самооценки ребёнка. Взрослые начинают предъявлять к нему повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы самооценивания, рефлексирования, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [8, с.92].

Таким образом, самооценка детей  младшего школьного возраста характеризуется  рядом особенностей, связанных с  тем, что в связи с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности самосознание младшего школьника  развивается, а его структура  укрепляется, наполняясь новыми ценностными  ориентациями относительно окружающего  мира и самого себя. Для формирования самооценки младшего школьника важен  уровень достижений, приобретенных  им на данном возрастном этапе. Эмоциональное  отношение к оценкам извне, особенно полученным от значимых взрослых, накладывает  отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его  самооценки. Будучи сформированной у  детей младшего школьного возраста, самооценка как продукт самосознания и самоактуализации становится внутренним и органическим достоянием их личности.

 

1.3. Особенности  учебной деятельности детей 

младшего школьного  возраста

 

Основным средством развития личности является деятельность, т.к. развитие личности в целом происходит в  процессе деятельности, через осмысление этой деятельности и себя в ней.

Исследования Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других показывают различные грани влияния деятельности на развитие детей. В их исследованиях отмечается, что каждый вид деятельности выполняет определённые педагогические задачи. В процессе развития личности деятельность – основное средство реализации содержания, условие его усвоения [21, с.113].

Н.Ф. Прокин отмечает, что  с поступлением ребенка в школу в число ведущих,  наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6 - 7 лет до 10 - 11 лет. Именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста  возникают свойственные ему основные психологические и социальные новообразования, включая самооценку [11, с.81].

Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Р.С. Немов подчёркивает, что учебная деятельность только начинается, поэтому о ней нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Ей предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время.

При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к  старшим классам школы ребенок  полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

За время обучения в  младших классах школы дети так  быстро продвигаются вперед в своем  развитии, что между первоклассниками и учащимися 3 - 4 классов за какие-нибудь 2 - 3 года образуется заметный разрыв, вместе с ним увеличиваются различия детей по достигнутому уровню развития. В обобщенном виде эти различия по их основным параметрам можно представить следующим образом. У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-образное и наглядно-действенные мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

           Первоклассники и значительная  часть учащихся вторых классов  не способны  к  полноценной  саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой: внешне - своим открытым поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами [33, с.17].

М.В. Гамезо, И.Г. Неволин обращают внимание на то, что в младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых, связана с поступлением в школу.  Из «натуральных»,  эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е.  превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные [12, с.18].

Этому способствует основной вид деятельности, которым большей  частью занят ребенок данного  возраста в школе и дома - учебная  деятельность.

Учебная деятельность, по классификации  С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями, развитие способностей [32, с.360].

По мнению С.Г. Якобсона, в процессе целенаправленной учебной деятельности  дети младшего школьного возраста должны усвоить такую систему знаний и умений, которые отражая существенные связи и зависимости действительности, могли бы помочь детям творчески воспринимать окружающий мир и  находить нестандартные решения в исследовании и освоении окружающей действительности. Конкретизация в педагогических исследованиях этого общего положения определяет необходимость совершенствования методических подходов к организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста [42, с.91].

Структура деятельности учителя  в процессе руководства учебной  деятельностью детей включает в  себя:

- планирование учителем  собственной деятельности и учебной  деятельности детей;

-    организацию этих  видов деятельности;

- стимулирование творческой  познавательной активности детей  в учебной деятельности;

- способы контроля, регулирования  качества знаний и представлений  детей;

- анализ результатов учебной  деятельности и прогнозирование дальнейшей работы (А.И. Липкина) [25, с.174].

Учебная деятельность детей  представляет собой специально организованную, активную познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и  формирование на их основе целостных  представлений о мире и о себе как личности [35, с.123].

С.Г. Якобсон выделяет следующую  структуру учебной деятельности детей:

-  восприятие материала;

-  его осмысление, сознательную  творческую переработку;

-  личностное присвоение  усвоенного материала;

- самопроверку усвоенного  материала в процессе учебной деятельности [42, с.176].

Комментируя вышесказанное  можно отметить, что особенно важным при организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста представляется именно практическое применение усваиваемых знаний  как критерий правильности познаваемого и как  момент гарантированного применения знаний в различных нестандартных ситуациях  дальнейшей жизни, требующих принятия особых решений.

Рассмотрим более подробно особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

А.Н. Гельмонт отмечает, что на протяжении первых школьных лет дети овладевают двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые они усваивают самостоятельно, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Эти знания, а соответственно, и представления на основе этих знаний, хаотичны, бессистемны, случайны, а иногда они искажённо отражают окружающую действительность.

Более сложные знания, относящиеся  ко второй категории, могут быть усвоены  только в процессе школьного обучения, т.е. учебной деятельности. Только в  процессе учебной деятельности под  руководством учителей знания младших  школьников о мире и о себе уточняются, обобщаются, творчески перерабатываются (в том числе и знания, приобретённые самостоятельно) [13, с.130].

Педагогическая деятельность учителя в процессе руководства  учебной деятельностью детей  младшего школьного возраста представляет собой специальную деятельность, направленную не только на сообщение детям суммы сведений, но  и на развитие их познавательных процессов на основе этих сведений.

Информация о работе Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности