Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодёжи и его профилактике.
2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.
3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодёжи в образовательной среде.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ………………………………………………………….5
1.1 Характеристика аддиктивного поведения …………………………..5
1.2 Молодежь как группа риска …..
1.3 Профилактика аддиктивного поведения ……………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи ……………………………………………………..
2.1 Организация и ход исследования
2.2
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………..
Приложение
Мы выделим, что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение:
· Усилить нравственное воспитание школьников
· Гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности.
· Дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору.
· Дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда.
· Просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков.
· Ознакомить школьников с трактовкой причин наркомании и алкоголизма, данной православием.
· Ознакомить школьников с современным законодательством Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств.
· Обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения.
· Своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем. Особое внимание уделять психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска: созависимые, гиперактивные, имеющие опыт отклоняющегося поведения, имеющие академические и эмоциональные проблемы.
· Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым социальным умениям:
1) Общаться
2) Разрешать конфликтные ситуации
3) Преодолевать стресс
4) Принимать решения
5) Планировать свое будущее.
6) Управлять своим поведением на основе самопознания
7) При выявлении случаев употребления психоактивных веществ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь. (17; 4-5)
· В случае формирования психологической зависимости (при употреблении героина в 55% случаев после первой пробы) оказывать психологическую помощь, направленную на разрушение психологической зависимости, поиск компенсационных механизмов и их реализацию.
· В случае выявления наличия химической зависимости формировать установку на лечение. А в дальнейшем на реабилитацию
· Оказывать психологическую помощь подросткам после клинического лечения или самостоятельного преодоления ломки, направленную на продление сроков ремиссии и реабилитацию.
· Обеспечить приобретение детьми и подростками опыта здорового образа жизни, опыта здоровы развлечений. (5; 46)
Поскольку наркомания особенно распространена среди молодежи, а известное правило гласит, что «легче предупредить заболевание, чем его лечить», понятно, что молодежь является основной целью усилий по профилактике и уменьшению злоупотребления наркотиками.
К сожалению, профилактика наркомании среди молодежи осложняется рядом факторов: Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут наркотики, понять, что такое наркотическая зависимость, как легко она появляется и насколько трудно с ней бороться, просто недостаточно развита.
Как показывают мониторинги употребления психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде, у подростков и молодежи выделяются три позиции:
первая позиция – имеют позитивное отношение к употреблению ПАВ;
вторая позиция – "неопределившиеся", не имеют собственной четкой позиции по отношению к ПАВ;
третья позиция – активные противники употребления ПАВ. (5; 69)
Понятие субъектности (подростки и молодежь как субъект профилактики злоупотребления ПАВ) предполагает наличие деятельности, активности, инициативы, которые разворачивают подростки и молодые люди. При этом важно отметить, что формирование субъектной (деятельностной) позиции принципиально отличается от подхода, формирующего частные паттерны поведения (отдельные умения действовать) в тех или иных ситуациях. Основной акцент состоит в том, что молодежь, становясь субъектом, сама начинает формировать ситуации и организовывать свое жизненное пространство. Реализация этой установки связана со следующим.
Во-первых, предоставление молодым
людям возможности
Во-вторых, помочь подросткам
сформировать свою собственную систему
ценностных ориентиров и принять
для себя личностное решение о
том, как они будут реализованы.
Дать им возможность оценить все
стороны жизни, так или иначе
связанные с проблемой
В-третьих, освоить способы помощи и поддержки своих друзей, которые в ней нуждаются.
В-четвертых, создать такую систему совместной деятельности подростков и взрослых, которая позволяла бы достигать социально позитивные и личностно значимые для подростка результаты, на основе которых растет его самоуважение к себе.
профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.
Цель - максимум профилактики употребления психоактивных веществ, то есть полный отказ от них детей и подростков.
Следует выделить следующие задачи профилактической работы с детьми в школах и других учебных заведениях:
1. Дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм;
2. Сориентировать их на способность делать свой собственный выбор; дети и подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют, но ни в коем случае не по принципу "здесь, теперь и сразу";
3. Дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;
4. Сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
Соответственно этим задачам профилактическая работа может включать в себя три компонента. (31; 32)
1. Образовательный компонент
Специфический - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент
- коррекция определенных
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент
- помощь в социальной адаптации
ребенка к условиям окружающей
среды, обучение навыкам
Цель: формирование социальных
навыков, необходимых для здорового
образа жизни и комфортного
Отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им зачастую оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям и подросткам
Все эти экстремальные
в социально-психологическом
Задачи такой программы следующие (31; 43):
1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ,
2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы работы.
3. Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению, о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающее поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.
4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
- собственной системы
ценностей, целей и установок,
способности делать
- умения общаться с
окружающими, понимать их
- потребности в получении
и оказании поддержки
5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
Позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;
Адекватно оценивать проблемные
и разрешать жизненные
Ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
Контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
Осознать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;
Сопереживать окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилитации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
Принимать от окружающих и оказывать им психологическую и социальную поддержку.
6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:
- принятие решения и преодоление жизненных проблем;
- восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
- оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;
- Отставание своих границ и защита своего персонального пространства;
-защита своего "Я", самоподдержка и взаимоподдержка;
- избегание ситуаций, связанных
с употреблением ПАВ и с
другими формам
- развитие умений использовать
альтернативные ПАВ способы
- развитие умений бесконфликтно и эффективно общаться.
Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего и среднего возраста. (31; 44)
Можно выделить следующие разделы программы:
1. Информационный.
2. Когнитивного развития.
3. Развития личностных ресурсов.
4. Развитие личностных ресурсов.
5. Развития стратегий высокофункционального поведения.
Исходя из разделов, выделяются следующие направления работы:
Подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска, склонными к употреблению наркотиков;
Профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
Работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих ПАВ.
Мы выделим следующие методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики:
1.Групповая работа.
2. Тренинг поведения.
3. Когнитивная модификация и терапия.
4. Личностный тренинг.
5. Дискуссии.
6. Мозговые штурмы.
7. Беседы.
8. Лекции.
9. Ролевые игры.
10. Психогимнастика.
11. Психодрамма.
12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.
13. "Круглые столы".
14. Совещания.
15. Супервизия.
16. Проведение методических занятий с супервизорами.
Предполагаемыми результатами могут стать следующие:
- уменьшение факторов
риска употребления ПАВ в
- формирование здорового
жизненного стиля и
Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения младших школьников