Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:16, курсовая работа
Цель – выявить и описать принципы возрастных норм и специфику их проявления в подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………………………...3
І. Общее представление о возрастной норме……………………………………5
І.1. Понятие нормы в психологии…………………………………………..5
І.2. Становление возрастных норм ……………………………………….10
І.3. Периодизация и закономерности психического развития человека…………………………………………………………………………..29
І.4. Нормы психического развития личности в работах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………….36
ІІ. Эмпирическое исследование принципов установления возрастных норм в подростковом возрасте…………………………………………………………..45
ІІ.1. Описание и ход исследования………………………………………..45
ІІ.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………48
Заключение……………………………………………………………………….55
Литература……………………………………………………………………….57
Коэффициент корреляции (rs) для самооценки и уровня ситуативной тревожности rs= -0,7; тогда как для самооценки и уровня личностной тревожности коэффициент корреляции составляет rs= -0,6.
Таким образом, можно выделить следующую закономерность: чем выше уровень самооценки, тем ниже наблюдается уровень тревожности личности, и наоборот, чем ниже самооценка, тем выше уровень тревожности, что ярко проявляется в графических данных.
График 1
Соотношение самооценки с ситуативной тревожностью у подростков
График 2
Соотношение самооценки с личностной тревожностью у подростков
Также важно сопоставить самооценку подростков в условиях их ведущей деятельности (интимно – личностное общение). Следовательно, необходимо проследить закономерность характера самооценки подростков по шкалам «Общительность – замкнутость» и «Ценность в глазах окружающих» и сопоставить ее с уровнем ситуативной и личностной тревожности.
График 3
Соотношение шкалы «общительность – замкнутость» с уровнем тревожности
График 4
Соотношение шкалы «ценность в глазах окружающих» с уровнем
тревожности личности
Таблица 2
Соотношение шкал самооценки с уровнем тревожности
№ п/п |
шкалы самооценки |
ситуативная тревожность |
личностная тревожность | |
общительность |
ценность в глазах окружающих | |||
1 |
5,5 |
6 |
32 |
24 |
2 |
6 |
5 |
54 |
68 |
3 |
9 |
6 |
48 |
41 |
4 |
9,5 |
7,5 |
22 |
15 |
5 |
10 |
8,5 |
23 |
19 |
6 |
9 |
9,5 |
30 |
24 |
7 |
5 |
6,5 |
26 |
17 |
8 |
5,5 |
9 |
41 |
46 |
9 |
8,5 |
5 |
28 |
30 |
10 |
7 |
5,5 |
38 |
14 |
11 |
8 |
6 |
29 |
31 |
12 |
6,5 |
7 |
30 |
27 |
13 |
9,5 |
9,5 |
14 |
23 |
14 |
7 |
6,5 |
46 |
32 |
15 |
7 |
5 |
39 |
46 |
16 |
9 |
8 |
21 |
22 |
17 |
8 |
7,5 |
14 |
17 |
18 |
10 |
6 |
38 |
26 |
19 |
9,5 |
8 |
26 |
41 |
20 |
8 |
7 |
39 |
18 |
21 |
9,5 |
7 |
24 |
16 |
22 |
8 |
8 |
22 |
27 |
Среднее |
8,0 |
7 |
31,1 |
28,4 |
Коэффициент корреляции для самооценки по шкале «Общительность – замкнутость» и уровнем ситуативной тревожности составляет rs= –0,4; тогда как в случае с личностной тревожностью rs= –0,3. Для шкалы «Ценность в глазах окружающих» и ситуативной тревожности rs= -0,5; и личностной тревожности rs= -0,3.
Следовательно, изначально поставленная гипотеза подтверждается, то есть между характером самооценки и различными видами тревожности существует обратная зависимость, то есть чем выше у испытуемого самооценка, тем ниже его уровень тревожности, и наоборот.
ВЫВОДЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Одним из направлений исследования самооценки является поиск ее связей с различными личностными качествами, в частности, с чертой тревожности. Принято считать, что с высокой самооценкой коррелирует относительно низкий уровень тревожности и, наоборот, увеличение тревожности также связано и с неустойчивой самооценкой. Если учесть, что оценка себя человеком стабильно признается фактором регуляции поведения, поиск ее соотношений с теми или иными личностными переменными приобретает особый смысл, поскольку за простыми корреляциями могут скрываться причинно-следственные связи. А это, в свою очередь, делает необходимым проверку самих связей, их надежности и характера в качестве основы для содержательного изучения.
Исходным замыслом курсовой работы было уточнение и анализ раннее выделенных соотношений самооценки и различных уровней ситуативной и личностной тревожности.
Итак, после
проведения эмпирического исследования
можно сделать следующие выводы
В ходе нашего исследования
мы предположили, что существует
зависимость характера самооцен
В данном исследовании
между самооценкой и уровнем
тревожности наблюдается
Коэффициент корреляции для самооценки по шкале «Общительность – замкнутость» и уровнем ситуативной тревожности составляет rs= –0,4; тогда как в случае с личностной тревожностью rs= –0,3. Для шкалы «Ценность в глазах окружающих» и ситуативной тревожности rs= -0,5; и личностной тревожности rs= -0,3.
Заключение
Проблема индивидуального развития человека – одна из фундаментальных проблем естествознания и психологии. В этой проблеме имеется ряд важных психологических аспектов, особенно тесно связанных с вопросами формирования личности. Одним из них является изучение возрастных особенностей, весьма существенных для каждого отдельного периода человеческой жизни.
В ходе курсовой работы были рассмотрены следующие проблемы. В главе І описывается понятие возрастной нормы и ее становление в психологической науке, а также проблема возрастной периодизации в отечественных и зарубежных исследованиях. Глава ІІ носит эмпирический характер. В ней проводится исследование самооценки как одного из компонентов Я-Концепции в соотнесении с личностной и ситуативной тревожностью.
Выполненная работа и проведенное исследование позволяют сделать следующие выводы.
1. На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться прикладные и теоретические задачи. К их числу относится определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, которые используются как в клинике в целях установления различного рода отклонений в развитии человека, так и при определении социальных функций и ролей человека в разные периоды его жизни.
2. В ходе эмпирического исследования была выявлена следующая связь между характером самооценки у подростков в зависимости от наличия у них ситуативной или личностной тревожности: с высокой самооценкой коррелирует относительно низкий уровень тревожности и, наоборот, увеличение тревожности также связано и с неустойчивой самооценкой. Также важно было рассмотреть самооценку в ведущей деятельности подростков – в деятельности интимно – личностного общения и сопоставить их с ситуативной и личностной тревожностью (показатели по шкалам «общительность – замкнутость» и «ценность в глазах окружающих» коррелируют с уровнем ситуативной и личностной тревожностью).
3. По результатам
теоретического анализа и
Перспективы дальнейшего исследования – выявить характер Я-Концепции в зависимости от жизненных ориентаций в юношеском возрасте как характеристики возрастных норм в этом возрасте.
Литература