Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа
Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45
Неудачи
в сфере межличностных
Важное значение эти данные могут иметь при планировании внеучебных мероприятий, при организации самоуправления класса, где выявление и правильное использование неформальных лидеров группы являются необходимыми.
По
материалам психологической диагностики
исследования межличностных отношений
методом социометрического
На основе социометрических данных были выделены дети с различным статусом занимаемым ими в группе: лидеры – Ксения, Алексей, Дарья, – что является показателем общительности, того что, социальные контакты для них эмоционально значимы, о доверительных отношениях со сверстниками, готовности следовать требованиям группы. Эти дети охотно идут на контакт с учителями и одноклассниками, и что очень важно, этот контакт положителен, эмоционально ярок.
Кроме этого, были выявлены ²отвергаемые² – Илья, Влад, Виктор, – что может свидетельствовать об активном отвержении этих детей одноклассниками, причинами этого могут быть: трудности обучения в связи с поведением, рассторможенность, неустойчивость в достижении целей, недисциплинированность. Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.
Кроме того, на основе анализа социометрических данных выявлены дети с узким кругом общения, изолированные – Катерина, Татьяна, что может свидетельствовать о самоизоляции, пассивности, негативизме.
Таким
образом, на основе проведения исследования
межличностных отношений
По результатам исследования ценностных ориентаций методом ²Самооценка² были получены следующие результаты:
экспериментальная группа
Таким образом, по классу доминируют учащиеся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, что может свидетельствовать о наличии у этих детей выраженного мотива достижения. Детей с низкой самооценкой выявлено 4. По результатам социометрического опроса они относятся к статусной категории отверженных и изолированных.
При
анализе результатов
Кроме этого, двое испытуемых с завышенной самооценкой и одним с низкой по результатам социометрического опроса являются отвергаемыми.
Сравнивая результаты, полученные классах, можно сделать выводы о том, что отмечается тенденция к завышению самооценки и уровня притязания. Что свидетельствует о том, что дети не реально оценивают свои возможности и способности.
Выявленные дети с адекватной самооценкой, что является показателем достаточной критичности к себе, стремления к самосовершенствованию, об этом свидетельствуют уровень притязаний (выше среднего).
В результате анализа показателей низкой самооценки, выявляются некоторые из этих детей, относятся к статусной категории отвергаемых.
Для исследования мотивационной готовности к школьному обучению использовался модифицированный вариант беседы [10], состоящий из вопросов, подразделяющихся на ²школьные² и ²дошкольные².
В результате у 13 учащихся из 15 в экспериментальной группе выявлено:
У 2 детей проявляется дошкольная позиция, о чем свидетельствуют ответы, содержащие:
Таким
образом, у большинства учащихся
достаточно высокий уровень
В другом классе прослеживается аналогичная тенденция у большинства (22):
У четырех детей отмечается ²дошкольная позиция², о чем свидетельствуют преобладание ответов нешкольного содержания.
Сравнивая результаты двух классов, можно предположить, что у большинства детей к середине первого года обучения сформировался достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но и в первой, и во второй классе выявляются дети с ²дошкольной² позицией.
В
результате сравнительного анализа
комплексной многомерной
Итак, в данном случае можно говорить об успешной адаптации учащихся.
Следующим этапом исследования является выделение групп дезадаптированных детей. Критерием дезадаптации являются:
диагностические данные;
экспертная оценка;
результаты наблюдения.
Анализ познавательной, коммуникативной и личностной сфер, позволяет выделить группы дезадаптированных детей в двух классах:
У
данных учащихся выделяются особенности
познавательной сферы: ниже среднего уровень
осведомленности, словарного запаса. Кроме
этого, дети испытывают затруднения
в отношениях со сверстниками, об этом
свидетельствует то, что они относятся
к статусной категории ²отверга
Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению.
У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания.
При
анализе мотивационной
2.3
Адаптационная программа
для учащихся первых
классов
Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Битянова М.Р. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.