Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.

Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.

Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.

Содержание

Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные качества руководителя.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

10) "дипломат" - налаживание  связей с другими учреждениями  и их представителями.

Рассмотрим функции руководителя.

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в  его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации  функций руководителя. Можно выделить следующие функции руководителя:

· оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение насколько  реальны, понятны и контролируемы  цели) и постановка целей;

· определение и подготовка мероприятий по достижению целей;

· координация деятельности сотрудников в соответствии с  общими целями;

· контроль за персоналом соответствием  результатов его деятельности поставленным задачам;

· организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных  структур ли руководства персоналом и его деятельностью;

· информирование сотрудников;

· интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) деловое  общение с целью получения  информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;

· формирование систем стимулирования сотрудников и их мотивации;

· делегирование задач, компетенции и ответственности;

· предотвращение и разрешение конфликтов;

· распространение специфических  для организации ценностей и  норм;

· забота о подчиненных  и обеспечение их лояльности;

· формирование сплоченного  коллектива и поддержание его  дееспособности;

· ослабление чувства неуверенности  в действиях персонала и обеспечение  организационной стабильности.

Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они  значительно различаются по своей  сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые  авторы объединяют названные и некоторые  другие функции в две основных функции" 1) достижение групповой  цели;

2) сплочение группы и  забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.

1. Достижение групповой  цели. Сюда входят все функции,  связанные с определением групповых  целей и задач, а также мобилизацией  сотрудников на их реализацию:

· постановка целей и  определение ролей отдельных  членов команды;

· выявление проблем, возникающих  при реализации заданий;

· координация действий группы;

· планирование и организационная  подготовка групповых собраний, включая  определение их состава;

· формирование "нормальных" групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение  разносторонней информации о состоянии  дел у каждого члена группы и т.п.);

· выявление и прояснение неясных вопросов;

· контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;

· проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;

· методическая помощь сотрудникам  и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при  решении задач;

· обеспечение сотрудников  будущей работой с учетом их возможностей и желаний;

· развитие взаимопомощи при  выполнении трудных заданий и  в непредвиденных ситуациях;

· регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;

· забота о повышении  квалификации и овладении смежными профессиями;

· развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей  информации;

· приобретение финансовых и всех других необходимых для  работы ресурсов.

2. Сплочение группы и  забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:

· обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в  групповых отношениях;

· оповещение о групповых  нормах, правилах игры (например, о честности  и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание  о них;

· защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников  к доминированию и притеснению  более скромных;

· разрешение конфликтов;

· защита отдельных сотрудников  от тех, кто ущемляет их личное достоинство;

· развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к  поиску компромиссов;

· всяческая поддержка  групповых собраний;

· внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при  решении вопросов, возникающих при  совместной работе в команде (правильного  понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);

· мотивация сотрудников;

· инициирование конструктивной критики.

Функции руководителя выступают  мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех социальных ролей и направлений  деятельности. В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: биологические и социально-экономические характеристики и личностные качества, о которых мы говорили ранее.

§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя

Современные методы тренировки охватывают все характеристики интеллекта. К сожалению, нет возможности  рассмотреть их даже бегло. Поэтому  укажем лишь на то, что в наше время  системы упражнений и задач, составляющих то, что называют интеллектуальной гимнастикой, столь эффективны, что  тренировка по заранее составленной программе может не принести пользы только тому человеку, у которого нет достаточного стремления совершенствоваться и соответственно прилежания в доведении дела до успешного завершения.

Принципы и приемы усиления памяти.

Принято считать, что память - это основа личности. Утрата памяти есть утрата человеком своего "Я", своей индивидуальности. Память является условием осуществления любых процессов  в психике человека. Неспособность  держать в голове какую-либо информацию означает невозможность мышления по поводу этой информации, невозможность  ориентировки в окружающем человека мире. Как двигатель внутреннего  сгорания не может работать без горючего, а электромотор без электроэнергии, так и мышление не может осуществляться без информационного "горючего", без того, что держит в своих  кладовых человеческий мозг. К тому же память - столь фундаментальная  характеристика человека, что ее совершенствование  влияет практически на все другие интеллектуальные способности людей.

Прежде чем приступить к тренировке памяти, следует твердо усвоить, что:

1) для улучшения запоминания  надо знать особенности своей  памяти, ее тип, емкость, точность, прочность фиксации материала,  готовность к его воспроизведению.  Это первый принцип тренировки  памяти - принцип индивидуальности;

2) нельзя улучшать память  вообще; необходимо твердо установить: для каких целей надо улучшить память. Это фиксируется принципом целевого назначения тренировки;

3) любые характеристики  памяти улучшаются, если объект  запоминания является предметом  вашего личного интереса, если  он затрагивает какие-либо важные  условия вашей жизни. Это третий  принцип - принцип интереса (некоторые  ученые называют его принципом  эгоизма);

4) запоминание и воспроизведение  находятся в прямой зависимости  от частоты использования того  материала, который надо освоить.  Это четвертый принцип - принцип  активности;

5) возможности запоминания  зависят от числа элементов  предназначенного для запоминания  материала: выявлено, что их количество  не должно превышать семи. Группирование  материала с учетом этого факта  и предписывается принципом семерки.

Соблюдение этих принципов  может существенно улучшить способность  запоминания. На самом деле, если вы знаете особенность вашей памяти, имеете или вызываете у себя большую заинтересованность в предмете запоминания, многократно и в разных отношениях используете то, что надо запомнить, группируете материал так, чтобы число блоков не превышало "магического" числа семь, - вы уже обеспечили прочную фиксацию или большую возможность прочной фиксации и быстрого воспроизведения материала.

Если же мы знаем еще  и некоторые приемы запоминания, ниша способности помнить возрастает во много раз.

Важнейшим приемом улучшения  запоминания является разгрузка  памяти за счет применения средств  так называемой внешней памяти. Это компьютер, простые записные книжки, электронные записные книжки, ежедневники и еженедельники, карточки, таблицы, схемы, магнитные ленты и т.д. и т.п. Правильно говорят, что незаписанная мысль - потерянный клад. Чтобы лучше запомнить то, что нужно постоянно носить в голове, надо избавить ее от необходимости фиксировать все, что можно вынести во внешнюю память. При этом эффективность последней тем выше, чем больше она организована, систематична и чем лучше она выполняет функцию опережающего (предуведомляющего) напоминателя. Средства внешней памяти тогда приносят успех, когда они организованы в систему, удобную именно для данного человека.

Второй прием заключается  в организации рабочего места  и среды своего обитания по правилу - каждой вещи свое место. Это кажущийся  очень простым прием таит в  себе большие возможности для  освобождения физической памяти от ненужных усилий. Приверженцы этого подхода - англичане - дают массу примеров высокой эффективности памяти за счет организации рабочего места.

Третий прием, именуемый  методом контраста, состоит либо в организации (создании) контрастного фона для запоминания материала, либо в нахождении парадоксальных формулировок для выражения того, что надо запомнить, либо в рассмотрении (разборе, анализе) материала, прямо противоположного по смыслу тому, который предназначен для запоминания. Как трудно порой  бывает запомнить "гладкий" материал, не содержащий никаких неожиданностей или хотя бы шероховатостей. Когда говорят "Собака укусила человека" - это, может быть, и запомнится, но, вероятнее всего, быстро забудется. Другое дело, когда кто-либо принесет такую весть: "Человек укусил собаку". Если же при этом будет указано, кто этот человек (скажем, житель из 25-й квартиры), да куда именно укусил собаку (скажем, в левую заднюю ногу), это запомнится большинством людей навсегда. Высказывание о том, что в наш век необходим комплексный подход к объектам науки, уступает во много раз по запоминаемости высказыванию "Если человек знает хорошо химию и только химию, то он не знает и химии". Значительно сильнее краткое и образное "Парадокс - есть четырехугольный треугольник", чем долгое и "гладкое" объяснение сути этого логического явления. Еще пример. Крупный специалист по проблеме памяти Бруно Фурст приводит довольно любопытный, легко запоминающийся случай контрастного предъявления информации. В его книге "Учитесь помнить" воспроизведена следующая картина: за современным канцелярским столом, уставленным телефонами, сидит вождь одного из племени американских индейцев в ярко раскрашенной национальной одежде. Невозможно не обратить внимание на эту картину и не запомнить изображенного на ней.

Информация о работе Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности