Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература
10) "дипломат" - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Рассмотрим функции
Социальные роли руководителя
детализируются и проявляются в
его функциях. В литературе существуют
достаточно разнообразные классификации
функций руководителя. Можно выделить
следующие функции
· оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
· определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
· координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
· контроль за персоналом соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
· организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур ли руководства персоналом и его деятельностью;
· информирование сотрудников;
· интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
· формирование систем стимулирования сотрудников и их мотивации;
· делегирование задач, компетенции и ответственности;
· предотвращение и разрешение конфликтов;
· распространение специфических для организации ценностей и норм;
· забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
· формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
· ослабление чувства неуверенности
в действиях персонала и
Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции" 1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
1. Достижение групповой
цели. Сюда входят все функции,
связанные с определением
· постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;
· выявление проблем, возникающих при реализации заданий;
· координация действий группы;
· планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава;
· формирование "нормальных" групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);
· выявление и прояснение неясных вопросов;
· контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;
· проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;
· методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач;
· обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний;
· развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
· регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;
· забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями;
· развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации;
· приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.
2. Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
· обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
· оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
· защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
· разрешение конфликтов;
· защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
· развитие здорового коллективизма,
взаимного доверия и
· всяческая поддержка групповых собраний;
· внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
· мотивация сотрудников;
· инициирование конструктивной критики.
Функции руководителя выступают мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех социальных ролей и направлений деятельности. В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: биологические и социально-экономические характеристики и личностные качества, о которых мы говорили ранее.
§ 2.2 Методы формирования
психологических компонентов
Современные методы тренировки охватывают все характеристики интеллекта. К сожалению, нет возможности рассмотреть их даже бегло. Поэтому укажем лишь на то, что в наше время системы упражнений и задач, составляющих то, что называют интеллектуальной гимнастикой, столь эффективны, что тренировка по заранее составленной программе может не принести пользы только тому человеку, у которого нет достаточного стремления совершенствоваться и соответственно прилежания в доведении дела до успешного завершения.
Принципы и приемы усиления
Принято считать, что память - это основа личности. Утрата памяти есть утрата человеком своего "Я", своей индивидуальности. Память является условием осуществления любых процессов в психике человека. Неспособность держать в голове какую-либо информацию означает невозможность мышления по поводу этой информации, невозможность ориентировки в окружающем человека мире. Как двигатель внутреннего сгорания не может работать без горючего, а электромотор без электроэнергии, так и мышление не может осуществляться без информационного "горючего", без того, что держит в своих кладовых человеческий мозг. К тому же память - столь фундаментальная характеристика человека, что ее совершенствование влияет практически на все другие интеллектуальные способности людей.
Прежде чем приступить к тренировке памяти, следует твердо усвоить, что:
1) для улучшения запоминания
надо знать особенности своей
памяти, ее тип, емкость, точность,
прочность фиксации материала,
готовность к его
2) нельзя улучшать память вообще; необходимо твердо установить: для каких целей надо улучшить память. Это фиксируется принципом целевого назначения тренировки;
3) любые характеристики
памяти улучшаются, если объект
запоминания является
4) запоминание и воспроизведение
находятся в прямой
5) возможности запоминания
зависят от числа элементов
предназначенного для
Соблюдение этих принципов может существенно улучшить способность запоминания. На самом деле, если вы знаете особенность вашей памяти, имеете или вызываете у себя большую заинтересованность в предмете запоминания, многократно и в разных отношениях используете то, что надо запомнить, группируете материал так, чтобы число блоков не превышало "магического" числа семь, - вы уже обеспечили прочную фиксацию или большую возможность прочной фиксации и быстрого воспроизведения материала.