Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:14, отчет по практике
Цели практики:
Ознакомление с консультативной деятельностью психолога;
Освоение приемов консультирования на практике.
Задачи практики:
1. Изучение литературы, опыта работы педагога (наблюдение, общение, изучение документации);
2. Изучение и разработка приемов и техник, которые могут быть использованы в процессе оказания психологической помощи;
3. Осуществление консультативной деятельности, апробирование роли консультанта;
4. Обучение и применение на практике навыков и приемов эффективного взаимодействия;
5.Оценивание и анализирование полученных результатов консультативной деятельности, планирование дальнейшей работы.
Этапы практики:
Ознакомительный
- чтение литературы по консультированию;
- наблюдение за работой психолога – консультанта;
II. Деятельностный
- проведение консультаций
А) групповых;
Б) индивидуальных.
Оценочно – рефлексивный.
Цели и задачи практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этапы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понятие психологического консультирования, цели . . . . . . . . . . . . . .
Структура процесса консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Индивидуальная консультация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Групповые консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рефлексия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение №6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К.: Тебе часто снятся такие сны?
Кс.: Сейчас редко, но в детстве часто снились.
К.: Опиши свое поведение в твоих снах.
Кс.: Я иногда убегаю, но это может, было один раз, чаще я закрываю глаза, прячусь под одеялом, за кого-то. Я даже не боюсь то, что черт со мной сделает, я просто боюсь на него посмотреть, увидеть его.
К.: Давай поработаем со сном. Сейчас ты должна выбрать какого-нибудь человека или предмет и рассказать от его имени.
Кого ты выберешь?
Кс.: Черта.
К.: Расскажи, какой он, какой ты черт.
Кс.: Я волосатый, у меня рога, у меня есть копыта, я весь заросший, у меня красные глаза.
К.: Что ты делаешь?
Кс.: Я стою за стеной и жду.
К.: Чего?
Кс.: Пока она решиться на меня посмотреть.
К.: Кто ты?
Кс.: Мне кажется, что хотя я такой взрослый, старый, я все-таки ребенок, у меня грустные, жалкие глаза.
К.: А почему ты грустный?
Кс.: Я обижен.
К.: На что или на кого?
Кс.: На маму, только не знаю почему, мне кажется, в той жизни я был грустным ребенком.
К.: Почему ты ждешь?
Кс.: Я обижена, и я хочу, чтобы эта девушка сама на меня посмотрела, первым я не пойду.
К.: Хочешь дальше работать, можно остановиться на других объектах твоего сна?
Кс.: Нет, я запуталась пока, но я подумаю над этим, хочу сама подумать.
Результаты консультирования:
1. Возможность выговориться по своей проблеме, рассказать о своем страхе.
2. Возможность понять
природу страшных снов «Работа
со снами. Прием из
Примечания: Клиента мучают страшные сны. Она старается спрятаться от своего страха. Страх – нераскрытая информация. Он тревожит ее, но клиентка закрывается от него, не хочет посмотреть. В процессе консультирования выявилось чувство обиды, которое она в себе подавляет. Причем она говорит, что возможно это обида на мать. Хоть консультация останавливается по ее инициативе, но видно, что к информации она не осталась равнодушной. Она действительно хочет разобраться в этой проблеме.
2 консультация
Настроение нормальное.
Кс.: «Я пришла, так как хочу рассказать, что было после консультации.
После консультации вроде бы все было нормально. Перед сном лежала, думала о том, о чем мы разговаривали, о сне. И потом вдруг слезы сами покатились. Всю ночь проревела и не спала. И так два дня, малейшая ситуация и я реву. Потом у меня состоялся разговор с мамой, я ей что-то сдерзила, что я никому в детстве не была нужна, а она заплакала и сказала, что это не так, я же тебя больше всех жалею (у нас три ребенка в семье).
Мама рассказала мне, что когда я родилась, мне не очень то были рады родственники. Моя бабушка все время говорила что я «пропащая» и умру. Мне даже мама сама имя дала, так как это никому не нужно было. И еще был случай, когда меня мама чуть не потеряла, думала мне уже не родиться, а оказалось не так.
И вот с самого детства она меня жалеет, оберегает от всех и всего, только чтобы я не нервничала. Сейчас она начинает суетиться, когда у меня что-то происходит, хотя в обыденной жизни мы много и не общаемся»
Примечания: Клиент погрузился в проблему, и произошел выход чувств. Впервые в жизни Ксюша высказала претензии матери по поводу того, что она не кому не нужна, ее никто не любит в их семье. Мама не говорит, что ее любит, а говорит, что ее жалеет, так как близкие люди ее не воспринимали, и желали ей зла (по ее мнению). Мама уже после зачатия не хочет травмировать психику ребенка и помогает дочери выходить из проблемных ситуаций.
3 консультация
Кс.: «Я не люблю просить о чем-либо кого-то, особенно у близких для меня людей, мне от этого становится плохо, противно, но у меня нет выбора и мне все равно приходиться просить».
К.: Опиши, что ты чувствуешь, когда просишь что-то.
Кс.: Мне становиться плохо, стыдно, я чувствую какой-то барьер, несамостоятельность, думаю, что другому человеку будет в тягость, я думаю, что когда меня жалеют, я становлюсь не естественной. Если я прошу, мне кажется, что я становлюсь жалкой, и человек проявляет ко мне жалость.
Кс.: Что ты хочешь сделать, когда просишь: убежать, не смотреть на него, чтобы не видеть его, чтобы такой ситуации больше не повторялось. Я чувствую себя в чем-то виноватой.
А что ты вообще хочешь?
Я не хочу испытывать такие чувства, это отталкивает меня от близких людей.
Давай попробуем составить альбом из картинок (происшедших ситуаций) по этому вопросу.
Когда я прошу я испытываю что я никто, жалкий человек, несамостоятельный, я думаю что если я попрошу, то я жалкая попрошайка. Я не хочу, чтобы меня жалели, хочу быть самостоятельной, я не хочу просить.
К.: Что ты будешь, хочешь делать для этого?
Кс.: Еще не знаю надо подумать.
Результат консультирования: 1. Возможность высказаться о своих чувствах, действиях, ощущениях, отразить ситуации по проблеме «Картинки из альбома»
2. Возможность подумать о том, что он действительно хочет, и что хочет делать дальше.
Примечания: Данный вопрос, который задает клиент «Я не люблю просить о чем-либо кого-то, особенно у близких для меня людей» тесно привязан к ситуацией детства, когда ребенка все время жалела мама. Ксюша на данный момент не хочет, чтобы ее жалели, хочет быть самостоятельной, это проявляется в отказе, чтобы ей помогали. Ее не устраивает такое отношение к ней, отчего она испытывает дискомфорт. Она сама говорит, что некоторые вещи она может сделать сама, но порой не может, так как она привыкла, что все за нее делала мама, и проблемы она тоже решает с мамой. Также в процессе консультации прослеживается обоюдное чувство жалости по отношению к матери, она считает ее жертвой каких-то обстоятельств и не хочет причинять ей вред, несмотря на ее чувство обиды в некоторых случаях.
4 консультация
Кс.: Я очень долго думала, что и как. Мне кажется, что такое чувство как жалость калечит всю мою жизнь.
К.: Напиши, что бы ты сказала своей жалости.
«Письмо жалости»
Здравствуй уважаемая жалость! Пишет тебе твоя вечная поклонница. Возможно благодаря тебе, я такая, какая я есть. Я очень впечатлительная и замкнутая. Порой я не могу высказать свои негативные чувства и мысли другим людям, так как жалею их, боюсь им сделать больно, ведь у них есть другие проблемы, помимо моих.
С другой стороны ты подарила мне такое чувство как надежда на кого-то, меня все время жалела мама, оберегала, и не разу не говорила, что любит меня. Теперь я не самостоятельная, я не могу порой отреагировать на ситуации, так как меня обегали от них, поэтому, когда происходит какая-нибудь мелочь, то я сильно огорчаюсь, надеюсь, что другие помогут.
Если меня жалеют и помогают, я испытываю чувство долга перед этим человеком. И этот долг по жизни мешает мне раскрываться, мешает жить.
Я хочу быть самостоятельной, уверенной в себе, знать то, что я хочу в жизни, я не хочу, чтобы за меня решали проблемы, я хочу принимать мои отрицательные качества, я хочу говорить о своих чувствах и не жалеть людей, так как они свою судьбу создали сами и я не могу им причинить вред, если они сами этого не захотят, я не хочу чтобы за меня решали мою судьбу и делали все за меня .
Я считаю до сих пор себя ребенком, которому помогут и которого пожалеют, но на данный момент это мешает мне жить, так как я потеряла себя, свои чувства, свои желания. Сейчас я не могу понять, где я и что я на самом деле хочу: жить в удовольствии, комфорте и беспокойно или попробовать самой без помощи найти себя.
Я не осуждаю тебя, ведь ты сопровождаешь меня на всей протяжении моей жизни, ты подарила мне много положительных моментов, но почему-то именно в этот момент ты волнуешь меня больше всего. Наверно нам с тобой стоит подружиться и разойтись на некоторое время, я хочу жить по-новому, открыто для всех, наконец, обрести себя и не бояться, это сделать.
Результаты консультирования: 1.Возможность высказать свои мысли по поводу сложившейся проблемы.
2.Возможность подумать над своим дальнейшем поведении, своей жизнью.
Примечания: Клиент стоит на пути выбора, выраженное чувство вины, стремление быть «хорошей» (чтобы ее любили) перекрывают негативные чувства, которые она может испытывать к другим людям. Состояние «детскости» рождает несамостоятельность.
Дальнейшая перспектива ее жизни «Чаще взрослеть, не бояться испытывать и показывать негативные эмоции».
В современной школе сегодня у учителя огромный круг обязанностей, различных трудностей, чрезмерный контроль его деятельности, поэтому учитель не застрахован от стрессов. Работа на тему «Профессиональное выгорание педагога» сегодня одна из самых актуальных, которая требует в первую очередь мер по профилактике.
Цель: познакомить учителей с симптомами эмоционального выгорания, со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, веревка, самолетики из бумаги с надписями “Пофигисты” и “Трудоголики”, памятки для учителей (по количеству участников занятия),
Структура занятия
1. Информация “Сгорание — плата за сочувствие” (К. Маслач).
2. Разминка (самодиагностика личностных особенностей).
3. Теоретическая часть.
4. Практическая
часть (проведение и оглашение
результатов заранее
5. Рефлексия (обсуждение результатов занятий).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Информация
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”.
По мнению известного психолога Виктора Бойко, “эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия”. Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание — это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе). При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.
Самый показательный
симптом выгорания — это
Иногда СЭВ (синдром эмоционального выгорания) называют “синдромом менеджера”, а в Японии — “синдромом Кароши”, по названию города, в котором был официально зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. Впрочем, как СЭВ ни называй, причины его возникновения всюду одинаковы — трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс. И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников.
Информация о работе Отчет о прохождении консультативной практики