Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45

Вложенные файлы: 1 файл

Тема КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 106.12 Кб (Скачать файл)

6. «Повторение  цифр». Этот субтестдиагностирует особенности внимания и оперативной памяти, в нем требуется повторить за экспериментатором ряд цифр, который может включать от трех до девяти знаков.

7. «Недостающие  детали». Испытуемому предъявляются  20 картинок с изображениями предметов,  у которых отсутствуют какие-то  детали, их и необходимо назвать.  Здесь особенно важны внимание, перцептивные способности.

8. «Последовательные  картинки». Испытуемому предъявляются  11 сюжетных картинок, которые следует  положить в таком порядке, чтобы  получился рассказ с последовательными  событиями. Необходимо логическое  мышление, понимание сюжета, умения  организовать его в единое целое.

9. «Кубики  Косса». Испытуемому предлагается из кубиков с разноокрашенными гранями сложить модель по образцу, изображенному на карточке. Диагностируются аналитико-синтетические способности испытуемого, пространственные способности.

10. «Складывание  фигур». Необходимо из разрезанных  частей сложить завершенные фигуры (лошадь, машина и др.). Нужно уметь  работать поэта лону, соотносить  части и целое.

11. «Кодирование».  Даны цифры от 1 до 9, каждой из  которых соответствует какой-то  знак, требуется, глядя на образец,  проставить соответствующие значки  предлагаемым рядом цифр. Анализируется внимание, его концентрация, распределение, переключение.

12. «Лабиринты».  Требуется найти выход из изображенных  на листе бумаги лабиринтов. Диагностируется  умение решать перцептивные задачи, произвольность, устойчивость внимания.

Социометрия.

       Цель: а) измерение степени сплоченности-разобщенности  в группе;

       б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются  «лидер» группы и «отвергнутый»;

       в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых  могут быть свои неформальные лидеры.

       Членам  группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых  группа не принимает. Исследователь  зачитывает два вопроса и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

       Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

       Данная  методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, ум, красота, счастье. Обследуемым предлагается на «лесенках» отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.  

       Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с  указанием верхней, нижней точек  и середины шкалы. При этом верхняя  и нижняя точки отмечаются заметными  чертами, середина — едва заметной точкой.

       Методика  может проводиться как фронтально — с целой группой, так и  индивидуально. При фронтальной  работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются  предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением  инструкции, 10—12 мин.

       Исследование  мотивационной готовности к школьному  обучению. Модифицированный вариант беседы (Н.Г. Лусканова).

       Цель: изучение школьной мотивации.

       Данная  анкета может быть использована при  индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой  диагностики.

       Вопросы:

   1. Представь себе, что сегодня мама вдруг скажет: «Ребенок, ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

   2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушала тебя и поступила по-своему) – договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь… Чтобы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие в школе?

   3. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика, ему тоже 7 (6) лет, но он не ходит в первый класс. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

   4. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил каждый день в школу, а наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой всем, чему учат в школе. Ты бы согласился учиться дома?

   5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы». Как по-твоему будет лучше: чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

   6. Представь себе, что есть две школы – школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка. А в школе «Б» все наоборот: ежедневно – физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика – по одному разу в неделю.

   7. В школе «А» от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя, делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

   8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня, Миша, (называется имя ребенка) учился очень хорошо, даже хочу наградить его за это. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнале поставить?» Чтобы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?

   Ответы  на каждый из вопросов оцениваются  как «школьные» или «дошкольные».  

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 

            По материалам психологической диагностики при помощи методики ²исследование интеллекта у детей² (адаптация детского варианта методики Векслера), на первом году обучения, проведения исследования, были получены следующие результаты, выраженные в средних значениях:

       Экспериментальная группа

  • вербальный интеллектуальный показатель – 110;
  • невербальный интеллектуальный показатель – 107;
  • общий интеллектуальный показатель – 120.

       По  результатам исследования видно, что  у испытуемых средний уровень  запаса знаний в различных сферах жизнедеятельности, что свидетельствует  о достаточно хорошей осведомленности. Об этом можно судить по количеству набранных средних значений (12) в  субтесте № 1 ²Осведомленность². По номограмме оценок это значение относится к норме. Кроме этого, из учащихся данной группы в достаточной степени развито абстрактное мышление, смысловая ориентировка, на высоком уровне сформирована способность оценивать прошлый опыт, о чем говорит результат, полученный в субтесте № 2 ²Понятливаость² (11).

       Отличается  высокая особенность концентрация произвольного внимания, достаточное  для данного возраста овладение  навыками арифметических операций, о  чем свидетельствует показатель субтеста № 3 ²Арифметический² (12).

       Высокий усредненный показатель этой группы, полученный в субтесте № 4 ²Сходство² (18), свидетельствует о достаточном уровне сформированности мыслительных операций: анализа и синтеза.

       Результаты  субтеста № 5 ²Словарь² (9), говорят об уровне ниже среднего в языковом развитии, эрудированности, о некоторой бедности словарного запаса.

       На  достаточно высоком уровне находятся  показатели объема внимания и умение сосредотачиваться на заданиях, о  чем свидетельствуют результаты субтеста № 6 ²Повторение цифр² (13).

       При анализе невербальной части методики были получены следующие результаты:

       В усредненном показателе у испытуемых на достаточном уровне сформирована способность охватывать ситуацию в целом, ориентация на практических ситуациях, о чем свидетельствуют результаты субтеста № 8 ²Последовательные картинки² (13).

       Показатель  субтестов № 9, 10 ²Кубики Косса², ²Сложение фигур² (11, 9) свидетельствуют о несколько сниженном уровне развития пространственной ориентации, конструктивного мышления, моторной координации. По номограмме результаты попадают в зону нормы.

       В ходе проведения исследования у всех испытуемых наблюдается стремление детей получить одобрение, давать правильные ответы, в результате чего можно  предположить, что число и характер, скорее всего, является результатом  недостаточных знаний в некоторых  областях.

       В целом можно сделать заключение о достаточном для данного  возраста интеллектуальном развитии учащихся этой группы.

       Результат исследования интеллектуальных способностей учащихся контрольной группы можно  представить в следующем виде:

  • вербальный и интеллектуальный показатель – 125;
  • невербальный и интеллектуальный показатель – 120;
  • общий интеллектуальный показатель – 130.

       В результате анализа полученных показателей  выявлено, что у испытуемых данного  возраста общий объем знаний, информированность, кругозор, долговременная память, ассоциативная  организация опыта находится  на достаточно высоком уровне, о  чем свидетельствуют результаты (14; 14) полученные в субтестах № 1, 7 ²Осведомленность², ²Недостающие детали².

       Результаты  субтестов № 2 ²Понятливость² и № 8 ²Последовательные картинки² свидетельствуют о достаточной смысловой организации знаний социокультурной адаптации, о высоком уровне зрительного восприятия отношений между предметами окружающей среды.

       Результаты, полученные в субтесте № 3 ²Арифметический² (10), свидетельствуют о наличии высокого уровня концентрации внимания, о легкости оперирования числовым материалом.

       Средний показатель этой группы, полученный в  субтесте № 4 ²Сходство² (17), свидетельствует о достаточно высокой способности формирования понятий, классификаций, способности абстрагирования и сравнения.

       На  достаточном уровне находится сформированность пространственных ориентаций, уровень двигательной активности, о чем свидетельствуют показатели, полученные в субтестах № 10 ²Схожие фигуры² и № 9 ²Кубики Косса². Все полученные результаты по номограмме находятся в зоне нормы.

Информация о работе Причины дезадаптации младших школьников, методы и методики исследования дезадаптации