Отчет о прохождении консультативной практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике

Краткое описание

Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.

Содержание

Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .

Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

dnevnik_konsultiruemogo.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

К.: Тебе часто снятся такие сны?

Кс.: Сейчас редко, но в детстве часто снились.

К.: Опиши свое поведение в твоих снах.

Кс.: Я иногда убегаю, но это может, было один раз, чаще я закрываю глаза, прячусь под одеялом, за кого-то. Я даже не боюсь то, что черт со мной сделает, я просто боюсь на него посмотреть, увидеть его.

К.: Давай поработаем со сном. Сейчас ты должна выбрать какого-нибудь человека или предмет и рассказать от его имени.

Кого ты выберешь?

Кс.: Черта.

К.: Расскажи, какой он, какой ты черт.

Кс.: Я волосатый, у меня рога, у меня есть копыта, я весь заросший, у меня красные глаза.

К.: Что ты делаешь?

Кс.: Я стою за стеной и жду.

К.: Чего?

Кс.: Пока она решиться на меня посмотреть.

К.: Кто ты?

Кс.: Мне кажется, что хотя я такой взрослый,  старый, я все-таки ребенок, у меня грустные, жалкие глаза.

К.: А почему ты грустный?

Кс.: Я обижен.

К.: На что или на кого?

Кс.: На маму, только не знаю почему, мне кажется, в той жизни я был грустным ребенком.

К.: Почему ты ждешь?

Кс.: Я обижена, и я хочу, чтобы эта девушка сама на меня посмотрела, первым я не пойду.

К.: Хочешь дальше работать, можно остановиться на других объектах твоего сна?

Кс.: Нет, я запуталась пока, но я подумаю над этим, хочу сама подумать.

Результаты консультирования:

1. Возможность выговориться по своей проблеме, рассказать о своем страхе.

2. Возможность понять  природу страшных снов «Работа  со снами. Прием из гештальтерапии».

Примечания: Клиента мучают страшные сны.  Она старается спрятаться от своего страха. Страх – нераскрытая информация. Он тревожит ее, но клиентка закрывается от него, не хочет посмотреть. В процессе консультирования выявилось чувство обиды, которое она в себе подавляет. Причем она говорит, что возможно это обида на мать. Хоть  консультация останавливается по ее инициативе, но видно, что к информации она не осталась равнодушной. Она действительно хочет разобраться в этой проблеме.

2 консультация

Настроение нормальное.

Кс.: «Я пришла, так как хочу рассказать, что было после консультации.

После консультации вроде  бы все было нормально. Перед сном лежала, думала о том, о чем мы разговаривали, о сне. И потом вдруг слезы сами покатились. Всю ночь проревела и не спала. И так два дня, малейшая ситуация и я реву. Потом у меня состоялся разговор с мамой, я ей что-то сдерзила, что я никому в детстве не была нужна, а она заплакала и сказала, что это не так, я же тебя больше всех жалею (у нас три ребенка в семье).

Мама рассказала мне, что когда я родилась, мне не очень то были рады родственники.  Моя бабушка все время говорила что я «пропащая» и умру. Мне даже мама сама имя дала, так как это никому не нужно было. И еще был случай, когда меня мама чуть не потеряла, думала мне уже не родиться, а оказалось не так.

И вот с самого детства  она меня жалеет, оберегает от всех и всего, только чтобы я не нервничала. Сейчас она начинает суетиться, когда у меня что-то происходит, хотя в обыденной жизни мы много и не общаемся»

Примечания: Клиент погрузился в проблему, и произошел выход чувств. Впервые в жизни Ксюша высказала претензии матери по поводу того, что она не кому не нужна, ее никто не любит в их семье. Мама не говорит, что ее любит, а говорит, что ее жалеет, так как близкие люди ее не воспринимали, и желали ей зла (по ее мнению). Мама уже после зачатия не хочет травмировать психику ребенка и помогает дочери выходить из проблемных ситуаций.

 

3 консультация

Кс.: «Я не люблю просить о чем-либо кого-то, особенно у близких для меня людей, мне от этого становится плохо, противно, но у меня нет выбора и мне все равно приходиться просить».

К.: Опиши, что ты чувствуешь, когда просишь что-то.

Кс.: Мне становиться плохо, стыдно, я чувствую какой-то барьер, несамостоятельность, думаю, что другому человеку будет в тягость, я думаю, что когда меня жалеют, я становлюсь не естественной. Если я прошу, мне кажется, что я становлюсь жалкой, и человек проявляет ко мне жалость.

Кс.: Что ты хочешь сделать, когда просишь: убежать, не смотреть на него, чтобы не видеть его, чтобы такой ситуации больше не повторялось. Я чувствую себя в чем-то виноватой.

А что ты вообще хочешь?

Я не хочу испытывать такие  чувства, это отталкивает меня от близких людей.

Давай попробуем составить  альбом из картинок (происшедших ситуаций) по этому вопросу.

  1. Мне нужно попросить об одном одолжении для моей сестры и для этого мне нужно попросить у моего знакомого. Я не могу помочь сестре с одной стороны, а с другой стороны не могу попросить, только намекаю, но от этого испытываю дискомфорт.
  2. Я вспомнила, есть еще одна ситуация, только не знаю, к чему она просто сейчас в голову пришла. Я говорила, что когда я прошу, я думаю что меня жалеют. Я тоже жалею людей. В детстве один раз меня разбудила мама и сказала, что я разбила окно. Она долго пытала меня и говорила, что это сделала я. Я была тогда очень обижена на нее, она была не права. Дело в том, что я ее тоже жалею, и наверно не смогла тогда отреагировать, ответить ей. Еще были такие ситуации, когда она говорила о том, и обвиняла меня в том, чего я не делала.

Когда я прошу я  испытываю что я никто, жалкий человек, несамостоятельный, я думаю что если я попрошу, то я жалкая попрошайка. Я не хочу, чтобы меня жалели, хочу быть самостоятельной, я не хочу просить.

К.: Что ты будешь, хочешь делать для этого?

Кс.: Еще не знаю надо подумать.

Результат консультирования: 1. Возможность высказаться о своих чувствах, действиях, ощущениях, отразить ситуации по проблеме «Картинки из альбома»

2. Возможность подумать о том,  что он действительно хочет,  и что хочет делать дальше.

Примечания: Данный вопрос, который задает клиент «Я не люблю просить о чем-либо кого-то, особенно у близких для меня людей» тесно привязан к ситуацией детства, когда ребенка все время жалела мама. Ксюша на данный момент не хочет, чтобы ее жалели, хочет быть самостоятельной, это проявляется в отказе, чтобы ей помогали. Ее не устраивает такое отношение к ней, отчего она испытывает дискомфорт. Она сама говорит, что некоторые вещи она может сделать сама, но порой не может, так как она привыкла, что все за нее делала мама, и проблемы она тоже решает с мамой. Также в процессе консультации прослеживается обоюдное чувство жалости по отношению к матери, она считает ее жертвой каких-то обстоятельств и не хочет причинять ей вред, несмотря на ее чувство обиды в некоторых случаях.

4 консультация

Кс.: Я очень долго думала, что и как. Мне кажется, что такое чувство как жалость калечит всю мою жизнь.

К.: Напиши, что бы ты сказала своей жалости.

«Письмо жалости»

Здравствуй уважаемая  жалость! Пишет тебе твоя вечная поклонница. Возможно благодаря тебе, я такая, какая я есть. Я очень впечатлительная и замкнутая. Порой я не могу высказать свои негативные чувства и мысли другим людям, так как жалею их, боюсь им сделать больно, ведь у них есть другие проблемы, помимо моих.

С другой стороны ты подарила мне  такое чувство как надежда  на кого-то, меня все время жалела мама, оберегала, и не разу не говорила, что любит меня. Теперь я не самостоятельная, я не могу порой отреагировать на ситуации, так как меня обегали от них, поэтому, когда происходит какая-нибудь мелочь, то я сильно огорчаюсь, надеюсь, что другие помогут.

Если меня жалеют и помогают, я  испытываю чувство долга перед  этим человеком. И этот долг по жизни  мешает мне раскрываться, мешает жить.

Я хочу быть самостоятельной, уверенной  в себе, знать то, что я хочу в жизни, я не хочу, чтобы за меня решали проблемы, я хочу принимать мои отрицательные качества, я хочу говорить о своих чувствах и не жалеть людей, так как они свою судьбу создали сами и я не могу им причинить вред, если они сами этого не захотят, я не хочу чтобы за меня решали мою судьбу и делали все за меня .

Я считаю до сих пор себя ребенком, которому помогут и которого пожалеют, но на данный момент это мешает мне  жить, так как я потеряла себя, свои чувства, свои желания. Сейчас я  не могу понять, где я и что я на самом деле хочу: жить в удовольствии, комфорте и беспокойно или попробовать самой без помощи найти себя.

Я не осуждаю тебя, ведь ты сопровождаешь  меня на всей протяжении моей жизни, ты подарила мне много положительных  моментов, но почему-то именно в этот момент ты волнуешь меня больше всего. Наверно нам с тобой стоит подружиться и разойтись на некоторое время, я хочу жить по-новому, открыто для всех, наконец, обрести себя и не бояться, это сделать.

Результаты консультирования: 1.Возможность высказать свои мысли по поводу сложившейся проблемы.

2.Возможность подумать над своим дальнейшем поведении, своей жизнью.

 

Примечания: Клиент стоит на пути выбора, выраженное чувство вины, стремление быть «хорошей» (чтобы ее любили) перекрывают негативные чувства, которые она может испытывать к другим людям. Состояние «детскости» рождает несамостоятельность.

Дальнейшая перспектива  ее жизни «Чаще взрослеть, не бояться  испытывать и показывать негативные эмоции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповые консультации

1.От администрации школы поступила заявка на проведение занятия с учителями кафедры гуманитарных наук на тему: «Эмоциональное выгорание и как его предупредить».

 

В современной школе сегодня у учителя огромный круг обязанностей, различных трудностей, чрезмерный контроль его деятельности, поэтому учитель не застрахован от стрессов. Работа на тему «Профессиональное выгорание педагога» сегодня одна из самых актуальных, которая требует в первую очередь мер по профилактике.

 

Цель: познакомить учителей с симптомами эмоционального выгорания, со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.

 

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, веревка, самолетики из бумаги с надписями “Пофигисты” и “Трудоголики”, памятки для учителей (по количеству участников занятия),

Структура занятия

1. Информация “Сгорание — плата за сочувствие” (К. Маслач).

2. Разминка (самодиагностика  личностных особенностей).

3. Теоретическая  часть.

4. Практическая  часть (проведение и оглашение  результатов заранее проведенной  диагностики, упражнения).

5. Рефлексия  (обсуждение результатов занятий).

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Информация 

Представьте, что  в вашей квартире включены различные  электрические приборы. Счетчик  лихорадочно крутится, наматывая  киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь  велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”.

По мнению известного психолога Виктора Бойко, “эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической  защиты в форме полного или  частичного исключения эмоций в ответ  на избранные психотравмирующие воздействия”. Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание — это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе). При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.

Самый показательный  симптом выгорания — это изменение  отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он “рвется в бой”, готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным и к своей работе, и к коллегам по работе. Показательный пример — история о молодой женщине — адвокате, которая со студенческой скамьи мечтала о том, как она получит диплом юриста и будет защищать бедных людей, которые порой не могут себе позволить качественную защиту своих интересов. Но уже после нескольких месяцев работы с этими людьми она поняла, что особой благодарности ей ждать не стоит. В конце концов она дошла до такого отчаяния, что решила перейти на работу в прокуратуру с одной целью — отомстить неблагодарным, посадив их всех за решетку.

Иногда СЭВ (синдром эмоционального выгорания) называют “синдромом менеджера”, а в Японии — “синдромом Кароши”, по названию города, в котором был официально зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. Впрочем, как СЭВ ни называй, причины его возникновения всюду одинаковы — трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс. И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников.

Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики